Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Поезд-музей расскажет об истории метро

Оригинальный поезд начнёт ходить в новосибирском метро 15 января.

© Павел Пелевин / Strana.ru

Новый поезд-музей появится в новосибирском метрополитене 15 января. Стены поезда расскажут пассажирам об истории строительства и работы новосибирского метро, сообщает Музей Новосибирска на своей странице в «Фейсбук». Поезд-музей сделан Новосибирским Метрополитеном и Музеем города Новосибирска. Он будет ходить по обеим веткам новосибирского метро.
В поезде четыре вагона. Первый вагон посвящен удивительным фактам истории строительства метро. Вместо метромоста инженеры предлагали построить тоннель под дном Оби. Новосибирское метро — первое в мире, построенное при длительной (180 дней в году) отрицательной температуре. Чтобы успеть залить бетон при плюсовой температуре, к строительству метро широко привлекали добровольцев, школьников и студентов.
Новосибирск стоит на твердом гранитном основании, в котором невозможно проложить тоннель. Поэтому ветки метро пришлось прокладывать на маленькой глубине, а большинство станций вообще построено открытым способом. Строители должны были очень постараться, чтобы не разрушить здания в центре города и защитить их от шума и вибрации. В новосибирском метро впервые в мире была внедрена конструкция путей с резиновым прокладками, которая теперь используется по всей России.
«Если бы сначала построили метро, а потом разбили вокруг него город, было бы проще и дешевле…», — говорил бывший Первый секретарь Новосибирского горкома КПСС Г. В. Алёшин в интервью газете «Вечерний Новосибирск».
Открытие метро стало настоящим событием для новосибирцев. Ветераны метрополитена вспоминают, что первый день работы метро вечером 7 января после закрытия уборщики собрали ведро пуговиц и несколько десятков детских ботиночек. Пуговицы были оторваны в давке, а ботиночки слетали в толпе с детей, которых горожане несли на руках. В первые дни работы метро перевозило более 200 тысяч человек при плане в 130 тысяч. Миллионный пассажир был перевезён на пятый день работы метро.
Во втором вагоне можно найти яркие факты отдельных станций новосибирской подземки. При строительстве станции «Гарина-Михайловского» пришлось взрывать грунт — сваи не шли в грунт из-за старого булыжного покрытия привокзальной площади. Вся площадь была оцеплена милицией, и грунт взорвали по периметру строительного котлована.
На станции «Гарина-Михайловского» самый низкий поток пассажиров (8,5 тысяч в сутки), а самый большой — на «Площади Маркса» — почти 40 тысяч. Кстати, «Площадь Маркса» — последняя станция, построенная в Советском Союзе — она запущена 26 июля 1991 года.
Станция метро «Заельцовская» должна была соединить подземным переходом все стороны Площади Калинина, но на дворе было начало 90-х, и на переход не хватило денег. Сама станция должна была называться «Площадь Калинина», но по моде того времени ей дали идеологически нейтральное имя «Заельцовская». Станция «Золотая Нива» — самая восточная станция метро в России.
Лестница перехода на Дзержинскую линию на станции «Красный проспект» сначала занимала всю ширину перрона, так что пассажирам приходилось спускаться на несколько метров вниз, а потом подниматься наверх, чтобы пройти из одной части перрона в другую. Недовольство пассажиров было настолько сильным, что руководством метро сузило лестницу и сделало обходы по перрону.
Станция «Марашала Покрышкина» в ходе строительства сменила больше всего названий: она могла стать «Панельной», «Ольги Жилиной», «Фрунзенской» и «Гоголевской».
«Речной вокзал» — единственная в России станция, часть которой находится над землей. Зимой от холодного воздуха из метромоста станцию защищает мощная тепловая завеса. Без нее зимой на станции была бы минусовая температура.
Третий вагон посвящен будням метро. В новосибирском метро всегда ходили составы из четырёх вагонов. Только один раз в 1985 году сформировано четыре пятивагонных состава для испытаний метромоста. В каждый вагон загрузили по 640 мешков с песком, и получился состав весом 1300 тонн.
Первому утреннему поезду метро по графику отводится на 5 минут больше времени, чем остальным. Во время его движения в тоннелях зажигают свет, чтобы машинист мог убедиться, что в тоннелях после ночного осмотра не осталось рабочих и инструментов.
Максимальный суточной поток пассажиров — 360 тысяч человек в сутки. Чтобы перевезти их, надо вывести на маршруты все 22 состава, и пускать их с интервалом 2 минуты 40 секунд. Поток в 360 тысяч уже случался несколько раз во время сильных снегопадов, из-за которых наглухо «встают» мосты через Обь. Средняя скорость поездов в метро — 40 км/ч, их движением управляет автоматическая «Система управления поездами», разработанная в институте Автоматики и Электрометрии СО РАН.
Стены четвертого вагона расскажут об удивительных подземках мировых мегаполисов. Например, метро Дубая работает полностью в автоматическом режиме — в его поездах нет машинистов. Наряду с обычными вагонами поезд имеет специальные вагоны только для женщин, а также VIP-вагоны «Золотого класса» с кожаными креслами. Станции мадридского метро настолько огромны, что их используют для проведения фестивалей.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100