Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Нетающий иней

Вологодская земля знаменита не только своим маслом и резными палисадниками. Вот уже больше двух столетий местные мастерицы плетут волшебной красоты кружева.

Вологодская земля знаменита не только своим маслом и резными палисадниками: вот уже больше двух столетий местные мастерицы плетут волшебной красоты кружева. В наши дни интерес к старинному искусству нисколько не угас — наоборот, желающих научиться кружевоплетению с каждым годом все больше. А в прошлом году у вологодского кружева наконец-то появился свой музей.

Природная геометрия

С Татьяной Еляковой, преподавательницей кружевоплетения из небольшого посёлка Вохтога, что в 80 км от Вологды, я познакомилась во время недавней вологодской поездки. Она всю жизнь мечтала научиться плести, но овладеть этим искусством самостоятельно никак не удавалось. Тогда Татьяна Павлиновна решила получить образование из, так сказать, первых рук — пошла учиться на заочное отделение вологодского Колледжа народных промыслов. Сдала все сессии на отлично — и теорию, и практику — и теперь уже сама может учить, как с помощью иголок, крючка и коклюшек сплести невероятной красоты шаль, салфетку или воротничок.

Прежде чем сесть за подушку и взять в руки нитки, надо нарисовать рисунок, затем его детально прочертить с помощью линейки и циркуля, потом перенести на плотный картон и только после этого приступать к плетению. «Тут без знания азов геометрии никак не обойтись», — улыбается вохтожский педагог, демонстрируя кружевную полоску с таким сложным рисунком, что я теряю дар речи. Неужели человеческие руки способны сотворить такое, без помощи машин и компьютеров?

Столь изящная геометрия встречается в природе — вспомните снежинки! Не зря белоснежные узоры вологодского кружева называют «нетающим инеем». То, что легко дается природе, человеку повторить непросто.

Кружевоплетение — процесс трудоемкий, однако интерес к этому ремеслу в последние годы только растет. Татьяна Павлиновна преподает старинную науку кружевоплетения в вохтожском Доме культуры. В местном кружке днём занимаются дети, а по вечерам — взрослые. На волне всеобщего увлечения ремеслом в «девчачий» кружок даже пришли два мальчика. «В основном, конечно, на занятия идут люди в возрасте, и если бы не плохое зрение, беда многих пожилых людей, — их было бы в два раза больше, — уверена Татьяна Павлиновна. — Ведь без орлиных глаз с кропотливой ручной работой никак не справиться».

Как сто лет назад

Древнее ремесло с удовольствием постигают молодые — тот самый вологодский колледж, где училась мастерица из Вохтоги, каждый год выпускает 15-20 дипломированных мастеров народных художественных промыслов, не считая выпускников вечернего и заочного отделения.

Отправляюсь в Колледж народных промыслов, чтобы удовлетворить свое любопытство и узнать, как сегодня готовят специалистов по кружевоплетению. Маргарита Ивановна Моисеенко, вот уже 15 лет бессменный директор этого учебного заведения, с большим радушием встречает меня и сразу же ведет в класс, где в это время идет урок кружевоплетения. Идем по пустынным коридорам и попадаем в большую светлую комнату, где рядами сидят склоненные над своей работой девушки. Тема урока, написанная на доске, удивляет своей прозаичностью: «Кайма к полотенцам». Тут же висят схемы плетений. В остальном все так же, как и сто лет назад — у каждой рукодельницы собственная подушка, набор ниток и инструментов. Девушки сидят рядышком, постукивая коклюшками, негромко переговариваются. Некоторым помогает сосредоточиться музыка в наушниках — а ведь раньше за работой мастерицы сами пели... Свитера и джинсы вместо сарафанов — еще одна примета 21 века, а в остальном все так же, как и сто лет назад.

Маргарита Ивановна своих учениц хвалит: все с энтузиазмом изучают необходимые для будущей профессии дисциплины — композицию, рисунок, перспективу, историю промысла. По окончании 4 курса каждая девушка защищает дипломную работу, полностью выполненную своими руками — от разработки рисунка до презентации проекта.

Оригинальные платья, сделанные руками выпускниц колледжа, даже удостоились похвалы от мэтра отечественной индустрии моды Валентина Юдашкина. В 2010 году он приезжал в Вологду на конкурс «Серебряная коклюшка» и был немало удивлен красотой произведений местных мастериц. Говорят, даже заключил договор о поставке кружева в свой дом моды — будет использовать в своих коллекциях.

А вот раньше девочек начинали обучать премудростям кружевоплетения аж с семи лет, и главный экзамен, который им предстоял — замужество: успела сделать себе богатое приданое, тогда и жених хороший будет свататься.

По окончании учебы кто-то идет работать на знаменитую вологодскую фирму «Снежинка», выпускающую одежду с кружевами уже более 50 лет, а кто-то работает на дому, собирая заказы по знакомым. В любом случае, без куска хлеба кружевница не останется — сегодня стало модным иметь в гардеробе платье или шаль ручной работы, и покупательниц не отпугивают даже довольно высокие цены.

Единственный в своем роде

В самом центре города, в купеческом особняке напротив Вологодского кремля нахожу Музей кружева — кстати, единственный в России. Новенький, «с иголочки» — его открыли для посетителей в ноябре 2010 года. Финансирование велось в рамках целевой программы «Наследие Вологодчины», и высокая поддержка чувствуется во всем — и в свежеокрашенных стенах, и в витринах, оформленных по последнему слову техники. И экскурсоводы еще не устали — с большой охотой отвечают на любой вопрос. А уж про кружева они готовы говорить бесконечно. Жизнь почти каждой жительницы Вологды так или иначе связана с ними. Одна из сотрудниц призналась, что кружевоплетение для нее — неплохой приработок к её музейному окладу. Она плетёт подставки под вазы, брошки, колье — и на заказ, и просто в подарок. Говорит, что чувствует к этому занятию большую привязанность — вечер не поплела, и уже как будто чего-то не хватает.

Гуляю по музейным залам, поражаясь фантазии рукодельниц — здесь и панно «Золотая рыбка», где в изгибах белого кружева действительно угадывается силуэт сказочной героини, и картины с вышитыми портретами советских вождей, и бабочки, которые вот-вот взмахнут крыльями и полетят. На одном из стендов вычитала, что раньше кружево плели только с помощью иголок и поэтично называли его «стежком в воздухе».

В музее представлены работы мастериц со всей Вологодской области, воссоздана история кружева с самых древних времен до наших дней. Среди всевозможных шалей, накидок, салфеток и воротничков вижу и работы недавних выпускниц Колледжа народных промыслов — ими гордятся не меньше, чем работами столетней давности.

При музее есть комната для мастер-классов, где всем заведует Иля Сергеевна Верещагина. Она встречает каждую экскурсионную группу, показывая, как правильно обращаться с коклюшками. С помощью ее советов каждый желающий сам может попробовать сплести незамысловатый узор. Кроме того, Иля Сергеевна ведёт занятия по выходным — каждую неделю к ней приходят ученицы, в основном пожилые женщины. Сядут вместе, достанут свои подушки и начнут, как сами они называют, вышивать — кто воротничок дочке, кто жилетку сыну. Так в стенах музея поддерживается прочная связь с прошлым: на верхних этажах хранятся старинные кружевные одежды, а на нижних — плетут новые.

Музей музеем, а мимо магазина при той «Снежинке» — не пройти. Еще не захлопнулась дверь, а я уже пропала: передо мной сияло свадебное платье моей мечты, удивительно изящное и стильное. Весь лиф украшен тонкими кружевами, подол изящно декорирован вышивкой. Гляжу на ценник, и глаза лезут на лоб — почти 50 тысяч рублей! Хотя, пожалуй, оно того стоит. Вот накоплю на платье с кружевами — обязательно вернусь за ним в Вологду.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100