Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

В 7 км на север от деревни Иргизлы Бурзянского района Башкирии, недалеко от берега реки Белой (Агидель), на территории заповедника Шульган-Таш находится объект, который называют «главной достопримечательностью» заповедника и «главной приманкой для туристов», хотя именно посетители — главное зло для такого рода объектов.

Речь, конечно, идет о трехъярусной карстовой пещере Шульган-Таш, или Каповой, где в 1950-х годах были обнаружены наскальные рисунки эпохи палеолита. Объект во всех смыслах уникальный. Достаточно сказать, что подобных природно-исторических памятников нет не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Наскальным рисункам Каповой пещеры от 14 до 18 тысяч лет, то есть они практически ровесники изображений в знаменитых пещерах Ласко (Франция) и Альтамира (Испания). Это период верхнего палеолита, эпоха т.н. солютрейской и мадленской культур, очаг которых находился на юге Западной Европы — потому обнаружение столь же древней галереи на далеком Урале, в советской (тогда еще) Башкирии стало сенсацией.

История всех пещер с наскальными рисунками развивается примерно одинаково: находят изображения, в пещеры начинают пускать туристов, потом выясняют, что туристы имеют обыкновение дышать, нарушая тем самым пещерный микроклимат. Рисунки начинают разрушаться, доступ посторонних сначала ограничивают, а потом и вовсе закрывают пещеры для посетителей, выставляя копии рисунков где-нибудь поблизости.

Так произошло и в Ласко, и в Альтамире, и в Каповой — хотя башкирская пещера продержалась довольно долго: еще недавно туристы могли попасть в несколько пещерных залов. От желающих увидеть творчество древних художников при свете фонариков не было отбоя. Но российский турист, в отличие от общемирового, имеет обыкновение не только дышать, но и запечатлевать себя в вечности дурацкими надписями и вообще нарушать все мыслимые правила. Говорят, когда сначала отгородили решетками опасные залы пещеры (на нижних ярусах течет речка Шульган, воды которой «выточили» в скалах эту пещеру и дали ей название), особо стройные и нахальные граждане просачивались между прутьями и отправлялись исследовать подземное пространство самостоятельно.

Сейчас подлинная галерея доисторической живописи почти полностью закрыта для туристов. Ученые установили минимальное допустимое количество посетителей, которым можно пройти в заветные залы. Выборка строга: это археологи, спелеологи, фотографы и — ничего не поделаешь — особо важные персоны; всем требуется специальное разрешение. Для простого смертного тоже есть лазейка, но затратная: придется заплатить 4000 рублей против обычной цены в 220. На всякий случай будет нелишним напомнить, что трогать рисунки категорически запрещено.

А за 220 рублей для туристов открыт лишь первый зал у входа. Там выставлены копии основных рисунков, выполненные петербургским художником-анималистом Владимиром Черноглазовым: мамонты, медведи, лошади, таинственные знаки и фигуры. Всего в Каповой пещере насчитали 173 рисунка разной степени сохранности, от четких изображений до размытых подземной влагой пятен. Смысл доисторических фресок не всегда понятен — когда-нибудь археологи далекого будущего обнаружат наши граффити и в своих отчетах укажут, что найдена новая форма искусства, что надписи имеют сакральное значение и проливают свет на мировоззрение людей далекого ХХI века. Трактовка древних изображений — дело неблагодарное. Взять, к примеру, рисунок «антропоморфного существа» из Каповой пещеры — по мнению ученых, это изображение человека, а на непросвещенный взгляд оно больше похоже на таракана.

Ограниченный доступ отчасти компенсируется тем, что рядом открыт маленький музей, где можно хотя бы теоретически изучить особенности строения, климата и истории пещеры. Первое полное описание всех этажей и подземных ходов пещеры сделал в 1923 году профессор Вахрушев. Он же дал красивые названия основным залам — Купольный, Сталагмитовый, Бриллиантовый, Радужный, залы Рисунков, Хаоса, Знаков… Вход в пещеру прозвали Порталом из-за его впечатляющих размеров — около 40 м в ширину и около 20 м в высоту. Справа под его сводом находится «бездонное» Голубое озеро. На нижнем ярусе пещеры, где течет речка Шульган, был обнаружен самый большой в Европе «сифон» — полость около 400 метров в диаметре, полностью заполненная водой.

В зале Знаков нашли место постоянного пребывания человека: обнаружены каменные орудия труда и быта, охра, древесные угли и зола 15–17-тысячелетней давности. А в Купольном зале были найдены пробитые и изрубленные черепа, в том числе девичий — возможно, это жертвы языческих ритуалов; об этом непременно рассказывают туристам в самой пещере. В музее же выставлен воссозданный по одному из черепов портрет девушки так называемой «уральской расы» — промежуточной между монголоидной и европеоидной.

Летом туристы идут в Капову нескончаемым потоком — турфирмы Уфы и Белорецка предлагают популярные туры выходного дня, но много и самостоятельных туристов, в том числе сплавщиков — рядом с пещерой течет река Белая и есть пристань. По открытой части проложен специальный маршрут из плит, все подъемы и спуски оборудованы лестницами, так что грязи можно не бояться. А ее здесь достаточно — «целебную» глину из пещеры регулярно выкапывают.

Зимой народу куда меньше, да и под снежным покрывалом пещера выглядит, пожалуй, красивее.

Важно

Перед походом в пещеру позаботьтесь о фонарике: лучше захватить свой. Если вам повезло, и вы собираетесь в закрытую зону, следует подготовиться особо тщательно: резиновые сапоги, одежда попроще, перчатки — грязи будет много. Чтобы попасть в Бриллиантовый зал, вообще придется ползти.

Весной резиновые сапоги необходимы в любом случае: Голубое озеро часто разливается и затапливает вход в пещеру.

Местные особенности

Из двух известных названий пещеры, русского «Капова» и башкирского «Шульган-Таш», в последние годы все чаще используется именно башкирское название.

Экскурсия по доступной части Каповой пещеры обойдется в 220 рублей (цены 2012 года). Пенсионерам, инвалидам и детям до 15 лет предоставляется скидка 50%, дети до 5 лет проходят бесплатно. Проезд на территорию заповедника на машине обойдется в 150 рублей.

За территорией музейного комплекса летом вырастает палаточный лагерь. Зимой туристы останавливаются в отапливаемых домиках. На полянке в середине экологической тропы работает киоск, но не всегда, поэтому все необходимое лучше везти с собой. Другой вариант — дойти до деревни Иргизлы в 7 км от заповедника, но разнообразия, привычного горожанину, в сельпо не обнаружено.

Голубое озеро

Голубое озеро у входа в пещеру выглядит как мелкий прудик диаметром около 15 метров. Но кажущаяся мелководность обманчива — Голубое озеро называют бездонным. Спелеоводолазы смогли опуститься на глубину 88 метров, но дна не обнаружили. Озеро получило свое название из-за необычного феномена: когда на поверхность воды падают солнечные лучи (обычно около 11 часов утра), вода действительно окрашивается в чистый голубой цвет.

Местные жители давно и искренне верят в целебность воды Голубого озера, а экскурсоводы расхваливают ее туристам. Однако реальность и гидрогеология это жестоко опровергают: вода в озеро приходит сверху, а там, в бассейне Шульгана, находится крупная деревня Гадельгареево. Сточные воды попадают в реку и озеро, так что количество вредных бактерий (например, кишечной палочки) порой в 17 раз превышает предельно допустимую концентрацию.

Примерно так же «антропогенный фактор» повлиял и на саму пещеру. Ее разрушали на протяжении многих лет — ломали сталагмиты, вычерпывали глину. До сих пор местные жители приходят в Шульган-Таш с бидонами для глины, которую потом толкут, растворяют в воде и используют в якобы лечебных целях, хотя никакими особыми свойствами здешняя глина не отличается. По химическому составу она близка к накипи в чайнике.

История

На протяжении тысячелетий пещера оставалась сугубо локальной священной «достопримечательностью» Южного Урала, пока в 1760 году здесь не побывал неутомимый исследователь Петр Иванович Рычков. Его перу принадлежит первое научное (и весьма эмоциональное) описание пещеры Шульган-Таш. В своей статье «Описание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии при реке Белой, которая из всех пещер, в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается», Рычков дал красочные характеристики многочисленным подземным залам и гротам, а также сообщил, что нашел в одном из пещерных ходов «сухую человеческую голову».

С тех пор в Шульган-Таш зачастили научные экспедиции. Никто уже не помнит, когда появилось второе название пещеры — Капова, и с чем оно связано. Вариантов несколько: исследователь XVIII века И.И.Лепехин писал, что «капающая вода делала особливый тихий и жалостный звук» — звук падающих на камни капель до сих пор слышат все посетители пещеры. Вторую версию выдвинул в XIX веке Ф. Симон. Он полагал, что название «Капова» пещера получила «от капообразных наплывков по стенам, придающих ей особенную прелесть». Третий вариант — связь названия со словом «капище», языческое святилище.

Исконное, башкирское название «Шульган-Таш» состоит из двух слов. Первое переводится как «опустилась», «провалилась», «исчезла», второе — как «камень» (гора). Действительно, в 2,5 километрах к северу от входа в пещеру в карстовой воронке исчезает речка Шульган. Она, протекая под землей и растворяя древнейшие известняки в скальном массиве высотой около 150 метров, образовала огромные коридоры и залы пещеры в тоннеле протяженностью 3 км. Для Урала такая пещера — редкий природный объект, поэтому Шульган-Таш еще долго будет привлекать внимание спелеологов.

Кроме археологов и спелеологов, пещера представляет особый интерес для этнографов — к ней привязано действие многих легенд, сказаний и поверий, в частности, знаменитого башкирского эпоса «Урал-батыр».

Rambler's Top100