Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Огромное здание с лазоревыми стенами, украшенное позолотой и белыми колоннами, великолепно декорированное внутри и снаружи — Екатерининский дворец в Царском Селе можно назвать воплощением духа «русского барокко».

Дворец не сразу стал таким блистательным. Сначала, в 1717 году, в имении императрицы Екатерины I под руководством Иоганна Браунштейна возвели небольшой двухэтажный каменный дом и без особых украшений. Его назвали Большим Царскосельским дворцом.

При Елизавете I Царскому Селу начали придавать парадный вид, и дворец тоже решили перестроить и расширить. Работами руководил Михаил Земцов. Елизавета хотела сохранить старое здание как память о матери, поэтому процесс растянулся надолго. Архитекторы менялись, после смерти Зимина в работу включились его ученик Андрей Квасов и Савва Чевакинский. Будущая императрицы Екатерина II, наблюдавшая за изменениями Царского Села, сравнивала работу мастеров с занятиями Пенелопы, которая ночью распускала то, что соткала днем. Наконец, в Царском Селе появился главный Франческо Бартоломео Растрелли, и было решено капитально перестроить здание. Растрелли объединил все корпуса воедино и увеличил высоту стен. Над северным корпусом выросли пять глав Дворцовой церкви. Потом, при Екатерине, к дворцу пристроили Церковный и Зубовский корпуса. Позже появился обособленный Великокняжеский флигель (в этом флигеле в 1811 году открылся Царскосельский лицей).

Фасады Большого дворца украшены многочисленными статуями, лепниной и позолотой; на это ушло 500 кг червонного золота. Интерьеры оформлены так же пышно — достаточно взглянуть на Золотую парадную анфиладу. Это первая в России дворцовая анфилада, соединившая парадные покои через все здание, хотя потом такое расположение залов стало привычным.

При Екатерине интерьерами дворца занялся Чарльз Камерон, который убрал излишнюю пышность отделки. Екатерина жаловалась, что во дворце слишком много золота, но ни одного удобного кресла. К сожалению, апартаменты, созданные Камероном для царицы, погибли во время Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены. Воссозданы комнаты великого князя Павла Петровича того же времени.

В 1820 году, при Александре I, во дворце случился пожар. Восстановлением здания руководил архитектор Стасов. Он также оформил новый Парадный кабинет и примыкающие к нему залы — все в строгом классическом стиле, на тему победы русской армии над Наполеоном. В 1860-х годах появилась Парадная лестница в стиле «второго рококо», спроектированная Ипполитом Монигетти.

Дворец официально назывался Большим Царскосельским до 1910 года, когда его переименовали в Большой Екатерининский в честь первой владелицы.

После Октябрьской революции дворец был превращен в музей. Во время войны и оккупации в Екатерининском дворце разместился фашистский штаб, гестапо и тюрьма. Убранство и ценности были вывезены или уничтожены, от здания остались обгорелые руины.

В настоящее время возрождено 32 зала из 58 разрушенных. Особый интерес посетителей вызывает легендарная Янтарная комната, привезенная Петром I из Пруссии и таинственно пропавшая во время Великой Отечественной войны. Следы ее потеряны. Сейчас можно увидеть копию, созданную современными мастерами по фотографиям и образцам янтаря.

Rambler's Top100