Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

В монастыре четыре церкви, колокольня, казенная и трапезная палаты. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами.

Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Собор Рождества Богородицы 1490 года — первое каменное здание на всем Белозерье. Он сооружен на 6 лет раньше Успенского собора Кириллова. В нем сохранились уникальные фрески 1502 года, созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. С годами облик собора менялся — к нему были пристроены два придела: во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского и придел Мартиниана. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти.

Собор Рождества Богородицы стал всемирно известным благодаря фрескам Дионисия. Его называли «изящным и мудрым иконописцем». А его иконы, наряду с иконами Андрея Рублева, начали коллекционировать в начале XVI века. Дионисий, которому помогали сыновья Феодосий и Владимир, расписал монастырь всего за 34 дня! Росписи сохранились довольно хорошо, но специалисты полагают, что изначально они всё же были ярче. Росписи насчитывают около 300 сюжетов и отдельных персонажей и занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов, а снаружи — центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Ферапонтовские фрески считаются вершиной творчества древнего художника.

Музей Фресок Дионисия. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Музей Фресок Дионисия. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В куполе собора — Христос Вседержитель, под ним — архангелы и праотцы, в парусах — евангелисты, на арках — святые в медальонах, рядом — учение отцов церкви, в сводах — евангельские сцены, на западной стене — Страшный суд, на уровне окон четверика — иллюстрации текста Акафиста Богоматери, ниже — Вселенские соборы, на столпах — воины-мученики, в алтарных апсидах — Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец и сюжеты на эти темы. Внизу, по периметру стен и столпов — «полотенца» с орнаментами. Наружные росписи на западной стене — сюжеты на тему спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного. Над захоронением преподобного Мартиниана — прославление Богородицы, покровительницы основателей монастыря Ферапонта и Мартиниана.

Церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530–1531 годах на вклад Василия III в честь рождения наследника Иоанна IV. Церковь изначально строилась «под колоколы». Сейчас ярус звонов замурован. Внутри — сложно расположенные камеры-резонаторы. Когда-то здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата построена в XVI веке. Это одна из немногих гражданских построек монастыря. Наверху когда-то была книгописная мастерская, хранилище казны и книг, а нижний ярус назывался сушилом.

Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Церковь преподобного Мартиниана 1641 года является усыпальницей одного из основателей монастыря. Здесь до сих пор покоятся его мощи. Над могилой стоит деревянная резная позолоченная рака, изготовленная в 1646 году. На поверхности раки вырезан текст — это краткое житие Мартиниана. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа.

Надвратная церковь Богоявления 1649 года с приделом во имя преподобного Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья. В ней, по преданию, жил ссыльный патриарх, пока строилась его собственная келья недалеко от Святых врат.

Внутри колокольни XVII века сохранился древний часовой механизм 1635 года.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов из собора Рождества Богородицы, рака преподобного Мартиниана 1646 года, его полотняная риза, игуменское место, житийная икона преподобных Ферапонта и Мартиниана, написанная монахом обители Феодосием 1732 году.

Сохранилось кресло патриарха Никона, изготовленное им во время заточения в Ферапонтовом монастыре в 1668 году, его стол и кресло из надвратной кельи.

Посреди Бородаевского озера находится крестообразный рукотворный остров патриарха Никона, сложенный по его распоряжению из камней. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Местные особенности

Время для посещения

Музей открыт круглый год. Но добраться сюда проще зимой — все дороги проходимы. В остальное время года могут быть проблемы — дороги размывает. Правда, летом спасает навигация. Климат здесь довольно суровый. Зимой температуры держатся на уровне минус 17–20 градусов. Летом довольно прохладно, в основном плюс 18.

Лучшие точки обзора и фото/видеосъемки

Лучший вид на Ферапонтов монастырь открывается с противоположного берега речки Паски, которая соединяет два озера — Бородаевское и Паское.

Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

История

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан в 1398 году иноком московского Симонова монастыря Ферапонтом, сподвижником Кирилла Белозерского. В течение 400 лет это был мужской монастырь, в 1798 году его упразднили, и в XIX веке обитель стала приходом Ферапонтовской волости, а с 1904 — женским монастырём. В 1925 насельниц отсюда изгнали. Однако ещё 10 лет тут периодически совершались богослужения. В 1935 году монастырь стал частью Кирилловского краеведческого музея, а в 1974 — музеем фресок Дионисия.

Ферапонт пробыл в обители недолго — через 10 лет его вызвали в Можайск для основания там нового монастыря. К этому времени Ферапонтов монастырь представлял собой весьма скромное зрелище, особенно по сравнению с начавшим богатеть соседним Кирилло-Белозерским монастырём.

Однако в середине XV века обителью стал управлять игумен Мартиниан — в это время Ферапонтов монастырь стал одним из крупнейших центров духовной жизни страны. Имя Мартиниана увековечено в полном названии монастыря: Богородице-Рождественский Ферапонтов Мартинианов монастырь. Здесь же он и похоронен.

Первые каменные здания на территории монастыря появились не без участия епископа ростовского Иоасафа, который оставил епископскую кафедру и приехал в Ферапонтово. Говорят, во время страшного пожара, который уничтожил все деревянные постройки, в келье Иоасафа чудесным образом уцелело некое «сокровище», которое было предназначено для монастырских нужд. Как бы то ни было, но сразу после пожара был построен каменный собор Рождества Богородицы, и именно Иоасаф пригласил сюда Дионисия.

XVI век — время расцвета монастыря. Сюда на богомолье едут Василий III и Елена Глинская, позже — их сын Иван Грозный. В XVI веке здесь уже имелось несколько каменных зданий: собор, трапезная и казенная палата. Потом здания неоднократно перестраивались, в XIX веке деревянные стены были снесены, а вместо них поставили невысокую ограду, которая частично сохранилась до наших дней.

В декабре 1666 года после соборного осуждения и лишения архиерейского сана в Ферапонтов монастырь был заточен патриарх Никон. Однако старец здесь не нуждался, хотя и постоянно жаловался на «скудность» жизни в Ферапонтове. По распоряжению Никона посреди Бородаевского озера был сооружён каменный искусственный остров в форме креста. А к столу бывшего патриарха доставлялись осетры, яблоки и даже арбузы.

Rambler's Top100