Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Симонов монастырь в Москве, Борисоглебский в Ростове, Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий в Серпухове, Георгиевский на Клязьме — все эти обители были основаны преподобным Сергием Радонежским в разные годы XIV века. Но первой и особой среди них стала одна, начинавшаяся как Троицкая пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди Радонежского бора.

За шесть веков своего существования уединенная пустынь выросла в Троице-Сергиеву лавру — крупнейший православный мужской монастырь России, архитектурный ансамбль ошеломляющей красоты, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Великолепие современного монастырского града на холме Маковец ничем не напоминает о первых днях основания обители, жизнь в которой была исполнена скорби и тесноты и подчинялась суровой дисциплине монашеского общежития — того самого «строжайшего монашества», до появления Сергия никак не приживавшегося на Руси.

Вид на Троице-Сергиеву лавру. Фотохром, 1890-е годы. Фото: Библиотека Конгресса США. Strana.Ru
Вид на Троице-Сергиеву лавру. Фотохром, 1890-е годы. Фото: Библиотека Конгресса США
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Вид со смотровой площадки на Блинной горе. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Вид со смотровой площадки на Блинной горе. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Сергий Радонежский до конца своих дней оставался игуменом основанного им Троицкого монастыря, отказавшись от митрополичьего золотого креста. Здесь он и преставился, здесь покоятся его святые мощи. Смиренный подвижник, сам того не желая, оказался «виноват» в стремительном возвышении Троицкой обители и ее превращении в одну из главных православных святынь. Личность и труды человека, которого уже при жизни почитали как святого, были столь значимы для русской истории, что отец Павел Флоренский назвал преподобного «Строителем и Ангелом России». По большому счету, без Сергия Радонежского и его обители могло и не состояться российское государство.

Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Новое государство, советское, превратило древний монастырь сначала в музей, затем — в парадную витрину дозволенного православия. Сегодня, когда главная патриаршая резиденция переместилась в московский Свято-Данилов монастырь, официоз — в храм Христа Спасителя, лавра продолжает жить двойной жизнью: как центр духовный и центр туристический, сияющий с холма Маковец над Сергиево-Посадской городской агломерацией. Тучи раскормленных туристами голубей перелетают от Святых ворот на улицы постсоветского пост-Загорска.

Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В наше время духовные поиски больше не являются единственным мотивом для поездки в лавру. Туристов с фотоаппаратами, но без веры, здесь не меньше, чем истово верующих паломников. Экскурсоводы стараются доступно изложить ключевые взаимосвязи — Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Ослябя и Пересвет, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр Первый… — заставляя задуматься о том, что по значимости для российской истории с лаврой может сравниться разве что Кремль.

Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Но, в отличие от Кремля, радикально менявшегося вместе со светской властью, у лавры есть сердце: маленький Свято-Троицкий собор, почти незаметный на фоне величественных сооружений поздних эпох. Весь монастырь вырос вокруг этой церкви, построенной на месте первой деревянной церквушки отшельника Варфоломея, будущего Сергия Радонежского. Здесь в серебряной раке покоится главная святыня обители: святые мощи преподобного Сергия. Первую роспись собора сделали иноки Андрей Рублев и Даниил Черный, а для первого на Руси высокого иконостаса Андрей Рублев написал свой главный шедевр — «Троицу».

Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Намоленные соборы, красота монастырского града, материальные воплощения духа истории — в «Доме Живоначальной Троицы» каждый может поискать ответ на свои внутренние вопросы. Страждущих, да и просто любопытствующих очень много, поэтому единственное, чего не стоит искать гостю в Троице-Сергиевой лавре, — тишины и уединения.

Важно

Не забывайте правила: при посещении лавры женщинам настойчиво рекомендуется покрыть голову, надеть юбку ниже колен и одежду с длинными рукавами, мужчины перед входом в храм снимают головные уборы, а шорты и майки здесь неуместны даже в жару.

Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Местные особенности

Храмы, относящиеся к лавре, есть не только в Сергиевом Посаде. Так, церковь Святой Троицы, которая служит Патриаршим подворьем обители, находится на острове Ватерлоо (Южные Шетландские острова) в Антарктике, недалеко от российской полярной станции «Беллинсгаузен». Церковь Святой Троицы считается самым южным православным храмом в мире.

Паломнический центр лавры располагается рядом со входом в надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Заведующий — игумен Мефодий (Ермаков). Телефоны Паломнического центра для заказа экскурсий: +7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70.

Духовная академия

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия. Это старейшее высшее учебное заведение России, бывшая Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1685 году. Академию перевели в лавру в 1814 году, после пожара Москвы. Она была закрыта после Октябрьской революции и возродилась в 1944-м как Православный богословский институт и Высшие богословско-пасторские курсы при нем. В 1946-м институт преобразовали в Духовную академию и семинарию. Через три года академия и семинария разместились во вновь открытой Троице-Сергиевой лавре. Гуманитарное образование, которое получали студенты академии, отличалось от стандартного советского в лучшую сторону и очень ценилось. А далекие от церкви романтические девушки рассматривали поездку в Загорск как возможность встретить жениха из числа «духовных» студентов. Эта тема возникает, например, в популярной советской комедии «Семь невест ефрейтора Збруева».

В настоящее время в семинарии пятилетняя система обучения, в академии — трехлетняя. Студенты выбирают специализацию и учатся на одном из четырех отделений: библейском, богословском, церковно-историческом или церковно-практическом. Есть возможность учиться заочно. Действуют Регентская и Иконописная школы и Высшие богословские курсы.

Экскурсии

Экскурсии по монастырю организуются ежедневно с 9:00 до 17:00. Экскурсии по ризнице необходимо предварительно заказать по телефону: 4-57-21, на время 12:15, 12:30, 15:30 и 15:45.

Архитектурные объекты Свято-Троицкой Сергиевой лавры

1. Троицкий собор (1422)
2. Никоновская церковь (1623)
3. Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (1476)
4. Успенский собор (1585)
5. Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и Больничные палаты (1635–1637)
6. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686–1692)
7. Надвратная церковь Рождества св. Иоанна Предтечи (1692–1699)
8. Михеевская церковь (1734)
9. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1746–1753)
10. Успенский кладезь с часовней (1644 — конец XVII века)
11. Колокольня (1741–1768)
12. Усыпальница Годуновых (1782)
13. Обелиск (1792)
14. Сень над крестом (1872)
15. Митрополичьи покои (1778)
16. Ризница (1782)
17. Казначейский корпус братских келий (1743–1745)
18. Варваринский корпус братских келий (XVI–XX века)
19. Предтеченский корпус братских келий (1640)
20. Экономский корпус (XVII–XIX века)
21. Успенский корпус келлий (XVII век — 1816 год)
22. Инспекторский корпус (XVII век — 1816 год)
23. Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери (1686–1692, 1870)
24. Классный корпус МДА (1839–1884)
25. Библиотечный корпус МДА (1876)
26. Больничный корпус МДА (1835–1884)
27. Святые ворота (XVI–XIX века)
28. Пятницкая башня (1640)
29. Луковая башня (XVI–XVIII века)
30. Водяные ворота (XVI–XVIII века)
31. Водяная башня (XVII век)
32. Пивная башня (XVI–XVII века)
33. Келарская башня (1643)
34. Гостиные (Келарские) палаты (1643)
35. Плотничья башня (XVII век)
36. Каличья башня (1759–1772)
37. Звонковая башня (XVI–XVII века)
38. Уточья башня (XVII век)
39. Сушильная башня (XVI–XVII века)
40. Успенские ворота (2-я половина XVII века)

История

В 1337 году будущий Сергий Радонежский, в те годы еще не святой и не монах, а просто Варфоломей, вместе с блатом Стефаном поставил на холме Маковец, на месте нынешней лавры, небольшую деревянную церковь Святой Троицы и поселился там в уединении. Потом Стефан перебрался в московский Богоявлениский монастырь, а к Варфоломею стали присоединяться другие иноки. Так образовался монастырь. Сохранился схематичный план его изначального устройства: внутренний двор с церковью и трапезной, с четырех сторон окруженный кельями. Первым игуменом обители был Митрофан, постригший будущего главу обители Сергия Радонежского в монахи.

В разное время тут жили Никон Радонежский, Максим Грек, Епифаний Премудрый. В монастыре собирали рукописные и печатные книги, из которых постепенно составилась уникальная библиотека.

Самым ранним строением лавры считается белокаменный Троицкий собор, возведенный в 1422 году на месте первого деревянного храма. Он погиб, когда в 1408 году монастырь сожгли татары, и Никон — тогдашний настоятель — распорядился отстроить новый собор из камня. Троицкий собор возводили сербские монахи, после сражения на Косовом поле нашедшие приют в обители. Во время строительства были найдены — «обретены» — мощи Сергия Радонежского, которые хранятся в этом соборе. Величественный и лаконичный по декору белокаменный крестово-купольный храм остается выдающимся образцом раннемосковского зодчества. Долгое время он был единственным каменным строением монастыря. Весь комплекс лавры строился вокруг него.

Над иконостасом Троицкого собора работали великие иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для этого иконостаса была написана рублевская икона Святой Троицы.

Никоновская церковь, построенная в 1552 году, примыкает к Троицкому собору с юга. С той же стороны — по преданию, там стояла келья преподобного Сергия — пристроена Серапионовская палатка (1783 г.), возведенная над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре.

Духовский собор (храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) возвели следующим после Троицкого. Он построен в 1476 году псковскими мастерами и завершен уникальной для московской архитектуры «подкупольной звонницей» — колокольней прямо под синим куполом. У его северной стены покоятся мощи преподобного Максима Грека.

Самое значительное по масштабам здание монастыря — Успенский собор. Его строили в течение 26 лет (1559–1585 гг.) по образцу одноименного храма Московского Кремля. За процессом стройки следил сам Иван Грозный. Расписывали и украшали собор уже под опекой сына Грозного — царя Федора Иоанновича. Он и его супруга, царица Ирина Федоровна Годунова, долго не имели детей и молились о «чадородии», одаряя храмы.

Иконостас собора вместе с другими мастерами создавал Федор Ушаков, московский художник на царской службе, а фрески выполнял выдающийся живописец Дмитрий Григорьев.

С северо-западной стороны к Успенскому собору примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи. Над ними в 1780 году была сооружена шатровая палатка, но она не сохранилась.

Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Московская область. Сергиев Посад. Троице-Сергиева лавра. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

К юго-западу от храма стоит Надкладезная часовня конца XVII века. Ее архитектуру относят к нарышкинскому стилю — начальному этапу русского барокко.

Памятники церковного зодчества XVIII века: Михеевская (1734 г.) и Смоленская (1746–1753 гг.) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770 гг.) — самая высокая в России, 88,5 метра.

В XV веке монастырская территория была обнесена белокаменной стеной протяженностью 1284 метра.

За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен писатель и общественный деятель Иван Сергеевич Аксаков (1886). Кроме того, в Лавре захоронены представители знатных русских родов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские… На кладбище Черниговского скита лежат философ Константин Леонтьев (принявший здесь постриг под именем Льва) и писатель Василий Розанов.

Со временем Троицкая обитель стала духовным центром московских земель, опорой московских князей и нередко играла заметную роль в политической жизни страны. В военное время Свято-Троицкий монастырь регулярно осаждали, но занят и разграблен он был только раз, в самом начале XV века, когда его сжег хан Едыгей. В 1608–1610 годах обитель выдержала осаду польско-литовских интервентов, по численности превосходивших осажденных в десять раз. По преданию, дух монахов поддерживали чудесные явления преподобного Сергия. Монастырь продержался целых 16 месяцев, а после отступления врага стал одним из оплотов второго ополчения Минина и Пожарского.

Путь Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. Февраль-август 1612 года. Иллюстрация: Алиса Новодворская / Strana.ru. Strana.Ru
Путь Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. Февраль-август 1612 года. Иллюстрация: Алиса Новодворская / Strana.ru

Во время первого бунта стрельцов в Свято-Троицкой обители укрывались царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр. В 1689 году Петр снова нашел здесь приют, когда бежал из охваченной новым стрелецким бунтом Москвы.

В 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны монастырь получил статус лавры, то есть его особое значение, духовное и государственное, было признано официально.

С приходом советской власти монастырь, естественно, закрыли, а в его зданиях организовали историко-художественный музей. Возрождение лавры началось во время краткой «церковной оттепели», когда Сталин решил, что РПЦ ему все же нужна. В Великую Субботу 1946 года вновь зазвучали колокола и состоялось богослужение в Успенском соборе. С тех пор и до конца СССР монастырь был своеобразной витриной официально разрешенного православия. В 1971, 1988, 1990 годах в Троице-Сергиевой лавре проходили Поместные Соборы.

Rambler's Top100