Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Посещение Иволгинского дацана — обязательный элемент всех туристических поездок по Бурятии. Иволгинский дацан известен как «центр российского буддизма», что действует на туристов магнетически. И расположен удобно: от Улан-Удэ — километров 30–40, до села Верхняя Иволга. Дацан как раз на окраине, за ним — только кусты, увитые разноцветными ленточками хии моринами, заросшая травами равнина и предгорья Хамар Дабана.

Люди, от буддизма далекие, ожидают увидеть нечто экзотическое и, надо признать, свою долю экзотики получают. На экскурсию обычно отводится не так много времени, и проще послушно следовать указаниям гида — обойти территорию по ходу солнца, покрутить по часовой стрелке молитвенные барабаны-хурдэ, сфотографироваться на фоне ярких, почти игрушечных храмов, купить сувениры в храмах и на маленьком рынке. Краем глаза можно заметить совершенно русские избы, улыбчивых монахов в красном и паломников, обступивших субурганы. В итоге все остаются довольны. Примерно как иностранцы, посетившие Суздаль, — ничего не понятно, зато красиво.

Мы все же попробуем, не претендуя на высшую мудрость, рассказать основное доступным языком. О буддизме в России, несмотря на его достаточно широкое распространение, известно откровенно мало.

Для начала стоит определиться со значением слова «дацан». Дацан — это не храм, а монастырь, опционально включающий еще и буддийский университет. При этом неофициальный титул «центра российского буддизма» не означает, что Иволгинский дацан — главный буддийский монастырь России. Как у православных нет «главного монастыря», так его нет и у буддистов. Если продолжить аналогию, у РПЦ есть самая значительная и уважаемая обитель, Троице-Сергиева лавра. Неофициально. Так и у буддистов — Иволгинский дацан считается самым авторитетным и весомым монастырем, но без официальных титулов. Правда, в отличие от той же лавры, дацан в Верхней Иволге нельзя назвать ни самым большим, ни сколь-нибудь древним.

Причин, почему Иволгинский дацан стал «первым среди равных», несколько. Это первый дацан, открытый в советское время, в 1945 году. Год окончания Великой Отечественной многое объясняет — во время войны Сталин не просто «притормозил» с репрессиями против верующих, это был период откровенных послаблений: стране была нужна любая помощь, в том числе и духовная. Материальная помощь тоже весьма приветствовалась, верующие всех конфессий собирали деньги и сдавали ценности на нужды фронта. Бурятские буддисты собрали 350 тысяч рублей, большую по тем временам сумму. Считается, что в благодарность за помощь советское руководство и позволило открыть дацан.

Возрождать ранее существовавшие дацаны не стали, Иволгинский построили «в чистом поле». Так появился единственный в СССР легальный центр буддизма. Не в Калмыкии (калмыков к тому времени депортировали в Сибирь и Среднюю Азию) и не в Туве, которая только в 1944-м вошла в состав СССР. Первый «советский» дацан появился в Бурятии, к которой особых претензий не было. Так и получилось, что несколько десятилетий Иволгинский дацан был просто единственным в своем роде на всю страну.

По сей день Иволгинский дацан является резиденцией Пандито Хамбо ламы, главы российских буддистов, хотя правильнее говорить «главы Буддийской традиционной Сангхи России» — одной из множества сангх (общин). Здесь аналогий с православием никаких. Однако в Иволгинском дацане хранится святыня бурятского народа и главная реликвия российских буддистов — нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова (1852? — 1927). И тут можно провести очень условную параллель с мощами христианских святых как объектом поклонения. Условную еще и потому, что в буддизме достижение нетленности тела — редчайший феномен, а в случае Итигэлова вообще необъяснимый, не имеющий ничего общего с посмертной мумификацией.

Тело Нетленного хранится во Дворце — пожалуй, самом нарядном строении монастыря. Дворец Хамбо Ламы Итигэлова — дуган (храм), воссозданный в 2008 году по фотографиям. «Исходный» дуган был построен в 1906 году при участии самого Итигэлова и находился в Янгажинском дацане, разрушенном в 1954 году.

Сразу оговоримся: доступ к Нетленному строго ограничен. Верующие могут увидеть Итигэлова только 8 раз в году, в дни главных буддийских праздников. Тогда его тело переносят в главный храм дацана — Согчен-Дуган, где ему могут поклониться все желающие. Ежегодно список праздничных дат обновляется, их можно узнать, позвонив в дацан по бесплатному номеру 8-800-1003-108 или местному +7 (30140) 23377 (в рабочее время, и учитывайте разницу во времени!).

В остальное время Нетленный не покидает своего дворца, и попасть к нему можно только «по договоренности» — как правило, для особо важных персон, представителей делегаций, журналистов делают исключение. Два представителя редакции Strana.ru имели честь лицезреть Нетленного в его дворце и познакомиться с Хранителем тела Итигэлова. Если вы окажетесь среди немногих счастливчиков, допущенных к святыне, запомните: фотосъемка внутри дворца категорически запрещена. Перед посещением вас обязательно проинструктируют, как именно следует себя вести в священном месте.

Хамбо лама Итигэлов восседает на возвышении, за двойным стеклом, в той же позе лотоса, в которой ушел в нирвану в 1927 году, в которой был похоронен в кедровом ящике, в которой его извлекли из земли 75 лет спустя, согласно завещанию самого Итигэлова, и перенесли в Иволгинский дацан. Перед возвышением находится алтарь, куда следует положить хадак — ритуальный шарф, символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего. Перед этим действительно стоит очистить разум от суетных мыслей и подумать о самом заветном. Говорят, если желание искреннее и глубокое, оно обязательно сбудется. Мы тоже подумали о сокровенном — почтительная тишина в дугане к этому располагает — и с тех пор надеемся на исполнение загаданных желаний. С другой стороны, не стоит путать Нетленного с Дедом Морозом. Мы и так многое получили от этого визита — благословение Бимба ламы, хранителя тела Итигэлова, навсегда останется одним из самых удивительных воспоминаний.

Дружелюбие и теплота по отношению ко всем посетителям, вне зависимости от их веры, — пожалуй, главная особенность буддийского монастыря для не-буддиста: миролюбие здесь разлито в воздухе в высоких концентрациях. Буддизм — одна из древнейших мировых религий, и на протяжении 2500 лет остается самой мирной. Попросить благословения, совета, помощи может любой человек у любого ламы. В дацане ламы-астрологи расскажут о будущем, ламы-целители проконсультируют по вопросам здоровья, третьих можно расспросить про обычаи и ритуалы. У каждого ламы, если говорить современным языком, есть своя «специализация». Чтобы сориентироваться и найти нужного ламу, достаточно спросить любого монаха в дацане.

При Иволгинском дацане с 1991 года действует Буддийский университет Даши Чойнхорлин. Он занимает длинный деревянный дом и несколько небольших построек на территории монастыря. Студенты — их около ста человек — обучаются на четырех факультетах: философском, тантрическом, медицинском и иконографическом. Рабочий день длится с 7 утра до 9 вечера, занятия ведут, среди прочих, преподаватели из буддийских монастырей Индии. Срок обучения составляет 5 лет, по окончании выпускники получают диплом и «титул» ламы, то есть религиозного учителя. Самые способные ламы по окончании университета едут в Индию, где учатся еще 16 лет для получения звания «геше», по-нашему — кандидата философских наук.

Возможность приобщиться к университетским занятиям есть у каждого. По субботам и воскресеньям с 15:00 до 17:00 в актовом зале университета преподаватели читают лекции для всех, кто хочет узнать больше об учении Будды.

На территории Иволгинского дацана находятся 10 храмов (подробнее — в главе «Местные особенности») и 5 священных ступ-субурганов. Архитектура ступ очень древняя, их начали возводить в Индии еще до Будды, изначально как памятники-курганы на могилах правителей. Позже ступы стали символизировать важнейшие священные события буддизма, и они почитаемы не меньше, чем храмы.

Помимо храмов (дуганов и сумээ), ступ-субурганов и университета, на территории Иволгинского дацана расположились летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, оранжерея со священным деревом Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и служебные постройки. И это удивительно, поскольку снаружи территория монастыря на сельской окраине вовсе не кажется такой вместительной. Но стоит выйти за калитку — и Иволгинский дацан вновь превращается в крохотную сказочную деревеньку посреди монотонной равнины.

Местные особенности

Бурятское название Иволгинского дацана, Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид, переводится как «монастырь Колесо учения, приносящее счастье и полное радости».

10 храмов Иволгинского дацана:

- Согчен Дуган (главный Соборный храм), построен в ноябре 1976 года. Это классический пример бурятского Согчена, в соответствии с традицией, сложившейся в середине XIX века. Перед входом стоят ярко раскрашенные изваяния львов совершенно китайского вида — действительно, эта традиция была заимствована в Китае, таких львов всегда ставят перед входом в главный храм. В алтарной части дугана находится большая скульптура Будды Шакьямуни, сам храм невероятно богато украшен, в том числе очень ценными танками — изображениями, выполненными на шелке.
- Чойра дуган «Тойсам Шаддублин» факультета философии Чойра. Это самый первый Согчен дуган, построенный в 1947–1948 годах.
- Деважен дуган (или сумээ), глинобитное двухэтажное здание постройки 1970-х. Сюда часто приводят туристов. Здесь можно фотографировать и совсем не зазорно на выходе купить сувениры. Например, магнит с изображением божества или мандалы.
- Джуд дуган, тантрический дуган 2001 года постройки.
- Сахюусан Сумээ, деревянный дуган квадратной формы, построенный в 1986 году и посвященный дхармапалам — божествам, защищающим буддийское учение и каждого отдельного буддиста.
- Майдари Сумээ, небольшой деревянный храм Будды Майтрейи, построен в 1970-е.
- Маанин дуган. В этом храме каждый день проходят молебны во благо всех живых существ. Маанин дуган можно легко найти по одной особенности: перед ним находятся вольеры с косулями. По легенде, когда Будда Шакьямуни впервые давал Учение своим пятерым ученикам, из лесу вышли две лани и, преклонив колени, слушали Учение. С тех пор косули считаются символом слушания Учения.
- Ногоон Дари Эхэн сумээ — храм, посвященный божеству Зеленая Тара, «Спасительница».
- Гунрик дуган, храм Будды Вайрочаны.
- Этигэлэ Хамбо Ламын ордон (Дворец Хамбо Ламы Итигэлова).

Здание университета и дома лам больше напоминают обыкновенные деревенские избы, только выкрашенные в невероятно яркие цвета. Многоцветье — одна из традиций буддизма.

В дацане находится скульптура «Маленький Будда» знаменитого скульптора Даши Намдакова.

У входа в дацан есть кафе, где можно попробовать блюда бурятской кухни, например позы — огромные сочные «пельмени», больше напоминающие манты или хинкали, чем микроскопические равиоли. Также на территории монастыря и перед центральным входом расположены сувенирные ряды.

Не нужно бояться монахов и лам, они здесь повсюду. На просьбу «сфотографироваться вместе» вряд ли ответят отказом, но и испытывать буддийское дружелюбие тоже не стоит, проявите уважение. Кстати, в отличие от тибетского буддизма, в Бурятии (и Калмыкии) ударение в слове «лама» приходится на последний слог.

Экскурсии

Удивительную атмосферу дацана не всегда можно почувствовать в спешке, которая обычно сопутствует экскурсии. Поэтому, если есть возможность, не советуем ехать в Иволгинский дацан на часовой забег между храмами ступами. Лучший вариант — договориться о профессиональной экскурсии напрямую с монастырем, где для этих целей открыт визитно-информационный центр. Директор центра — Эрдэни лама, или, если так удобнее, Эрдэни Сергеевич Цырендашиев. Телефон: +7 (902) 161-71-08.

Стоимость экскурсий немного различается в зависимости от языка проведения. И периодически повышается, но тоже незначительно.

- На бурятском, для групп от 1 до 3 человек — 250 рублей, для групп от 4 человек — по 70 рублей с человека.
- На русском, для групп от 1 до 3 человек — 300 рублей, для групп от 4 человек — по 100 рублей с человека.
- На английском, для групп от 1 до 3 человек — 350 рублей, для групп от 4 человек — по 100 рублей с человека.

Где остановиться

Рядом с дацаном есть несколько гостевых домиков. О стоимости проживания и прочих условиях можно спросить напрямую Баясхалан лама, тел.: +7 (902) 168-14-45, или позвонить в визитно-информационный центр по номеру 8-800-100-3-108 (звонок бесплатный) или по местному +7 (30140) 23-377.

Обычаи, традиции и советы по поведению

Если вы приедете в дацан без сопровождающего, нужно знать несколько правил из «кодекса поведения» в буддийском монастыре. Они, кстати, вывешены у входа на территорию Иволгинского дацана.

Все ворота дацана состоят из трех частей — центрального входа, который обычно открывают только по большим праздникам, и двух «калиток», правой и левой. Входить на территорию следует через левую калитку, и не ломиться в центральные ворота.

Осматривать территорию дацана следует «слева направо», идя по тропинке по ходу солнца. Такой круговой обход называется «гороо», это своеобразный обряд очищения. Не-буддистам это правило тоже полезно, вносит некую систематизацию в процесс осмотра. Незнающие обычно носятся от дуганов к ступам, от ступ к домам лам, пропуская массу деталей и, собственно, смысл.

Возле храмов, по ходу движения, установлены молитвенные барабаны-хурдэ, заполненные текстами ламаистских молитв. Хурдэ нужно обязательно «покрутить», строго по часовой стрелке. Это действие считается равноценным совершенной молитве. Помолиться можно также с помощью хии моринов — лоскутков ткани, освященных ламой, с вашим именем и текстом молитвы. Их во множестве повязывают на окружающие дацан кусты и деревья, каждое колыхание хии морина на ветру тоже считается произнесением молитвы.

Можно заходить во все открытые храмы. Не-буддистам разрешено посещать молебны, которые в Иволгинском дацане обычно начинаются в 9 утра и длятся около полутора часов. Во время молебна люди рассаживаются вдоль стен на низких лавочках. Рекомендуется оставлять в храмах подношения — можно деньгами, а можно едой, обычно это молоко или сладости.

На территории монастыря нельзя курить, сорить и сквернословить, это само собой разумеется. Женщинам желательно не надевать мини-юбки, правда, если другой совсем нет, никто из дацана не выгонит. Внутри храмов рекомендуется снять головные уборы, снять с плеч сумки и рюкзаки, взять их в руки или оставить у входа — опять же, для не-буддистов это только рекомендация, здесь нет злобных шикающих старушек.

При посещении храмов нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды и святых, нельзя показывать на них пальцем (это будет нелегко). Находясь в храмах во время молитв, не следует скрещивать руки или ноги. У выхода в каждом храме находится аршан, сосуд со святой водой. Его следует взять правой рукой, налить немного воды в левую, сделать три глотка, а остаток влаги нанести на голову. Впрочем, не-буддистам соблюдать это правило необязательно.

Обращайте внимание на таблички с изображением перечеркнутого фотоаппарата. На универсальном языке символов это означает, что фотографировать запрещено. И это, пожалуй, единственный строгий запрет на территории дацана.

За советом, к какому ламе обратиться по определенному вопросу, лучше отправиться в главный храм, Согчен Дуган. А если просто возникло желание пообщаться «за жизнь», можно обратиться к любому священнослужителю. После разговора ламу следует поблагодарить деньгами — фиксированной суммы нет, но и жадничать не стоит.

События и праздники

В один из восьми дней в году, когда любой может увидеть нетленное тело Итигэлова, не советуем приходить с утра, в это время в дацане очень многолюдно. Большинство паломников расходится около 16 часов, это самое спокойное время для «общения» с ламой.

Каждый год в Иволгинском дацане проводятся большие осенний и зимний хуралы (праздничные ритуалы), летом — праздник Майдари в честь бодисатвы Майтрейя — символа любви, надежды на будущее и сострадания. Майтрейя — грядущий Учитель человечества, Бодхисаттва и Будда нового мира эпохи Сатья-юги. Праздничная церемония длится несколько дней и завершается торжественным шествием верующих вокруг храма. Во главе процессии на колесницу водружают статую Майтрейи в сопровождении ламы.

Ежемесячно в Маанин дугане проводится трехдневный духовный обряд (ретрит), принять участие в котором могут все желающие. Три дня участники ретрита ночуют в домах лам, читают мантры, совершают поклоны. Перед тем как приступить к выполнению практики, каждый дает обет не убивать, не лгать, не есть, не пить спиртного, молчать. Цель ритуала — очиститься от зла и научиться сострадать всем видам живых существ, которых в буддизме шесть — жители ада, голодные духи, животные, люди, полубоги и боги.

Главные буддийские праздники

Дугжууба (ритуал очищения). Проводится за день до наступления Нового года.
Буддийский Новый год — Праздник Белого Месяца, или Сагаалган.
15 чудес Будды (Монлам Чхенмо). Сразу после Нового года 15 дней читаются молебны, посвященные 15 чудесам, которые совершил Будда.
Праздник Калачакры (Дуйнхор-хурал). Трехдневные торжества связаны с началом проповеди Буддой Калачакра-тантры, основы философии ваджраяны. Калачакра означает буквально «колесо времени» и является одной из самых эзотерических концепций буддийской тантры.
День Рождения, Просветления и Ухода в Нирвану Будды. Главный праздник буддистов.
День рождения Далай-ламы (6 июля). Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю.
Круговращение Майтрейи (Майдари-хурал). Праздник посвящен приходу на землю Майтрейи — грядущего Будды.
Нисхождение Будды с неба Тушита на Землю / Праздник огней.
День ухода в Нирвану Чже Цонкапы (Зула-хурал).

Что привезти из Иволгинского дацана

Помимо предметов с буддийской символикой, которые продаются и в храмах, и в сувенирной лавке у входа в дацан, и на маленьком сувенирном рынке, у местных торговцев можно приобрести замечательные изделия из войлока и шерсти — шали, варежки, носки, теплые тапочки... Большинство произведено не в Бурятии, а в соседней братской Монголии. Цены гуманные, хотя своей выгоды продавщицы тоже не упустят. Торг уместен.

История

Тем, кого заинтересовала личность Пандито Хамбо Ламы ХII Даша Доржи Итигэлова, советуем прочесть очень интересную статью «Возвращение Итигэлова».

Rambler's Top100