Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Финский залив расположен в восточной части Балтийского моря. Его воды омывают территорию трёх государств: Финляндии на севере, России на востоке и Эстонии на юге. На берегу Финского залива в его самой восточной оконечности, в месте впадения в залив реки Невы, стоит Санкт-Петербург. Другие крупные города-порты Финского залива — Кронштадт и Выборг в России, Таллин в Эстонии, Хельсинки, Турку и Котка в Финляндии.

Северный берег Финского залива, сложенный из кристаллических пород, сильно изрезан. Возле него во множестве находятся гранитные скалистые острова (шхеры), разделенные узкими проливами.

Восточный и южный берега по большей части песчаные и низменные; только в тех местах, где к заливу подступает Балтийско-Ладожский уступ (глинт), они обрывисты. На южном, слабоизрезанном, берегу есть три небольших залива: Копорская и Лужская губы и Нарвский залив. Восточная оконечность Финского залива называется Невской губой, севернее неё находится Выборгский залив. В залив впадают реки Нева, Луга, Нарва.

В Финском заливе расположено множество островов. Одним из самых крупных является Котлин — на нём стоит город Кронштадт.

Помимо природных островов, здесь имеются искусственные острова (форты), построенные в прошлые века в оборонительных целях. Первые форты были сооружены русскими во время Северной войны (1700-1721 годы) для защиты от нападений шведов со стороны Балтики. Сейчас в заливе осталось 19 фортов, они сосредоточены в районе Кронштадта. Город вместе с фортами представляет собой уникальный военно-исторический памятник.

В числе других культурно-исторических достопримечательностей Финского залива: расположенные на его берегах города Ломоносов и Петергоф, знаменитые своими дворцово-парковыми ансамблями, а дальше на север — старинный русский город Выборг.

Местные особенности

Туристические фирмы Санкт-Петербурга предлагают множество экскурсий по Финскому заливу на теплоходах и катерах. В них входит посещение достопримечательностей, расположенных в заливе и на его берегах: Кронштадта, Ораниенбаума, Петергофа, Стрельны, Выборга и т.д. Один из наиболее популярных маршрутов — осмотр морских фортов Кронштадта.

В акватории Финского залива организуются отдых на природе, пикники, рыбалка.

Популярностью пользуются многодневные поездки с проживанием в отелях и пансионатах одной из курортных зон Финского залива (Ольгино, Сестрорецк, Комарово, Репино, Зеленогорск). В них, как правило, включены экскурсии по историческим местам, или их можно заказать дополнительно.

В курортных местах на побережье можно взять напрокат лодку. Правда, в разгар сезона достать её бывает нелегко.

Что привезти из Финского залива

Финский залив — отличное место для рыбалки. Мели и банки, во множестве имеющиеся у берегов, изобилуют рыбой. Отсюда можно привезти неплохой улов: плотву, подлещиков, окуней, судаков и др.

Из экскурсий по историческим местам, расположенным по берегам Финского залива, можно привезти памятные сувениры.

Погода

Будучи мелководным, Финский залив довольно хорошо прогревается. Летом температура воды на поверхности почти совпадает с температурой воздуха, достигая в июле и первой половине августа у входа +15°С, а в Невской губе достигает +16°С и выше. Зимой температура воды на поверхности — около 0°С.

Ледяной покров образуется у берегов залива в декабре (в восточной части — с конца ноября) и вскрывается в апреле. Лёд держится в среднем 100-130 дней. Уровень воды в заливе может сильно колебаться под влиянием атмосферного давления и ветра. Мощные подъёмы воды в Невской губе (до 4 метров) раньше вызывали наводнения в Петербурге, но в настоящее время город защищен дамбой.

Лучшее время для отдыха на Финском заливе — июль и начало августа. Для лова рыбы подходят весна и осень.

Безопасность

Ходить пешком или на лыжах по льду Финского залива может быть опасно, особенно во время ледостава и в период потепления, когда лёд подтаивает. К сожалению, люди проваливаются под лёд регулярно. Бывает также, что беспечных рыбаков уносит на льдине. Летом следует соблюдать меры предосторожности при катании на лодке и купании, особенно с детьми.

Дно Финского залива, особенно в восточной его части, до сих пор усеяно минами, заложенными в годы Первой и Второй мировых войн, Гражданской войны, Финской кампании. Специалисты оценивают количество установленных здесь мин в 60 тысяч, а масштабы их уничтожения — не более чем в 25%. Необезвреженные мины являются серьезной потенциальной угрозой для судов любого типа, а также прокладки подводных трубопроводов, прибрежного строительства, рыболовства и др.

Не всё хорошо в акватории Финского залива с экологией. По оценкам специалистов, экологическое состояние залива в целом, Невской губы и Невы является неудовлетворительным. Вода и прибрежная зона загрязнены нефтепродуктами и вредными химическими соединениями; резко возрастает число патогенных бактерий. Снижение интенсивности водообмена из-за постройки дамбы для защиты от наводнений привело к заболачиванию некоторых мелководных участков Невской губы.

В последние годы ни один из питерских пляжей не был признан Роспотребнадзором безопасным для купания.

История

Площадь Финского залива — 29,5 тысяч квадратных километров, а длина — 420 километров. Максимальная ширина достигает 130 километров (в районе Нарвы). У входа (в горле) она составляет 70 километров, а в Невской губе — только 12-15 километров. Финский залив считается неглубоким, причём глубины убывают к востоку. В горле глубина достигает 100 метров, в Невской губе западнее острова Котлин — уже 20-30 метров, а восточнее Котлина — всего 2,5-6 метров. В береговой полосе Невской губы есть ещё более мелководные места. Проход судов в Петербург возможен благодаря Морскому каналу, проложенному по дну Невской губы.

В IX веке восточные берега Финского залива находились во владении новгородцев, которые называли эту территорию Водской пятиной. Название «Финский залив» (по-фински — Suomenlaht), известное с 30-х годов XVIII века, дано было по названию народа, населявшего территорию на северном берегу залива. В 1737-1793 годах залив также именовали Кронштадтским.

Примерно с VI века Финский залив был большим морским торговым путём. По нему, в частности, проходил знаменитый путь «из варяг в греки» (Балтика в старину называлась Варяжским морем). В VIII-X веках по Финскому заливу в Северную Европу доставляли тысячи тонн серебра. Во времена Ганзы через него осуществлялась торговля русских земель с североевропейскими городами, а в XVII веке на торговле через Финский залив держалась вся экономика Швеции. После обретения Россией выхода к Балтийскому морю залив превратился в основной канал международной торговли для Российской империи.

Невская губа — часть Финского залива от устья Невы до острова Котлин — получила в народе ироническое название Маркизова лужа. Возникло оно среди моряков русского военного флота в первой трети XIX века. В 1811-1828 годах морским министром России был маркиз де Траверсе, при котором дальние походы военной эскадры почти прекратились, и корабли, как правило, не заходили дальше Кронштадта. Выражение «Маркизова лужа» используется до сих пор, особенно для того чтобы подчеркнуть мелководность и малый размер Невской губы.

Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны моряки называли набитый минами Финский залив «супом с клёцками». А современные «морские волки» шутят, что, когда зажигаются маяки, залив «освещён как Невский проспект».

Дно Финского залива представляет собой одно из самых больших в мире кладбищ погибших кораблей. Здесь огромный простор для деятельности подводных исследователей, тем более что благодаря холоду и низкой солености воды большинство объектов хорошо сохранились. В прошлые века в Финском заливе ежегодно тонули десятки судов. Бывало, что под водой исчезали целые флотилии. Самая крупная катастрофа произошла в 1721 году, когда русские эвакуировались из Финляндии: за 3 месяца затонуло более 100 кораблей, из них 64 — в одну ночь. В 1743 году 17 русских военных судов, шедших из Финляндии, затонули в течение 7 часов. 4 года спустя 26 кораблей погибли на Нарвском рейде за 4 часа.

Только в российском секторе Финского залива в конце 1990-х годов насчитывалось более 5000 затопленных объектов, среди которых было примерно 2500 судов разных стран, около 1500 самолетов, а также провалившиеся под лёд транспортные средства и др.

На берегах Финского залива в России, Эстонии и Финляндии сейчас проживают в общей сложности 20 миллионов человек.

Легенды

Существует старинная выборгская легенда о том, что в XIV веке в замок шведов, стоявший на острове, вёл подземный ход, который тянулся в скалах и проходил под Финским заливом. Якобы лазутчики, посланные новгородским князем, обнаружили этот ход, прошли его с факелами и, уничтожив караульный отряд шведов, вывели из замка русских пленных.

Летом 1810 года полк, в котором служил будущий декабрист М.Лунин, стоял возле Петергофа. Было жарко, солдаты и офицеры часто ходили купаться на Финский залив. Это не понравилось начальствующему генералу из немцев, который усмотрел в купаниях поблизости от проезжей дороги нарушение приличий. Купания были запрещены. Однажды, когда генерал проезжал мимо, Лунин залез в воду в мундире, кивере и ботфортах и стал нелепо барахтаться. На удивлённый вопрос генерала, в чём дело, Лунин, отдав честь, ответил, что он купается, но, дабы не нарушать предписаний, старается делать это в самой приличной форме.

Александр III как-то раз гулял по берегу Финского залива и встретил известного финского лоцмана. Они разговорились, и император спросил финна, кто он такой. Тот удивился, потому что в тех местах его знали все от мала до велика, и назвал себя, не забыв упомянуть о своих достижениях. «Вот так штука!» — произнес император. Но еще больше он удивился, когда лоцман в свою очередь спросил его, кто он такой. «Русский государь», — смутившись, ответил Александр. «Вот так штука!» — сказал финн.

В советские времена рассказывали байку о построении коммунизма в отдельно взятом поселке Нахаловка под Питером. Все необходимое для жизни они получали из колодца. Вместо воды в колодце был чистый авиационный керосин. Им топили, на нём готовили, его наливали в лампы и его продавали, чтобы купить всё необходимое. Дело было в том, что расположенный поблизости оборонный завод испытывал авиационные двигатели. Щедро отпускавшийся ему керосин стекал через трещины в трубах под землю, а во время паводков и дождей вытеснялся на поверхность, откуда затем попадал в Финский залив.

Rambler's Top100