Большой театр воистину больше, чем просто «академический театр оперы и балета». В Москве поход в Большой - такое же особое ритуальное событие, как поход в Кремль." /> Большой театр воистину больше, чем просто «академический театр оперы и балета». В Москве поход в Большой - такое же особое ритуальное событие, как поход в Кремль."/>

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Если города рисуют на денежных купюрах, то главный театр Москвы изображен не только на «сотне», но и на шоколадке «Вдохновение». Колоннада, квадрига Аполлона, «Лебединое озеро» — Bolshoy и сладкий символ русского искусства. Его силуэт с колоннадой и конями Клодта настолько же узнаваем, насколько сдержанно здание Малого театра, ближайшего родственника и соседа.

Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Большой театр воистину больше, чем просто «академический театр оперы и балета». Статус императорского театра определил его судьбу на все времена. В Большом не было и не могло быть «просто артистов», «просто спектаклей» и «просто искусства» — каждый жест и нота имели государственное значение.

Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Поэтому самыми тяжелыми для театра стали промежуточные времена — после революции, когда царей отменили, а новую империю еще не построили, и в конце XX века, после крушения СССР. В 1920 году Большой (как и Мариинский) всерьез собирались закрыть. Причины были не идеологические, а финансовые — императорский театр требует огромных вложений. Новый золотой век начался при Сталине. Кроме царской ложи, в Большом была «сталинская» — левая ложа бенуара, откуда можно смотреть спектакль, оставаясь невидимым для публики. По словам примы Большого Галины Вишневской, здесь генералиссимус чувствовал себя императором. В придворный театр отбирались лучшие артистические кадры страны. Именно тогда Большой стал удивительной позолоченной смесью советского и имперского — как великие балерины, награжденные высшими орденами СССР.

Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru
Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Список легендарных артистов, настоящих национальных гениев, выступавших на сцене Большого, бесконечно долог: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Екатерина Гельцер, Галина Уланова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Марина Семенова, Марис Лиепа… Большой театр всегда был театром отечественной классики с выдержанной идеологией. Если Мариинский прославили новаторские балеты Петипа, то Большой — «Жизнь за царя» и «Борис Годунов». Революционеры от эстетики или скандалисты могли появиться на этой сцене, но задерживались ненадолго. Это театр традиции, и даже авангард здесь выглядит респектабельным.

Москва. Большой театр. Фото: Оксана Боева. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Оксана Боева

Для обычного гражданина поход в Большой был таким же особым ритуальным событием, как поход в Кремль. Храм искусства «переигрывал» само искусство. Не столь важно, что дают, важнее быть здесь, пройти по Белому фойе, увидеть знаменитый золотой занавес. Это судьба почти всех великих театров мира — в Ла Скала или Венскую оперу тоже можно сходить даже на плохой спектакль.

К концу XX века Большой театр превратился в величественный анахронизм, явно проигрывающий своему вечному сопернику из Северной столицы. Концом прежнего Большого, напоминающего легендарные духи «Красная Москва», можно считать скандальный спектакль «Дети Розенталя». Персонажи Владимира Сорокина, который много раз описывал сцену Большого в самых сюрреалистических эпизодах своих романов, наконец воплотились на этих подмосткам, пусть и продержались недолго.

Москва. Большой театр. Фото: Оксана Боева. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Оксана Боева

После многолетней капитальной реставрации/реконструкции театр вернулся преображенным и модернизированным. Большой стал еще больше, вырос вдвое за счет подземных этажей. Была восстановлена и даже улучшена историческая акустика, нарушенная в 1920-е годы. Современные технологии расширили возможности для оркестра и для сценографов. Как рассказал Никита Шангин, главный архитектор реконструкции, в эксклюзивном интервью Strana.ru, Большой театр больше не будет «сползать на обочину мирового культурного процесса» — обновленный театр может принимать у себя любые мировые оперные коллективы или ставить, например, оперы Вагнера — раньше для «вагнеровского оркестра» просто не хватало места в оркестровой яме.

Началась новая Большая история. Или вернулась старая — как воссозданный исторический живописный занавес.

История

Большой театр отмечает свой день рождения дважды в году — в марте и в январе. Мартовский праздник связан с датой основания труппы — 17 марта 1776 года князь Пётр Урусов получил разрешение императрицы Екатерины II на создание театра. В тот же год на улице Петровке, на правом берегу Неглинки, было начало строительство, однако театр так и не успел открыться — все постройки погибли во время пожара.

Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Закончил возведение здания англичанин Майкл Медокс, компаньон князя Урусова. Его театр, названный по ближайшей улице Петровским, простоял 25 лет — до следующего пожара. Новый театр был построен на Арбатской площади. Постройкой здания руководил сам Карл Иванович Росси. Но и в этот раз театр сгорел — он был сожжен во время нашествия Наполеона. Возрождать театр было решено снова на Петровке, и к 1821 году строительство великолепного восьмиколонного здания (по проекту ректора Петербургской академии художеств А.Михайлова под руководством архитектора Осипа Бове) было закончено.

Москва. Большой театр. Фото: Оксана Боева. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Оксана Боева

Так появился тот самый Большой театр, к которому мы все привыкли. Его открытие состоялось 6 января 1825 года — именно эта дата считается вторым днем рождением театра. В этот торжественный день было организовано представление «Торжество муз» М.Дмитриева (музыка А.Алябьева и А.Верстовского).

Расцвет Большого театра приходится на конец XIX-XX века. В это время становятся известными на весь мир русские оперные певцы Федор Шаляпин, Леонид Собинов и Антонина Нежданова, композитор и дирижер Сергей Рахманинов. В качестве художников-постановщиков в создании спектаклей участвуют знаменитые художники-«мирискусники» Константин Коровин, Леон Бакст, Александр Бенуа, Александр Головин.

В 2002 году была открыта Новая сцена Большого театра. Первой постановкой здесь была опера Римского-Корсакова «Снегурочка». После начала реконструкции Большого театра (1 июля 2005 года) и до 28 октября 2011 года — дня открытия основной сцены — здесь шли все театральные и оперные постановки труппы.

Москва. Большой театр. Фото: Оксана Боева. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Оксана Боева

Леса, почти десять лет скрывавшие фасад здания, были демонтированы к 9 мая 2010 года. Знаменитая квадрига работы Петра Клодта появилась над портиком театра в 1853 году, во время его реставрации после сильнейшего пожара, почти полностью разрушившего здание. До этого над входом была установлена алебастровая скульптура Аполлона, которая полностью погибла в огне. В это же время на фронтоне был установлен двуглавый орел — государственный герб Российской империи.

В наши дни главный символ театра был полностью восстановлен в рамках реставрации Большого театра. Теперь Аполлон и его колесница покрыты специальным защитным слоем, предохраняющим от атмосферных осадков.

Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Большой театр впервые появился на отечественных деньгах в 1993 году — это были банкноты достоинством сто тысяч рублей. После деноминации 1997 года три нуля «потерялись», но изображение осталось прежним: с одной стороны фасад Большого театра, а с другой — Аполлон, несущийся на своей колеснице. Кстати говоря, благодаря изображению квадриги с обнажённым греческим богом наша сторублёвая купюра считается самым сексуальным денежным знаком в мире. Автор идеи этой и других современных банкнот — заслуженный художник России Игорь Крылков, в то время главный художник Гознака. Именно он придумал нарисовать на купюрах достопримечательности разных городов России, эта денежная серия так и называется — «От Москвы до самых до окраин».

Москва. Большой театр. Балет «Дама с камелиями». Фото: Оксана Боева. Strana.Ru
Москва. Большой театр. Балет «Дама с камелиями». Фото: Оксана Боева
Rambler's Top100