Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Слова «дворец Юсуповых» всегда требуют уточнения — какой именно. У этой знатнейшей и богатейшей фамилии было несколько десятков дворцов в разных концах Российской империи, в том числе в Москве в Большом Харитоньевском переулке и в усадьбе Архангельское. Дом на Мойке принадлежал пяти последним поколениям Юсуповых меньше столетия. За строгим гармоническим фасадом, не позволяющим оценить истинные размеры дворца, скрывается царское великолепие его внутреннего убранства.

Юсуповский дворец — идеальный туристический объект. В нем соединились самые популярные (даже «попсовые») петербургские сюжеты: роскошный быт русской аристократии и убийство Распутина. Эпизод с Распутиным для многих заслонил всю предыдущую историю дворца, а точнее, городской усадьбы с анфиладами парадных и личных покоев, домашним театром, картинной галереей, зимним садом и обычным садом, огромным двором, павильонами и оранжереями. Точно так же личность последнего хозяина, князя Феликса Юсупова, заслоняет куда более значительные личности его предков.

Официально Юсуповская усадьба до сих пор принадлежит педагогической общественности города в качестве Дворца культуры работников просвещения. Правда, к концу XX века Дворец культуры переквалифицировался в своеобразный культурно-исторический центр на коммерческой основе. Восстановленные залы открыты для экскурсий, и не только: можно арендовать помещение для корпоративных праздников, балов, свадеб и прочих частных нужд. В театре идут спектакли и концерты, звучит много музыки. Просветительская деятельность тоже театрализована: актеры разыгрывают сцены из великосветской жизни для детей и взрослых (наверное, хорошо, что Юсуповы этого уже не видят). Хит — экспозиция «Убийство Распутина», устроенная в тесном подвальном помещении, где все и свершилось. У впечатлительных посетителей создается эффект присутствия, восковые фигуры героев и фотографии усиливают воздействие. Экскурсоводы тоже стараются. До недавнего времени без экскурсии, которые начинались каждый час, во дворец вообще нельзя было попасть — ни в парадные покои, ни к Распутину. Теперь для индивидуальных туристов и малых групп открыли второй вход с улицы Декабристов, и тот, кто предпочитает осмотреть сказочный дворец спокойно, индивидуально и без дежурных ряженых кукол, наконец имеет эту возможность.

Местные особенности

Юсуповский дворец открыт ежедневно с 11.00 до 18.00. Кассы закрываются на час раньше, продажа билетов на очередную экскурсию заканчивается за 10 минут до начала сеанса.
Вход для организованных групп -- с набережной р.Мойки, 94. Для индивидуальных посетителей — со стороны ул. Декабристов, 21.
Соимость билета: взрослый с аудиогидом — 700 руб., обзорная экскурсия — 450 руб. (2018 г.)
Детали лучше всего заранее изучить в специальных разделах сайта музея.
Телефон 8 (812) 314-9883
Касса дворца: 8 (812) 314-9883, 8 (812) 314-3859

История

Дворец на Мойке стал Юсуповским только в 1830 году, сменив несколько хозяев. В начале XVIII века на этом месте располагалась усадьба племянницы Петра I царевны Прасковьи, позже перешедшая к графу Шувалову. Шувалов выстроил первый дворец в стиле барокко — он стоял чуть ниже по течению Мойки. Сын Шувалова продал этот дом и возвел новое здание, уже в стиле классицизма, ставшее основой современного Юсуповского дворца. Его спроектировал Валлен-Деламот. До наших дней сохранилась триумфальная арка парадного въезда со стороны Офицерской улицы (современная ул. Декабристов) и высокая семиметровая ограда с колоннами.

При Екатерине II дворец на Мойке был продан в казну, а в 1795 году царица подарила его фрейлине Александре Браницкой. Через 35 лет усадьбу купил племянник Браницкой — князь Борис Николаевич Юсупов. Поскольку средства Юсуповых были в прямом смысле слова неограниченными, дворец вскоре стал воплощением всех фантазий о сказочной роскоши и изысканной красоте.

Это неудивительно — история рода Юсуповых сама по себе похожа на сказку. По знатности они были равны императорской фамилии и происходили из владетельных князей Ногайской орды. Неоспоримая древность и знатность рода породили легенду о том, что прямым предком Юсуповых был Абубекир, тесть пророка Магомета. Юсуповы специально опровергли эту легенду: Абубекир действительно был, но не тот, а на пару веков позднее. Непосредственным основателем рода считается Юсуф-мурза, отец последней Казанской царицы Суюмбеки. Два его сына были отправлены на службу к Ивану Грозному в знак лояльности Ногайской орды к России. Их хорошо приняли, наделили землями и поместьями. Они сохраняли верность русским царям, но оставались мусульманами. Христианство принял только правнук Юсуфа-мурзы — Абдул-мурза, служивший при Алексее Михайловиче. Он крестился под именем Дмитрий и взял фамилию Юсупово-Княжево. Именно так Юсуповы звались до конца XVIII века.

С крещением Абдул-мурзы связана еще одна легенда: якобы из-за вероотступничества на всех его потомков было наложено проклятье. С тех пор в каждом поколении Юсуповых выживал только один сын, а его братья умирали, не дожив до 26-летнего возраста.

Одним из самых ярких представителей рода Юсуповых был князь Николай Борисович, отец первого хозяина дворца на Мойке. Директор Императорских театров, директор Эрмитажа, знакомец Дидро, Бомарше и Вольтера, член Государственного совета, единственный в русской истории маршал коронации, короновавший трех царей — Павла I, Александра I и Николая I, он был знатоком искусств, коллекционером и меценатом, превратившим свое имение Архангельское в «подмосковный Версаль».

С тем же размахом, что и в Архангельском, Юсуповы взялись за преображение дворца на Мойке. Архитектор Андрей Михайлов оставил без изменений центральный фасад, но увеличил на этаж боковые ризолиты, возвел трехэтажный корпус с восточной стороны усадьбы, объединил флигели, где разместились картинная галерея и домашний театр. Был разбит сад, построен садовый павильон и оранжереи. Появилась парадная лестница со стороны Мойки, ведущая в парадные покои. Интерьеры оформляли лучшие декораторы своего времени — итальянцы Виги, Торичелли, Скотти и русский мастер Травин. Архитектор Симон создал Зимний сад и Гобеленовую гостиную. В ней повесили три гобелена, подаренных Николаю Борисовичу Юсупову Наполеоном.

После смерти первого хозяина дворец был снова перестроен. Архитектор Монигетти заново декорировал парадную лестницу и несколько новых залов.

Еще одной перестройке дворец подвергся в конце XIX века. Его оснастили всеми новейшими достижениями цивилизации — канализацией, водопроводом, паровым отоплением, электрическим освещением. Самые последние изменения относятся к 1914 году: покои первого этажа обновили перед женитьбой молодого князя Феликса на великой княжне Ирине Александровне, племяннице Николая II. Через три года история резиденции Юсуповых и рода Юсуповых в России закончится, а за год до этого произойдет самое громкое событие в этой истории — убийство Григория Распутина. Оно останется единственным жизненным достижением князя Феликса Юсупова, известного в основном своей красотой, бисексуальностью и сомнительной репутацией. В эмиграции князь напишет очень интересные, но не очень достоверные мемуары.

После революции в национализированном Юсуповском дворце ненадолго открыли выставку, посвященную убийству Распутина, и музей дворянского быта. Потом дворец отдали ленинградским работникам просвещения, что в итоге стало большой удачей —  Юсуповская резиденция смогла избежать обычного для подобных зданий бессмысленного разорения. Во время блокады во дворце размещался эвакогоспиталь. После войны, уже в 1960 году, дворец Юсуповых на Мойке был признан памятником истории и культуры федерального значения.

Rambler's Top100