Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

На широком поле в 38 километрах на юго-восток от Москвы выстроились ровными рядами самолеты и вертолеты. Полвека назад тут был военный аэродром, а сегодня это один из крупнейших в России музеев авиационной техники.

К тому же это первый в стране музей авиации — он основан в 1958 году и открылся в 1960 году при академии ВВС им. Ю.А. Гагарина, на ее базе в поселке Монино. Основное здание построено еще до войны, в 1932–34 годах. Это и есть ремонтные мастерские, переоборудованные под выставку техники, исторических реликвий и документов, связанных с летным делом.

Экспозиция развернута в двух ангарах и шести залах. Первый ангар полностью посвящен исторической технике довоенного периода. Среди раритетов — огромный четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» конструкции Сикорского, будущего отца американской вертолетной авиации, и АНТ-25, на котором экипаж под командованием В.П. Чкалова преодолевал рекордные тысячи километров над Арктикой.

Во втором ангаре выставлены воздушные суда времен Великой Отечественной войны: самолеты-разведчики и истребители, бомбардировщики и штурмовики. В том числе легендарный истребитель Ла-7 трижды героя Советского Союза И.Н. Кожедуба — на этой машине он сбил 17 фашистских самолетов. В этом разделе музея представлены не только отечественные самолеты, но и боевые машины, которые страны-союзники поставляли СССР по программе Ленд-Лиза. Для полноты картины тут же выставлены моторы и вооружение, карты, планшеты и обмундирование летчиков Красной армии.

Главные экспонаты музея находятся на открытой стоянке площадью 20 гектаров. Среди них прототипы и опытные образцы широко известных истребителей Су-27 и МиГ-29, транспортный вертолет-гигант Ми-12 (В-12). Неподалеку стоят самолеты М-50 и Т-4 — эти сверхзвуковые стратегические бомбардировщики пали жертвой конструкторских и политических интриг, уступив роль главного стратегического ракетоносца туполевскому «Белому лебедю» Ту-160. Выделяется своей причудливой формой похожий на калошу летательный аппарат с космической черно-белой расцветкой. Этот аэродинамический башмак — МиГ-105.11, дозвуковой аналог боевого орбитального проекта «Спираль», предвосхитившего создание «Бурана».

С самых первых дней существования музея при нем работает реставрационная мастерская. Реставраторы восстанавливают и поддерживают технику в хорошем состоянии. Ну, или по крайней мере не дают машинам-ветеранам развалиться на куски.

Местные особенности

В музее очень квалифицированные экскурсии — экскурсоводы знакомы с авиацией не понаслышке. Это бывшие летчики, сотрудники авиационных заводов и конструкторских бюро, знающие тему изнутри. Стоимость индивидуальной экскурсии — 700 рублей.

Входной билет в музей стоит 70 рублей.

Время работы:

Понедельник, вторник, четверг, пятница — с 9:30 до 13:30 и с 14:15 до 17:00.
Суббота — с 9:00 до 14:00

История

Центральный музей военно-воздушных сил Российской Федерации был открыт 23 февраля 1960 года. До музея на этом месте с 1932 года размещался аэродром для тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. Позже, в 1940 году аэродром был преобразован в Военно-воздушную академию и до апреля 1956 года здесь готовили военных летчиков истребительной, бомбардировочной, штурмовой и транспортной авиации, командный и штурманский состав.

Авиация развивалась, и взлетно-посадочные полосы старого аэродрома стали коротки для новых скоростных самолетов. Продлевать их было некуда, и 4 апреля 1956 года аэродром закрыли. На его площадке и в освободившихся корпусах ремонтных мастерских организовали музей-выставку авиационной техники. С этого момента коллекция музея начала расти: из разных источников в музей стекались документы, авиационное оборудование, обмундирование и, конечно же, самолеты. На момент открытия в 1960 году коллекция музея уже насчитывала 586 единиц хранения, в том числе 14 самолетов. Сегодня их количество многократно возросло.

Перечислять экспонаты музея можно долго. Так же длинны и сложны их истории — создание крылатых машин часто так же блестящи или драматичны, как судьбы летчиков. Взять, например, самолет вертикального взлета и посадки Як-141. В России его испытания пришлись на конец восьмидесятых — начало девяностых годов. Начавшийся экономический спад и авария одного из опытных образцов поставили на перспективной машине крест. Однако сегодня по схеме, до мелочей повторяющей Як-141, в США выпускается самолет палубного базирования F-35B. В России работы по созданию самолета вертикального взлета-посадки в настоящее время не ведутся.

Rambler's Top100