Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Первое строение на левом берегу Невы, изначально — верфь-крепость. В этом месте сходятся Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект, образующие трехлучевую основу исторического плана города. Современное монументальное здание с башней и флюгером-корабликом на шпиле — третье по счету, созданное в начале XIX века архитектором Захаровым в стиле русского классицизма. Первое представляло собой одноэтажное деревянное строение с крепостной стеной и рвом. Башня со шпилем появилась уже в 1711 году и снова возводилась при всех перестройках.

При Петре здесь находился судостроительный завод и морское министерство — Адмиралтейств-коллегия. Отсюда происходит городское выражение «адмиральский час», то есть время выпить: в 11 утра коллегии заканчивали работу, и царь с соратниками шел обедать.

Флюгер в виде кораблика изображает, как принято считать, первый русский военный фрегат «Орел».

Стоит обратить внимание на множество скульптур, украшающих здание: статуи богов и героев, аллегорические фигуры, символизирующие покорение стихий и морское могущество. 28 статуй (по четырнадцать одинаковых с двух сторон) высоко над городом словно обращены к самим стихиям.

История

Первое Адмиралтейство было заложено в 1704 году на острове между Невой и Мойкой (остров так и назвали — Адмиралтейский). Сначала это было одноэтажное бревенчатое строение в форме буквы П, открытое в сторону Невы, окруженное земляным валом с пятью бастионами и глубоким рвом. От Невы прорыли два канала, для обзора местности вырубили окрестный лес — так образовался Адмиралтейский луг, на месте которого позже появились Исаакиевская, Дворцовая и Сенатская площади, а также Александровский сад. В крепости-верфи располагались эллинги, доки, мастерские, склады — все, что необходимо для постройки и оснащения кораблей.

Флюгер-кораблик и шар под ним (так называемое «яблоко») появились на адмиралтейском шпиле уже в 1719 году, когда голландский мастер Герман ван Болес расширил и достроил первое Адмиралтейство.

В 1727–1738 годах архитектор И.К. Коробов перестроил здание в камне. В начале XIX века оно уже не вписывалось в окружающий парадный пейзаж, и началась третья перестройка под руководством архитектора А.Д. Захарова. Из-за войны 1812 года работа затянулась почти на 20 лет. В 1823 году было закончено известное нам великолепное сооружение, украшенное множеством аллегорических статуй и горельефом «Заведение флота в России».

Суда на адмиралтейской верфи строились до 1844 года. Позже здесь располагались учреждения и учебные заведения, связанные с флотом: Морское министерство, училище корабельной архитектуры, Военно-морской инженерный институт.

Во время Великой Отечественной войны шпиль с помощью альпинистов был закрыт защитным чехлом из мешковины.

Rambler's Top100