Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Обзор

Далеко не все, кто бывал в Коломенском, знают о существовании церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все внимание посетителей привлечено к главному сокровищу Коломенского, церкви Вознесения Господня. А Предтеченская церковь к тому же удалена от основных памятников музея-заповедника.

Однако она не менее древняя, чем знаменитая церковь Вознесения — разница в датах постройки составляет от силы пару десятилетий, — и чрезвычайно таинственная. Настоящий кладезь загадок, ни одна из которых до сих пор полностью не разгадана.

Таинственность этого места ощущается еще у подножия холма, на вершине которого стоит Предтеченская церковь. Холм огибает ручей, не замерзающий даже в самые сильные морозы. Крутая деревянная лестница, ведущая к храму, лентой вьется в густом лесу. Городской шум сюда не доносится. Только с последних ступеней лестницы можно разглядеть храм. Он огорожен, так что нужно обойти заборчик, чтобы войти через главные ворота. И всякий, кто их пересекает, оказывается не просто на территории церкви, а на старинном кладбище.

Как село, Дьяково известно с начала XV века. Название «село» означает, что уже тогда при Дьякове были церковь — и кладбище. По мере возвышения Коломенского Дьяково постепенно теряло свою значимость, но хоронить где-то надо было… По сведениям XVII века, сюда перевели кладбище из Коломенского, территория которого была плотно занята дворами великого князя и митрополита. Так что людей в Дьяково хоронили непрерывно на протяжении нескольких веков. Самые поздние захоронения на местном кладбище относятся к третьей четверти XX века.

Как ни странно, кладбище не оставляет мрачного впечатления. Есть в нем что-то… музейное. Пересекая его по дороге к церкви, можно рассмотреть надгробия XVIII и XIX столетий: белые каменные гробы, установленные поверх могил. Надгробия украшены резьбой, на многих различимы имена покоящихся под ними людей. Такая прогулка, конечно, на любителя, но на нужный лад настраивает. И к церкви (она с недавних пор действующая) люди подходят уже притихшими, очищенными от суеты.

При ближайшем рассмотрении церковь поражает своими размерами. Не многие царские усадьбы могут похвастаться наличием сразу двух грандиозных храмов. А размеры Предтеченской церкви действительно внушительные: она состоит из центрального восьмигранного столпа высотой 34 метра и примыкающих к нему четырех восьмигранных башнеобразных приделов, возвышающихся на 17 метров. Вся эта архитектурная композиция стоит на едином фундаменте и соединена крытой обходной галереей. Церковь кирпичная, но стены ее отштукатурены и побелены.

Если представить на месте центрального, слегка «приплюснутого» купола другой, резную «маковку», то даже у неспециалиста должны возникнуть первые ассоциации с чем-то очень знакомым. Не будем томить: считается, что церковь Иоанна Предтечи в Дьякове — прототип главного символы Москвы и России, собора Покрова на Рву, более известного как храм Василия Блаженного.

Связь между храмами в Дьяково и на Красной площади провели искусствоведы и историки архитектуры: письменных подтверждений преемственности соборов нет. Зато есть «физические» доказательства: в одном временном периоде были построены 3 церкви, сходные по необычному архитектурному решению, по форме, по использованным приемам и материалам. По отношению к русской традиции зодчества архитектура всех трех памятников очень экзотична.

Две из трех церквей известны и сохранились, а третья, Борисоглебская в Старице, была разобрана за ветхостью в 1803 году, но перед сломом ее обмерили и сняли чертежи, что и позволяет сегодня судить о ее внешнем виде и других достоинствах.

Даты окончания строительства Борисоглебской церкви в Старице и Покровского собора на Красной площади известны: 1561 год. Летом 2011-го с помпой отмечали 450-летие со дня освящения Покровского собора. А вот споры о датировке таинственной Предтеченской церкви в Дьякове ведутся уже больше века. Хотя с большой долей вероятности можно сказать, что она была «первой из серии».

До 1930-х годов считалось, что кирпичная Предтеченская церковь была построена в 1529 году Василием III в качестве «моленного» храма о даровании наследника. Наследник, как мы знаем, был дарован летом 1530 года: это Иван Васильевич, впоследствии справедливо прозванный Грозным.

Сейчас датировка 1529-м годом отвергается категорически: получается, что Предтеченская церковь — полная современница церкви Вознесения в том же Коломенском, хотя очевидно, что они принадлежат не только разным авторам, но и разным эпохам и стилям.

На самом деле в 1529 году храм в Дьякове действительно был построен, и действительно был «моленным». Но был он деревянным и (скорее всего) трехпрестольным. И был Предтеченским, да не тем. Ведь есть два варианта посвящения: Усекновению главы Иоанна Предтечи и Зачатию Иоанна Предтечи. Зная о многолетней проблеме Василия III, абсолютно логично предположить, что это была церковь Зачатия Иоанна Предтечи, поставленная с мольбой о чадородии. Это подтверждают и «зачатьевские» приделы «новой» Предтеченской церкви, поставленной на месте деревянной: до конца XVII века приделами дьяковской церкви были Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия святой Анны, Апостола Фомы, Петра митрополита и Царей Константина и Елены. А приделы было принято «переносить» по определенной схеме из более ранних церквей, вместо которых ставились новые.

Но когда именно была построена новая церковь, кем и почему? Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер, классик архитектурной реставрации, объединил многочисленные теории и данные исторических документов. По его версии, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была перенесена в Дьяково из Старого Ваганькова (несмотря на знакомое москвичам название, эта местность находилась возле Кремля — там, где сейчас стоит Пашков дом).

Деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ваганьково погибла в великий московский пожар 1547 года, случившийся вскоре после венчания Ивана (Грозного) на царство. Тогда сгорела вся Москва и царский двор. Молодому царю предстояло восстановить церковь, на этот раз уже в камне. Оставалось выбрать место.

Плотность населения и застройки в Москве уже в XVI веке была чудовищной. Восстанавливать церковь Усекновения главы следовало на старом месте, однако место это было мало и тесно, а новый титул давал царю право построить церковь в честь своего ангела с особой роскошью и размахом. Оставалась лучшая и ближайшая из подмосковных царских резиденций — Коломенское.

Перенос церкви на свободное место, на высокий берег Москвы-реки позволил зодчим, которым была заказана постройка, изменить как масштаб, так и архитектуру сооружения. Имена строителей церкви неизвестны, хотя все исследователи давно сходятся на том, что это были русские зодчие. Возможно, здесь «тренировались» Барма и Постник — хотя это предположение очень смелое.

Однако очень интересная и аргументированная гипотеза В.В.Кавельмахера о датировке и причинах постройки Предтеченской церкви противоречит наиболее популярной (в том числе и среди сотрудников музея-заповедника) версии А.И.Некрасова, что строительство церкви в Дьякове было приурочено к венчанию Ивана IV на царство в 1547 году.

Так что однозначно можно утверждать лишь то, что Предтеченская церковь была построена в середине XVI века и, с большой долей вероятности, до постройки самого знаменитого сооружения эпохи Ивана Грозного: Покровского собора на Рву, на Красной площади.

Для посетителей, наверное, не так важно, в каком именно году была построена Предтеченская церковь в Дьякове. В любом случае церковь XVI века — уже несомненная древность. В ходе реставрационных работ, которые несколько раз проводились в XX веке, храм был восстановлен в своем первоначальном облике.

Кстати, каждая последующая реставрация приносила больше вопросов, чем ответов. Так, в середине XX века обнаружили надгробные плиты, которыми была выложена часть пола. В 1962 году на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи (изображение круга со спиралями из кирпичиков), выполненной красным цветом, значение которой исследователями до сих пор не раскрыто.

Другая загадка Предтеченской церкви в Дьякове связана с поисками библиотеки Ивана Грозного, знаменитой «Либерии». Археолог Игнатий Стеллецкий, одержимый поисками этого сокровища, перекапывал подземные пространства во многих местах, связанных с Иваном Грозным. Производил он свои раскопки и под Предтеченской церковью в Дьякове в конце 1930-х годов, чем немало раздражал руководство музея-заповедника и жителей села.

Стеллецкий прокопал холм под церковью на глубину семи метров и, говорят, наткнулся на массивную известняковую кладку. Однако раскопки пришлось свернуть: Стеллецкого мало заботила сохранность самой церкви (а глубокий раскоп мог нанести серьезный ущерб древнему сооружению), к тому же раскопки велись на территории церковного кладбища. По совместному требованию руководства заповедника и местных жителей раскопки прекратились.

Последняя реставрация Предтеченской церкви была закончена в 2009 году, сейчас она находится в очень хорошем состоянии. Но, несмотря на безупречный вид, церковь по-прежнему выглядит одинокой и «забытой».

Rambler's Top100