Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Усадьба П.И. Щукина: ценность подтверждена

Описаны все ценные элементы зданий усадьбы, которые определяют их исторический облик.

Москва. Усадьба П.И. Щукина
Москва. Усадьба П.И. Щукина © Пресс-служба мэра Москвы

Утвержден предмет охраны усадьбы П.И. Щукина. Это два дома, возведенные в неорусском стиле в конце XIX — начале XX века, и связывающий их тайный подземный переход. Здания являются объектами культурного наследия федерального значения и располагаются по адресу: улица Малая Грузинская, дом 15, строения 1, 2. Исследования проводили специалисты столичного Департамента культурного наследия.
Изначально здания были построены для размещения обширной коллекции купца и собирателя русской старины Петра Ивановича Щукина. Хотя проекты в разное время делали разные архитекторы, оба дома напоминают терема. Сейчас их занимает Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, информирует пресс-служба столичного градоначальника.
«Особо ценным был признан облик зданий, сформировавшийся к концу XIX — началу XX века. Эксперты отметили уникальность архитектурно-художественного оформления фасадов, формы и конструкции крыш, окон и дверей. Кроме того, была подтверждена ценность внутренних интерьеров, где до наших дней сохранились подлинные печи, лестницы, кессонные потолки и своды Монье. Теперь любые реставрационные работы будут проводиться с учетом утвержденного предмета охраны», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Он также отметил, что предметом охраны был признан и подземный переход между строениями.
Условно дома усадебного комплекса делят на старый и новый музей. Старый музей находится в глубине владения (строение 2). Это двухэтажное прямоугольное здание с шатровыми черепичными крышами и кокошниками, венчающими карнизы. Первый этаж отделан бриллиантовым рустом — имитацией кладки из камня с множеством граней. Фасады его украшены изразцами, изразцовым орнаментом, лепниной, кирпичными арочными нишами. А новый музей (строение 1) выходит своим фасадом на Малую Грузинскую. Дом играет важную роль в формировании архитектурного и градостроительного облика не только этой улицы, но и всего квартала. Это двухэтажное здание с ризалитами, башенками, шатровыми крышами с гребешками. Фасады здания тоже богато украшены лепниной и декоративными элементами (колончатый фриз под венчающим карнизом, витые и гладкие полуколонки с бусинами, стилизованные замковые камни).
Оконные и дверные проемы обоих домов обрамлены наличниками разных видов. Главное крыльцо как у старого, так и у нового музея кирпичное и украшено колоннами необычной кубышчатой формы. Все эти элементы характерны для неорусского стиля в архитектуре, который был основан на традициях древнего зодчества и народного искусства.
Петр Иванович Щукин — крупнейший коллекционер России второй половины XIX века, купец, меценат, потомственный почетный гражданин, действительный статский советник, а также создатель частного Музея российских древностей.
Так как его музейная коллекция требовала места для размещения, в 1891 году Щукин купил участок земли на Малой Грузинской улице с двумя деревянными домами. По его заказу архитектор Б. В. Фрейденберг возвел сказочный терем, который позже назовут старым музеем. С 1895 года его открыли для свободного посещения, причем владелец усадьбы сам давал пояснения и комментарии к своим экспонатам.
Эта коллекция прославилась своей многогранностью: в ней были представлены оружие, ткани, ковры, картины, гравюры, церковная утварь, посуда и драгоценности. Особо выделялась библиотека. В музее работали над своими произведениями известнейшие художники того времени — Виктор Васнецов, Валентин Серов, Василий Суриков.
Постепенно стены музея стали тесны для постоянно разрастающегося собрания, и уже в 1898 году архитектором А.Э. Эрихсоном осуществлено строительство второго здания — нового музея. В это же время оба здания соединили подземным туннелем. Возведение усадебного комплекса завершается лишь в 1905 году строительством музейного склада. Тогда же Петр Щукин жертвует свою коллекцию вместе с землей и недвижимым имуществом Историческому музею. Бывший владелец до конца жизни оставался хранителем собрания, пополнял его и издавал описи отдельных частей. В 1912 году после смерти Петра Щукина музей прекратил свое существование, коллекции постепенно перевозились в Исторический музей. С 1934 года усадебные дома стали административными и выставочными корпусами Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100