Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Третьяковка борется с «лихими» специалистами

Сотрудники московских музеев рассказывают о том, как они вычисляют нелегальных экскурсоводов.

Москва. Третьяковская галерея. Экскурсия
Москва. Третьяковская галерея. Экскурсия © Пресс-служба Третьяковской галереи / ВКонтакте

В сети разгорелся конфликт между посетителями Третьяковской галереи и ее сотрудниками. В социальных сетях появились сообщения о том, что сотрудники музея просят, в том числе в довольно невежливой форме, посетителей покинуть залы, так как принимают их за гидов в связи с отсутствием специального бейджа.
В середине июня несколько сотрудников МГУ им. Ломоносова, кандидаты исторических наук, опубликовали открытое обращение к Министерству культуры РФ. В нем они заявили, что вместе с несколькими аспирантами и студентами пришли на выставку Василия Верещагина на Крымском Валу.
По словам историков, во время посещения галереи они обменивались впечатлениями от выставки. Как говорят авторы обращения, к ним подошел сотрудник безопасности музея и сообщил, что экскурсии запрещены. При выходе из галереи, как говорится в обращении, их ждали два сотрудника безопасности, лейтенант МЧС и сотрудница музея, которые разъяснили группе историков незаконность их «экскурсии», а также попытались объяснить, что в случае прихода группой «от 1 до 20» необходимо подавать письмо с просьбой о разрешении по электронному адресу музея.

В начале июля в социальной сети Facebook появилась информация о схожем инциденте. Пользователь Tnargime Rǝnni, не называющий своего имени, рассказал, что отправился на выставку со знакомыми. Гуляя по экспозиции, они также обменивались мнениями об увиденном, и смотрительница сделала им замечание, заявив, что «несогласованные экскурсии запрещены».
По словам пользователя, позднее к ним подошел сотрудник службы безопасности с просьбой предъявить бейдж гостевого гида, так как бейджа не было, Tnargime Rǝnni попросили покинуть музей.

В связи с возникшими вопросами и обсуждениями в Третьяковской галерее пояснили, что новая система гостевых бейджей для гидов была введена с середины мая этого года.

«Правила проведения и оформления экскурсий и занятий не менялись в Третьяковской галерее около 20 лет. Они принципиально не отличаются от тех, которые установлены в других крупных музеях мира и нашей страны, например, в Музеях Московского Кремля. Новостью является только то, что с 15 мая 2018 года в Третьяковской галерее введены специальные бейджи для проведения групповых занятий/экскурсий. Они позволяют службам по работе с посетителями выявлять не оформленные должным образом группы. А в связи с этим и возникли жалобы на сотрудников музея, пытающихся остановить несанкционированные экскурсии» — говорится на сайте галереи.
Деятельность любого специалиста (экскурсовода, аккредитованного гида-переводчика, преподавателя) в залах галереи должна быть идентифицирована. Для этого сотрудники Третьяковской галереи обеспечиваются именными бейджами, а сторонние специалисты получают бейджи, на которых указано: «ГИД-гость».
«Введение специальных бейджей обусловлено также неоднократными обращениями российской Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров к руководству музея с настоятельной просьбой упорядочить работу экскурсионных групп в залах. Аккредитованные гиды проходят платное обучение во всех музеях, сдают экзамены, и в их профессионализме Галерее не приходится сомневаться. Но есть просто лихие «специалисты», которые без всякой аккредитации работают в наших залах. Не только их профессиональная компетенция вызывает большие вопросы, но и отношение к сохранности музейных экспонатов», — поясняют в Третьяковке.
Как показывает международная практика, ни в одной из западных стран нельзя прийти в музей со своим экскурсоводом — он доведет вас до дверей музея и передаст штатному сотруднику.
«Многих смущает в наших правилах то, что ведение неоформленных экскурсий у нас не разрешено даже для одного человека. Это мера вынужденная — есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в Галерею посетителей и предлагать именно такую «частную» экскурсию для 1–2 человек. А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями. Наши сотрудники достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность. Необходимо помнить, что любая несанкционированная коммерческая деятельность в Третьяковской галерее запрещена.
Кроме того, добавили там, во всех музеях мира соблюдается особый звуковой режим. Если в экспозиционных залах разговаривают, то делают это тихо. Наши смотрители обычно обращают внимание именно на тех посетителей, которые нарушают звуковой режим.
Ранее особое внимание интернет-пользователей привлек пункт на сайте Третьяковской галереи, в котором указано, что численность экскурсионной группы — «от 1 до 20 человек».

«Это мера вынужденная — есть люди, которые не стесняются ловить за рукав идущих по улице ко входу в Галерею посетителей и предлагать именно такую «частную» экскурсию для 1-2 человек. А в залах на вопросы работников музея они отвечают, что не проводят экскурсию, а просто общаются с друзьями», — рассказали в галерее.
Там подчеркнули, что сотрудники учреждения «достаточно компетентны и опытны, чтобы отличить компанию друзей от людей, ведущих незаконную коммерческую деятельность».
Администрация исторического факультета МГУ им. М.Ломоносова посчитала поведение своих сотрудников некорректным и извинилась перед Третьяковской галереей, сообщает Агентство городских новостей «Москва». Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
«Очень жаль, что преподаватели исторического факультета МГУ, предварительно не ознакомившись с этими правилами, проводили занятие на выставке Василия Верещагина, которая открыта в залах Третьяковской галереи. Обоснованные претензии работников музея были встречены негативной реакцией. К сожалению, свою неверную позицию сотрудники факультета осветили в средствах массовой информации и в письме Министерству культуры РФ. Их заявление наносит вред не только престижу галереи, но и негативно отражается на общественном лице исторического факультета МГУ», — говорится в сообщении пресс-службы университета. В пресс-службе подчеркнули, что в течение долгих десятилетий между Третьяковской галереей и историческим факультетом МГУ существуют устойчивые дружеские, научные и человеческие связи.
«Администрация исторического факультета надеется, что настоящее событие не разрушит эти близкие отношения и приносит свои извинения Третьяковской галерее за некорректное поведение сотрудников исторического факультета. Мы верим, что этот печальный инцидент не повлияет на дальнейшую совместную деятельность МГУ, исторического факультета университета и Третьяковской галереи и не будет препятствовать долгосрочным планам совместной научной, популяризаторской, педагогической и просветительской деятельности», — подчеркнули в вузе.

Заведующая экскурсионным отделом Музея Победы на Поклонной горе Елена Наумова рассказала, что определить недобросовестного экскурсовода помогает его поведение, а также отсутствие специального бейджа, передает ТАСС.
«Основная масса экскурсоводов у нас — это члены московской Ассоциации гидов-переводчиков. На основании того, что гиды являются членами ассоциации, мы им проводим обучение у нас в музее, которое они обязательно должны пройти. Обучение по выставкам, по экспозициям, лекция об истории Второй мировой войны», — рассказала Наумова.
Также, добавила она, музей сотрудничает с некоторыми турфирмами, экскурсоводы которых не состоят в этой ассоциации, но давно и плодотворно работают и у них в трудовой книжке есть запись «экскурсовод». «Мы им также проводим обучение и на основании этого выдаем специальные бейджики. Если мы видим, что человек с бейджиком ведет экскурсию, то никаких претензий нет. Еще один момент — они, безусловно, должны оплатить экскурсионный сбор», — сообщила заведующая экскурсионным отделом музея.
Елена Наумова добавила, что если кто-то из сотрудников музея: экскурсоводы, смотрители, администраторы — видят, что собралась группа из нескольких человек и один из них что-то рассказывает, активно жестикулирует, то к нему подходят и спрашивают, на каком основании он проводит экскурсию. По ее словам, в определении недобросовестных экскурсоводов помогают и камеры наблюдения.
«Они могут сказать, что «мы просто беседуем», но если один и тот же человек из зала в зал рассказывает, жестикулирует — понятно, что это экскурсия. Мы их вежливо просим пойти и оплатить экскурсионное обслуживание. Как правило, они либо оплачивают экскурсионное обслуживание, либо прекращают рассказ», — пояснила Наумова, подчеркнув, что сотрудники музея никого не выгоняют на улицу из-за отсутствия специального бейджа.
«Это некорректно, они в любом случае заплатили за входной билет. В принципе, когда один и тот же человек попадается несколько раз на том, что его попросили пройти оплатить экскурсионное обслуживание, на самом деле они потихонечку начинают уже сотрудничать с экскурсионным бюро и в итоге начинают обращаться за экскурсоводами музея», — добавила Наумова.
Также в Музее Победы рассказали, что у них тоже есть пункт про численность экскурсионной группы, только экскурсионные путевки разделены на два вида и различаются по стоимости на человека: первый вид — для группы от одного до четырех человек, второй — от пяти человек.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100