Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

«Самый-самый» храм Великого Новгорода — святая София за кремлевскими стенами, с этим не поспоришь. Но на противоположном берегу Волхова в водах реки отражается другой храм — тоже огромный, тоже пятиглавый, тоже очень древний. Только у Софии центральный купол золотой, а у этого — все пять серые.

Свое гордое древнее пятиглавие Никольский собор на Ярославовом дворище вернул не так давно, в конце 1990-х. Тогда он был отреставрирован, причем значительную часть средств дали былые торговые партнеры Новгорода — немецкие города, когда-то входившие в ганзейский торговый союз. До реставрации над четырехскатной крышей храма возвышалась только одна большая глава, через которую в советское время осуществлялась связь с небесами: в 1960-е купол отдали под городской планетарий.

Никола-на-Дворище, хоть и стоит через Волхов от кремлевской Софии, долгое время оставался в тени главного городского храма. Что не очень-то справедливо: Николо-Дворищенский собор — второе по древности здание в Новгороде (после Софии, конечно) и самый древний в России храм из всех, посвященных Николаю Чудотворцу. Собор был заложен в 1113 году Мстиславом Великим, князем новгородским и великим князем Киевским, рядом с новгородской княжеской резиденцией — Дворищем.

В отечественном сознании и Господин Великий Новгород, и князь Мстислав Владимирович, и святой Никола связаны исключительно с родимой Русью и существуют примерно в той же дремучей плоскости, что и былинный Садко, Илья Муромец и чуть ли не Соловей-разбойник. Тут самое время заметить, что князь Мстислав, например, был чрезвычайно тесно связан с европейской историей: он носил еще одно имя — Гаральд, папой его был сам Владимир Мономах, мамой — английская принцесса Гита Уэссекская, которая позже приняла постриг в монастыре в Кельне, а дедом — сам Гарольд Храбрый, король Англии. Даже Берти Вустер в любимом сериале, хоть с трудом, но все же припоминает битву при Гастингсе — ту самую, в которой погиб дед Мстислава, после чего Британию покорили нормандцы.

А посвящение храма святителю Николаю связано, скорее всего, с популярностью установившегося незадолго до того празднования Перенесения мощей Николы из Мир Ликийских (ныне на территории Турции, возле города Демре в Анталии) в итальянский город Бари в 1087 году. Византийская церковь, лишившаяся в результате «переноса» одной из своих святынь, этот день никогда не праздновала, а вот на Руси отмечание Николы Вешнего (22 мая) возникло практически синхронно с прославлением того же события папой Урбаном II, в 1090-е годы.

По легенде, князь Мстислав-Гаральд сильно болел, но все обошлось — и князь соорудил храм в благодарность святому Николе за свое выздоровление. Германские предания, впрочем, приписывают эту честь святому Пантелеймону — и монастырь Пантелеймона во времена Мстислава тоже был основан совсем рядом с Новгородом, там, где сейчас музей деревянного зодчества «Витославлицы». Доподлинно разобраться, кто же именно исцелил князя, сейчас сложно, но в росписи собора (сделанной уже при сыне Мстислава, когда храм наконец был достроен и освящен) темы болезней и избавления от них, а также от самой смерти, являются весьма важными. Совсем недавно, при реставрации 1990-х, в заложенной арке входа в диаконник нашлось роскошное изображение св. Лазаря — того самого, который умер, но был воскрешен Христом.

Для своего древнего возраста Никола-на-Дворище очень неплохо сохранился, включая самые разные, накопленные за девятивековую историю, приятности и интересности. Сооруженный в XVII столетии каменный промежуточный внутренний пол обеспечил обширное и романтичное подцерковье со сводами и толстенными колоннами. Есть хоры, на которые ведет винтовая лестница, и таинственная дверь в никуда, заложенная в стене на уровне аж третьего яруса — то ли из какого-то княжеского терема (но уж слишком высоким он получался), то ли здесь была внешняя деревянная лестничная башня. На хорах позже появлялись маленькие приделы, и их посвящения — отдельные загадки. В XIX веке по сторонам собора соорудили пристройки, одна из них, северная, — с миниатюрными колоннами античного ордера, очень трогательными на фоне сурового древнего храма.

Первоначальных икон в соборе не осталось из-за постоянных пожаров, дополненных еще и московским завоеванием, когда прославленные святыни великие князья в несколько приемов увозили к себе, на юг. Так погиб и древний чудотворный круглый образ Николы — его забрали в Москву, где он сгорел в церкви Рождества Богородицы при пожаре 1626 года. Вместо него новгородцам оставили список, и он, как и большая часть прочих храмовых икон XVI века, сохранился в музее в Новгородском кремле.

Работы у реставраторов еще очень и очень много — и по части архитектуры, и по части росписей. В 2013 году иконостас только отмыли и укрепили, защитив от самых непосредственных угроз, да и археологи пока сделали лишь половину из необходимого — а снять наросший за века культурный слой необходимо еще и для того, чтобы стабилизировать влажность в соборе… Когда завершатся все неотложные работы, возникнет шанс разом увидеть все, что скопил Никола-на-Дворище за свои долгие-долгие годы. Причем в отличие от действующего кафедрального Софийского собора, где очень много посетителей и очень много суровых ограничений, Никола-Дворищенский пока считается музеем и посему гораздо более доброжелателен к туристам.

Местные особенности

С 18 мая 2013 года Никольский собор вновь открыт для посетителей после ремонтно-реставрационных работ. Храм пока не является действующим и функционирует как музей. В стенах собора открыта постоянная выставка «Рисунки-граффити в новгородских памятниках XI–XIV веков».

Посещение платное. Стоимость входного билета для жителей РФ — 60 руб. (взрослый) и 30 р. (льготный). Для иностранных граждан — 100 руб. (взрослый) и 60 р. (льготный).

История

Строители Николы-на-Дворище, кроме заказчика-князя, неизвестны, но в целом памятник сооружен в русле киевской строительной традиции, и мастера, скорее всего, пришли в Новгород с юга.

Стоит упомянуть, что до XVI века Никольский храм не был соборным, оставаясь очень богатой и значимой, но лишь церковью. В этом смысле первенство Софийского собора — символа новгородской государственности, места, где служил новгородский архиепископ — было непререкаемо. Зато сохранявшаяся в первый век существования Николы-на-Дворище его «подведомственность» княжьей власти породила несколько интересных прецедентов. Например, в 1136 году князь Святослав Ольгович собрался жениться, а новгородский владыка Нифонт с чего-то решил, что молодые друг другу не пара и отказался их венчать. Тогда упорный князь, по словам летописца, «венцася своими попы у Святого Николы» — свой храм, свои собственные священники — и семейное счастье ничем не омрачится.

Когда постоянное присутствие князей в Новгороде прекратилось (они перебрались в свою древнюю укрепленную резиденцию — Городище), Никольский храм занял место среди общегородских святынь. Расположенный посреди новгородского торга, неподалеку от городской пристани, он стал одним из мест вечевых собраний, а в его стенах нередко находили убежище от расправы потерпевшие неудачу новгородские политики: сидеть под защитой Николы им иной раз приходилось весьма долго.

В XVII веке храм был впервые назван собором, заняв третье место после Софийского и Знаменского. Однако Великий Новгород, измотанный сначала московскими, а потом еще и шведскими администраторами и давно лишившийся независимости и богатства, уже не мог достойно содержать такой огромный храм. Николо-Дворищенский собор постепенно ветшал, и лишь близость к Петербургу дала в 1830-х годах возможность вновь расписать собор — впрочем, в несколько провинциальном духе: к работе был привлечен иконописец из Осташкова Герасим Веригин. А в 1854 году для храма был создан новый позолоченный иконостас фантастической красоты — специалисты приводят в качестве параллели ни много ни мало как иконостас Казанского собора на Невском проспекте.

В 1913 году отмечалось 800-летие собора, в мае 2013-го — 900-летие, и оба празднования были совмещены с юбилеем Дома Романовых. После революции в Никольском соборе сосуществовали и верующие, и музей. В войну здание, хотя и не подверглось серьезным разрушениям, все же пострадало от обстрелов, понесло потери и его убранство, особенно нижний ярус иконостаса. В 1945 году храм был передан верующим (хотя пристройки в это же время использовались под жилье), но в 1962-м опять изъят (тогда здесь и появился планетарий вкупе с научно-атеистической экспозицией).

Rambler's Top100