Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Кунсткамера (или Куншткамера) — «собрание редкостей». Первый русский общедоступный музей начался с личной коллекции редкостей Петра I. Редкости были всевозможные — зоологические, минералогические, анатомические. Царь, любивший самые жуткие диковины, купил собрание заспиртованных монстров голландского анатома Рюйша и распорядился доставлять в Петербург за вознаграждение все, что есть «зело старо и необыкновенно» — например, двухголовых животных. Его личная коллекция сначала помещалась в Летнем дворце, затем переехала в конфискованный дом опального вельможи Кикина, куда открыли доступ всем желающим. Петр приказал поощрять посетителей чаркой водки или чашкой кофе с закуской и сам иногда выступал в роли экскурсовода. Среди экспонатов были не только мертвые «уроды», но и живые карлики и великаны. После смерти они пополняли анатомическую коллекцию.

Кикины палаты находились далеко от центра города, поэтому на Васильевском острове выбрали новое место для музея. Это было первое в мире специально построенное музейное здание. Над центральным корпусом возвышалась трехъярусная башня со сферой — там был установлен Готторпский глобус-планетарий. Внутрь глобуса можно войти, и там на скамье помещаются 12 зрителей. Глобус сильно пострадал при пожаре в 1747 году, но был восстановлен русским мастером Тирютиным, после чего хранился в Царском Селе. Во время Великой Отечественной войны глобус вывезли в Германию. После войны он был возвращен и помещен в заново отстроенную башню Кунсткамеры.

Экспонаты музея распределены по трем отделам — этнографический, анатомический, раздел истории Кунсткамеры и русской науки XYIII века. На последней этаже, в башне, располагается музей М.В. Ломоносова.

Экзотическое собрание Кунсткамеры вызвало к жизни множество легенд. Если им верить, то в залах музея ночами появляются призраки экспонатов, где-то рядом тайно хранится голова казненного фаворита императрица Виллима Монса, а фигуры папуасов и индейцев из этнографического отдела периодически оживают.

Самый известный призрак — дух великана Николая Буржуа. Петр взял его на службу из-за огромного роста, а после смерти поместил в Кунсткамеру в виде скелета. После революции 1917 года череп затерялся, и несчастных великан бродил по коридорам музея в поисках потерянной головы. После того, как скелету приделали чужую голову, призрак исчез.

Местные особенности

Надо иметь в виду, что анатомические экспонаты могут произвести крайне неприятное впечатление.

В музее можно заказать образовательные экскурсии, в том числе для школьников.

Rambler's Top100