Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Толбачик — не одинокая гора, а целый вулканический массив. Его главные вершины — Острый Толбачик (3 682 метра) и Плоский Толбачик (3 140 метров). Вокруг них громоздятся десятки гребней и конусов поменьше. Как бы забавно ни звучало название вулкана, но Плоский Толбачик — вулкан действующий, а значит, заслуживает самого серьезного отношения. Острый Толбачик, напротив, никакой опасности не представляет, он потухший.

Как любой действующий вулкан, Плоский Толбачик обладает своим характером, и характер этот весьма скверный. С 1740 года зарегистрировано чуть больше десятка извержений, из них половина — сильные. Многолетние перерывы между сильными извержениями — одна из особенностей Толбачика. Другая особенность — эти извержения каждый раз происходят неожиданно и с непредсказуемыми последствиями. Правда, самое знаменитое извержение Толбачика, Большое трещинное 1975 года, которое до сих пор с трепетом вспоминают и вулканологи, и местные жители, ученым удалось предсказать с точностью до дня. Большое трещинное толбачинское извержение (или просто БТТИ) превратило Толбачик сначала в мекку вулканологов, а потом — в один из главных туристических объектов Камчатки.

Извержение 1975 года сделало вулкан легкодоступным. Шлак засыпал и хорошо разровнял все трещины Толбачинского дола. Путь к Толбачику стал значительно проще, простым было и восхождение на вулкан — пологие склоны и относительно небольшая высота этому немало способствовали. Бывалые путешественники даже говорили, что на Плоский Толбачик подняться проще, чем на Авачу. Весь подъем занимал от 6 до 8 часов и требовал нормальной физической подготовки. Кроме того, БТТИ превратило Толбачинский дол в уникальную выставку крупных природных форм — здесь появились пещеры и причудливые скалы, на месте Северного прорыва вырос внушительный Красный конус. Пещеры облюбовали спелеологи, на склонах тренировались скалолазы, а Красный конус ежегодно фотографировали с разных ракурсов сотни туристов. За 36 лет с момента Большого трещинного извержения на Толбачике появилось несколько научных баз, принадлежавших вулканологам и национальному парку «Вулканы Камчатки». Две такие базы — Водопадная и Ленинградская — служили еще и туристическими приютами. Кстати, у базы Ленинградская было еще одно название, «база Луноходчиков». Долины, усеянные камнями и вулканическим шлаком, настолько походили на марсианский ландшафт, что именно здесь проводили испытания первых советских луноходов и марсоходов.

Все вышесказанное следует употреблять в прошедшем времени. Потому что 27 ноября 2012 года произошло событие, после которого можно выкинуть на помойку все путеводители и карты Толбачинского дола. В ночь с 26 на 27 ноября началось Новое трещинное Толбачинское извержение, которое перепахало местный ландшафт до неузнаваемости. Открылись две новые трещины на высотах 1900 и 1700 метров, из которых хлынули реки лавы. Разломы прошли по Красному конусу, а лавовые потоки смели научные базы Водопадная и Ленинградская, засыпали ручьи с питьевой водой. За считанные дни обкатанный туристический объект превратился в беспорядочное нагромождение валунов и застывшей лавы.

Раньше к Толбачинскому долу вели две дороги. Самая короткая шла через поселок Козыревск. Дорога — разбитая грунтовка, но вахтовки, вездеходы и машины повышенной проходимости по ней пробирались без проблем. Вся инфраструктура поселка была заточена под экспедиции на Толбачик — в Козыревске есть несколько крупных приютов, заправка, летом там подвизаются гиды, готовые забросить группу на вулкан и поводить по окрестностям. Но после ноябрьского извержения эта дорога оказалась перекрыта лавовым потоком высотой с трехэтажный дом. Теперь дорога через Козыревск подойдет разве что отчаянным экстремалам: часть маршрута еще можно проехать на автомобиле, а дальше — исключительно на своих двоих.

Вторая дорога к Толбачику идет через поселок Лазо. Это длинная дорога — по трассе от Петропавловска Лазо ближе, но сама дорога к вулкану длиннее. Зато этот путь очень живописен: в паре мест он проходит по старому лавовому потоку, кое-где пересекает ручьи. Для прохождения этой дороги требуется специально подготовленная техника или вездеход. В самом Лазо для приема туристов есть гостевой домик на восемь мест (при нынешнем повышенном спросе на Толбачик это ничто), к тому же в поселке нет заправки, а это значит, что бензин придется возить с собой чуть ли не из Петропавловска. Очень интересно, как изменится облик «толбачикоориентированных» Козыревска и Лазо с наступлением летнего туристического сезона 2013...

Есть и третий путь на Толбачик — по воздуху. Удовольствие очень недешевое, вертолеточас на Камчатке — самый дорогой в мире, 160 тысяч рублей (цены зимнего сезона 2012/2013). На местном рынке работают три конторы, но у всех цена одинаковая и стабильно повышается. 3 января 2012 года стоимость вертолеточаса подняли со 120 до 160 тысяч рублей. Для примера — в Югре работает только одна авиакомпания с парком вертолетов. Казалось бы, идеальные условия для монополии. Но стоимость вертолеточаса в Югре — 30-40 тысяч.

Говорят, когда канадским туристам озвучили стоимость камчатского вертолета, они ошалели и заявили, что за такие деньги могли бы облететь всю Америку по периметру. Причем и Северную, и Южную. Долю правды и сарказма в этом заявлении мы подсчитывать не стали, поскольку на Камчатке все иначе, чем в Америках, и выбора нет, как ни крути.

Немаловажная деталь: стоимость вертолеточаса делят на всех пассажиров. Сейчас на Толбачик летают полные вертолеты туристов, то есть 22 человека в рейсе. Вместе с сопутствующими расходами и маржой турфирм такой полет обойдется в 10 000 рублей на человека. Но много людей на борту — тоже плохо: при посадке начинается настоящая война за место возле иллюминатора.

Вертолеты до Толбачика вылетают из Козыревска и Анавгая. Дорога до вулкана вместе с подлетом, парой кругов и временем на прогрев занимает около часа, плюс-минус десять минут. Стоянка — около 30 минут. Этого времени обычно хватает разве что на незначительный марш к вулкану и несколько фотографий на фоне далекого извержения…

Rambler's Top100