Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Александр Можаев специально для Strana.ru

Девятиглавый Благовещенский собор Московского Кремля славится своим уютным, камерным, но при этом роскошным интерьером с фресками XVI века, разноцветным яшмовым полом того же времени и знаменитым иконостасом с иконами Феофана Грека и Андрея Рублева. Собор — один из самых диковинных и сложносочиненных кремлевских памятников, с ним очень интересно. Несколько лет назад мы могли бы добавить «один из самых загадочных», но исследования последних лет значительно прояснили его древнюю и крайне сложную биографию.

Начнем с того, что Благовещенский собор — собственная домовая церковь московского князя, и первым ее владельцем, судя по всему, был Дмитрий Донской. В Кремле сохранились две постройки, датируемые XIV веком — подклет под собором и церковь Рождества Богородицы, ныне находящаяся на закрытой территории. Церковь точно датирована 1393 годом, а подклет, видимо, еще старше, потому что качество его кладки заметно более грубое, архаичное. Коли так, эти стены могут помнить и Тохтамышево разорение 1382 года, вторую из двух самых страшных дат в древней истории Москвы, когда ее население было истреблено почти полностью. Впервые татары вырезали Москву в 1238-м, и память о той беде также живет под сводами Благовещенского подклета — сейчас здесь выставлены для обозрения княжеские сокровища, спрятанные в день взятия города Батыем и найденные в 1980-е.

В 1405 году Благовещенский собор был расписан при участии самого Андрея Рублева. Эти росписи сгорели в пожаре 1416-го, но тем не менее в иконостасе собора есть несколько икон, приписываемых Рублеву (принесены сюда позже из другого храма). После пожара Благовещенский собор капитально перестраивался (от этого периода сохранилось лишь белокаменное основание апсид с одним окном), а потом еще раз — в 1489 году. В это время в Кремле уже работали итальянские архитекторы, но авторство нового Благовещенского собора числится за артелью мастеров, прибывших из Пскова. Они возвели трехглавый храм, с востока к которому примыкало двухэтажное здание княжеской казны (ранее функцию сокровищницы выполнял подклет собора). Казенная палата разобрана еще в XVIII веке, но при недавней реставрации на восточной стороне собора раскрыты следы ее примыкания: можно рассмотреть очертания свода, крыши, ступени лестницы, ведшей на чердак, и часть стенной ниши, где наверняка хранилось нечто крайне интересное.

Храм окружали сохранившиеся до наших дней высокие паперти, и это одна из самых занятных его деталей. Как говорилось выше, собор строился на одну семью, и паперть как помещение для нищих и кающихся была для него необязательна. Так что эти паперти — часть парадного входа во дворец великого князя, с которым собор соединялся арочным переходом. Именно по этой лестнице входили во дворец послы христианских держав, и неслучайно в начале XVI века северные и западные двери собора были украшены резными порталами в стилистике итальянского ренессанса, а стены папертей — фресками с портретами древнегреческих мыслителей.

В следующий раз собор был перестроен Иваном Грозным в 1564 году. Основной объем стал пятиглавым, по углам папертей появились четыре небольших придела, а с юга прибавилось так называемое Грозненское крыльцо. По легенде, царь построил его, чтоб наблюдать службу со стороны, будучи отлученным от церкви за многоженство. На самом деле это совсем не так. Крыльцо является частью перехода из дворца в сокровищницу и одновременно парадной лестницей Казенной палаты — хоть оно и смотрело на отгороженный от Соборной площади внутренний двор, но использовалось для торжественных выносов особо ценных реликвий, хранившихся вместе с казною во избежание опасности огня и «воровского пришествия». Также крыльцо замечательно как единственный сохранившийся пример дворцовой архитектуры грозненского времени, очень богатой и необычной, с тонкой каменной резьбой, красными стенами и черными сводами переходов.

В XIX веке, когда на месте старого дворца встал новый, выше и «брутальнее» прежнего, собор на его фоне стал выглядеть еще более тонко, сложно и диковинно. Сегодня мы можем видеть в нем и самую древнюю московскую реликвию, и единственную доступную для свободного внутреннего обозрения часть Государева дворца, и свидетельство того, что Кремль в XVI веке был резиденцией высочайшего европейского уровня.

Важно

Огромную ценность представляет ансамбль монументальной живописи собора времени Ивана Грозного и древний иконостас. Многие исследователи считают, что иконы деисусного чина принадлежат кисти прославленного Феофана Грека, а часть икон праздничного ряда — величайшему художнику Средневековья Андрею Рублеву.

Местные особенности

Поднимитесь на колокольню Ивана Великого — не пожалеете! Оттуда открывается вид не только на кремлевский ансамбль, но и на весь старый центр Москвы.

Благовещенский музей входит в состав историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль». Посещение собора входит в стоимость единого входного билета на территорию архитектурного ансамбля Соборной площади.

Фото- и видеосъемка внутри всех музеев-соборов запрещена, однако непосредственно на территории Кремля можно фотографировать с помощью любительской фотокамеры (то есть простой «мыльницей»).

Rambler's Top100