Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

В монастыре 4 церкви, колокольня, казенная и трапезная палаты. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами.

Собор Рождества Богородицы 1490 года — первое каменное здание на всём Белозерье. Он сооружён на 6 лет раньше Успенского собора Кириллова. В нём сохранились уникальные фрески 1502 года, созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. С годами облик собора менялся — к нему были пристроены два придела: во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского и придел Мартиниана. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти.

Собор Рождества Богородицы стал всемирно известным благодаря фрескам Дионисия. Его называли «изящным и мудрым иконописцем». А его иконы, наряду с иконами Андрея Рублева, начали коллекционировать в начале XVI века. Дионисий, которому помогали сыновья Феодосий и Владимир, расписал монастырь всего за 34 дня! Росписи сохранились довольно хорошо, но специалисты полагают, что изначально они всё же были ярче. Росписи насчитывают около 300 сюжетов и отдельных персонажей и занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов, оконных и дверных откосов, а снаружи — центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Площадь стенописи собора 600 кв.м. Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Ферапонтовские фрески считаются вершиной творчества древнего художника.

В куполе собора — Христос Вседержитель, под ним — архангелы и праотцы, в парусах — евангелисты, на арках — святые в медальонах, рядом — учение отцов церкви, в сводах — евангельские сцены, на западной стене — Страшный суд, на уровне окон четверика — иллюстрации текста Акафиста Богоматери, ниже — Вселенские соборы, на столпах — воины-мученики, в алтарных апсидах — Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец и сюжеты на эти темы. Внизу, по периметру стен и столпов — «полотенца» с орнаментами. Наружные росписи на западной стене — сюжеты на тему спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного. Над захоронением преподобного Мартиниана — прославление Богородицы, покровительницы основателей монастыря Ферапонта и Мартиниана.

Церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530–1531 годах на вклад Василия III в честь рождения наследника Иоанна IV. Церковь изначально строилась «под колоколы». Сейчас ярус звонов замурован. Внутри — сложно расположенные камеры-резонаторы. Когда-то здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата построена в XVI веке. Это одна из немногих гражданских построек монастыря. Наверху когда-то была книгописная мастерская, хранилище казны и книг, а нижний ярус назывался сушилом.

Церковь преподобного Мартиниана 1641 года является усыпальницей одного из основателей монастыря. Здесь до сих пор покоятся его мощи. Над могилой стоит деревянная резная позолоченная рака, изготовленная в 1646 году. На поверхности раки вырезан текст — это краткое житие Мартиниана. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа.

Надвратная церковь Богоявления 1649 года с приделом во имя преподобного Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья. В ней, по преданию, жил ссыльный патриарх, пока строилась его собственная келья недалеко от Святых врат.

Внутри колокольни XVII века сохранился древний часовой механизм 1635 года.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов из собора Рождества Богородицы, рака преподобного Мартиниана 1646 года, его полотняная риза, игуменское место, житийная икона преподобных Ферапонта и Мартиниана, написанная монахом обители Феодосием 1732 году.

Сохранилось кресло патриарха Никона, изготовленное им во время заточения в Ферапонтовом монастыре в 1668 году, его стол и кресло из надвратной кельи.

Посреди Бородаевского озера находится крестообразный рукотворный остров патриарха Никона, сложенный по его распоряжению из камней. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Местные особенности

Время для посещения

Музей открыт круглый год. Но добраться сюда проще зимой — все дороги проходимы. В остальное время года могут быть проблемы — дороги размывает. Правда, летом спасает навигация. Климат здесь довольно суровый. Зимой температуры держатся на уровне -17...-20 градусов. Летом довольно прохладно, в основном, +18°.

Лучшие точки обзора и фото/видеосъёмки

Лучший вид на Ферапонтов монастырь открывается с противоположного берега речки Паски, которая соединяет два озера — Бородаевское и Паское.

История

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан в 1398 году иноком московского Симонова монастыря Ферапонтом, сподвижником Кирилла Белозерского. В течение 400 лет это был мужской монастырь, в 1798 году его упразднили, и в XIX веке обитель стала приходом Ферапонтовской волости, а с 1904 — женским монастырём. В 1925 насельниц отсюда изгнали. Однако ещё 10 лет тут периодически совершались богослужения. В 1935 году монастырь стал частью Кирилловского краеведческого музея, а в 1974 — музеем фресок Дионисия.

Ферапонт пробыл в обители недолго — через 10 лет его вызвали в Можайск для основания там нового монастыря. К этому времени Ферапонтов монастырь представлял собой весьма скромное зрелище, особенно по сравнению с начавшим богатеть соседним Кирилло-Белозерским монастырём.

Однако в середине XV века обителью стал управлять игумен Мартиниан — в это время Ферапонтов монастырь стал одним из крупнейших центров духовной жизни страны. Имя Мартиниана увековечено в полном названии монастыря: Богородице-Рождественский Ферапонтов Мартинианов монастырь. Здесь же он и похоронен.

Первые каменные здания на территории монастыря появились не без участия епископа ростовского Иоасафа, который оставил епископскую кафедру и приехал в Ферапонтово. Говорят, во время страшного пожара, который уничтожил все деревянные постройки, в келье Иоасафа чудесным образом уцелело некое «сокровище», которое было предназначено для монастырских нужд. Как бы то ни было, но сразу после пожара был построен каменный собор Рождества Богородицы, и именно Иоасаф пригласил сюда Дионисия.

XVI век — время расцвета монастыря. Сюда на богомолье едут Василий III и Елена Глинская, позже — их сын Иван Грозный. В XVI веке здесь уже имелось несколько каменных зданий: собор, трапезная и казенная палата. Потом здания неоднократно перестраивались, в XIX веке деревянные стены были снесены, а вместо них поставили невысокую ограду, которая частично сохранилась до наших дней.

В декабре 1666 года после соборного осуждения и лишения архиерейского сана в Ферапонтов монастырь был заточен патриарх Никон. Однако старец здесь не нуждался, хотя и постоянно жаловался на «скудность» жизни в Ферапонтове. По распоряжению Никона посреди Бородаевского озера был сооружён каменный искусственный остров в форме креста. А к столу бывшего патриарха доставлялись осетры, яблоки и даже арбузы.

Rambler's Top100