Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

«Очистить личность от академической утвари»

В Новой Третьяковке открывается выставка советского авангарда.

23 октября в Новой Третьяковке на Крымском Валу открывается выставка «Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры». Как отметили кураторы выставки Любовь Пчёлкина и Ирина Кочергина на пресс-показе, не каждый наш современник сможет ответить на вопрос, что такое Музей живописной культуры (МЖК). Но именно этот музей стал яркой и быстро угасшей вспышкой русского авангарда 1920-х годов, попыткой в резко меняющемся мире представить новое искусство — отвечающее мышлению нового человека.

Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

В первые послереволюционные годы новое искусство стало символом молодой страны, а его создатели — художники-авангардисты получили карт-бланш на реформацию культуры и искусства в целом и на организацию музея современного искусства в Москве в частности. В организации МЖК участвовали самые яркие представители искусства авангарда, великие экспериментаторы, открыватели новой «живописной культуры», изобретатели смелых художественных решений — Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин и другие.

Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

МЖК задумывался как образец музея «нового типа», отметавшего все традиции академических музеев. Новым был и критерий отбора произведений — он подразумевал новаторство творческого метода. Поэтому коллекция музея уникальна тем, что туда приобретались работы не обязательно известных мастеров авангарда, но иногда и совсем молодых талантливых художников, многие из которых впоследствии приобрели громкое имя.

Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

Музеи живописной культуры создавались по всей стране, но выставка в Третьяковской галерее посвящена московскому музею. Он просуществовал с 1919 по 1929 год. С 1924 года МЖК стал филиалом Третьяковской галереи. Когда в 1929 году было принято внезапное решение о ликвидации музея и слиянии с Третьяковской галереей, в ее фонды поступило более 700 произведений живописи, графики, скульптуры, плаката, что стало первым большим поступлением в собрание новейшего искусства Галереи. Всем известные «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича, «Импровизация 7» (1910) Василия Кандинского, «Скрипка» (1915) Любови Поповой, «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911) Наталии Гончаровой, «Отдыхающий солдат» (1911) Михаила Ларионова вместе с другими произведениями были переданы Третьяковской галерее по так называемому Списку No 1, списку лучших работ коллекции МЖК, которые в основном и составляли экспозицию самого музея. Этот список и дал название настоящей выставке.

Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

Выставка в Третьяковской галерее воспроизводит экспозицию МЖК 1925–1927 годов. По архивным фотографиям и некоторым публикациям середины 1920-х годов кураторам выставки удалось воссоздать план развески МЖК и собрать ее состав так, как она была задумана организаторами в 1920-е годы. Кроме вошедших в экспозицию произведений из Третьяковской галереи, больше половины работ привезено из регионов и из-за рубежа, в том числе из Тейт Модерн в Лондоне и Музея Людвига в Кёльне.

Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

Биографию музея иллюстрируют редкие архивные документы. В экспозицию включен раздел «История без купюр», в котором впервые раскрыта судьба произведений коллекции МЖК после ликвидации музея. Здесь можно познакомиться с открытиями новых атрибуций, сделанных в процессе подготовки выставки. Эпилог экспозиции подводит зрителя к 1930-м годам, когда набирала обороты борьба с формализмом и Музей живописной культуры оказался надолго вычеркнут из истории.

Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100