Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Транссибирская магистраль: дорога тысячелетия

Сейчас по Транссибу в плацкартных вагонах через всю страну едут иностранцы. Зачем им это надо? А затем, что Транссиб — это и есть Россия. Проехав по нему, понимаешь, на что ушли полтора миллиарда золотом, 34 года борьбы с вечной мерзлотой, непроходимыми горами и лесами, и что это такое — 9 тысяч километров до океана.

История одной дороги

Судьба Транссибирской магистрали напоминает миф о Сизифе, которого боги приговорили поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. По логике этих самых богов, не было ничего ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд. Понятно, что Транссиб для России — это больше, чем просто железная дорога, поэтому об ее бесполезности никто не говорит. Но нечеловеческий труд, с которым возводили Транссиб, можно было назвать сизифовым.

Транссибирская магистраль. Фото: Пресс-служба РЖД. Strana.Ru
Транссибирская магистраль. Фото: Пресс-служба РЖД

Судите сами: когда Александр III принял окончательное решение, что нельзя откладывать строительство дороги, которая свяжет Европу и Азию, от помощи западных промышленников отказались, так как боялись усиления влияния иностранных капиталов на Дальнем Востоке. Строить решили на свои средства и своими руками, а точнее руками ссыльных арестантов, солдат, местных крестьян и тех, кто приезжал на стройку самой длинной железной дороги в мире из европейской части страны. В разгар работ в стройке участвовали около 90 тысяч человек.

Началось грандиозное строительство в 1891 году. За первые 12 лет было проложено 7,5 тысячи километров путей, причем практически вручную, без применения сложной техники. По темпам строительства и объему работ Великий Сибирский путь не знал себе равных в мире. Мало того, сразу дорогу построить не удалось. Оставалось возвести последние 2 тысячи километров путей, которые соединили бы Хабаровск и Сретенск (Забайкальский край). Но из-за сложных климатических и геологический условий в Амурской области решили строить дорогу через Маньчжурию. Так в 1903 году появилась Китайско-Восточная железная дорога, и Европа получила выход к Тихому океану.

Однако история борьбы за стальную колею на этом не закончилась. После Японской войны стало понятно, что пропускная способность дороги слишком низкая. Решили менять рельсы на более тяжелые, класть дополнительные шпалы, перестраивать мосты. Кроме того, нужно было достроить Кругобайкальскую дорогу, так как с западного на восточный берег озера поезда приходилось перевозить на пароме. А еще война с Японией показала, что железная дорога, пролегающая по территории другой страны, — это опасно, ненадежно и неудобно. И снова лопату в руки! С 1907 по 1915 год возводили Амурскую железную дорогу, которая заменила стоившую стольких жизней и труда КВЖД. Сквозное движение от Челябинска до Владивостока открыли только в 1916 году, а сама магистраль была поделена на Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую железные дороги.

Но худшее было впереди: Гражданская война варварским ураганом прошлась по Транссибу. Была уничтожена большая часть вагонов, рельсы разворотили, сожгли мосты, в том числе и грандиозные переправы через Амур и Иртыш, разгромили станции и устройства водоснабжения. Когда война, наконец, закончилась, стали срочно магистраль восстанавливать, причем совершенно безумными темпами. В марте 1925 года мытарства Транссиба закончились, и сквозное движение по нему осуществляется по сей день. Однако «сизифов камень» нужно снова поднимать на вершину: на данный момент пропускная способность Транссиба полностью исчерпана, в проекте — очередная глобальная стройка, на этот раз — второй линии Байкало-Амурской магистрали.

Факты о Транссибе

Самая западная станция Транссиба — Москва, самая восточная — Хабаровск (5 дней и 13 часов пути из Москвы), самая северная — Киров (12 часов от Москвы) и самая южная — Владивосток (6 дней и 2 часа пути).

Транссибирская магистраль. Кругобайкальская железная дорога. Фото: Фотобанк Лори. Strana.Ru
Транссибирская магистраль. Кругобайкальская железная дорога. Фото: Фотобанк Лори

Несмотря на то что официально конечной станцией Транссиба является Владивосток, на ветке на Находку есть более удаленные от Москвы станции — Восточный порт и мыс Астафьева. Таким образом, Транссиб на самом деле доходит прямо до Тихого океана. А на северной ветке можно считать конечной станцией Транссиба село Чугуевка.

На Транссибе расположено 87 городов. По пути из Москвы во Владивосток скорый поезд «Россия» делает 64 остановки, среди которых затесалась станция Ерофей Павлович — по имени поселка городского типа, расположенного в 4,5 дня пути от Москвы.

На Транссибирской магистрали расположен единственный в мире вокзал, целиком построенный из мрамора. Это станция Слюдянка-1, которая находится недалеко от берега Байкала (от Москвы примерно 3 дня и 5 часов). Возведение помпезного вокзала стало финальным аккордом эпопеи со строительством Кругобайкальской железной дороги. Кстати, в России нет больше здания, кроме этого вокзала, которое полностью было бы построено из нешлифованного байкальского мрамора. Добывают его в Слюдянке в открытом месторождении «Перевал».

Станция Слюдянка. Фото: Фотобанк Лори. Strana.Ru
Станция Слюдянка. Фото: Фотобанк Лори

Железная дорога пересекает 16 крупных рек, среди которых такие гиганты, как Волга, Кама, Енисей, Амур и Иртыш. Магистраль проходит по территориям 12 областей, 5 краев, 2 республик и 1 округа.

При строительстве Кругобайкальской железной дороги на каждый километр пути тратили 2 вагона взрывчатки — прорывались через скалы. Впоследствии дорогу прозвали «Золотая пряжка стального пояса России».

До мая 2010 года самым дальним поездом в мире был поезд № 53/54 Харьков — Владивосток (время в пути составляло чуть менее 7,5 дня). Теперь он ходит только до Уфы, однако беспересадочные вагоны сохранили. Кстати о вагонах. Самым дальним в мире является беспересадочный вагон Киев — Владивосток (время в пути также 7,5 дня).

Самый большой вокзал на Транссибе — Новосибирск-Главный. Он был построен в 1940 году.

Полюс холода Великого сибирского пути находится на участке Могоча — Сковородино (Забайкальский край и Амурская область соответственно). Хоть это и не самые северные точки на карте Транссиба, зимой здесь временами доходит до минус 60 градусов. Кроме того, на этом участке расположена сплошная зона вечной мерзлоты.

Самый длинный мост на Транссибе перекинут через Амур. Его построили в 1913–1916 годах. «Амурский красавец», как называли его местные жители, стал самым длинным мостом России и вторым по длине в мире. Пальму первенства тогда взял мост через Миссисипи. Проект «Амурского красавца» в 1908 году получил золотую медаль на Парижской выставке. Такая же есть у Эйфелевой башни. В 1992 году старый мост через Амур был демонтирован, рядом возвели совмещенный автомобильно-железнодорожный мост. Длина увеличилась с 2568 до 2616 метров.

Общая длина только самых больших мостов Транссиба (мост через Амур, Зейский мост, Камский мост, Енисейский мост, Обский мост, Иртышский мост) составляет 7 километров 177 метров.

Транссибирская магистраль. Кругобайкальская железная дорога. Фото: Фотобанк Лори. Strana.Ru
Транссибирская магистраль. Кругобайкальская железная дорога. Фото: Фотобанк Лори

Фирменный поезд Москва — Владивосток с именем «Россия» появился 30 сентября 1966 года. В этот день и под этим именем он отправился в первый рейс. Окраска вагонов первоначально была вишневой, надпись выполнена большими металлическими буквами. Позже цвета вагонов менялись неоднократно. Начиная с 2000 года вагоны поезда «Россия» окрашиваются в цвет российского флага с обязательным трафаретом Государственного Герба Российской Федерации.

Варианты путешествия по Транссибу

Самый быстрый

Самым скоростным на Транссибе является фирменный поезд 1/2 «Россия», который проходит путь от Москвы до Владивостока за 6 дней и 2 часа. Долго? А проводники поезда «живут» на маршруте по 2 недели — едут туда и обратно. Зато потом полмесяца отдыхают.

Отправление «России» происходит с Ярославского вокзала, из Москвы — по нечетным числам, из Владивостока — по четным.

Автора данной статьи всегда волновал вопрос не о том, какая самая высокая точка Транссиба, а есть ли в вагонах душ. Отвечаем: душ есть, но не всегда! Дело в том, что специальный бытовой штабной вагон, в котором имеется душ и стиральная машина, отправляется из Москвы только 3, 7, 17, 21 числа, а из Владивостока — 10, 14, 24, 28 числа каждого месяца. А в остальные дни вместо бытового вагона цепляют штабной вагон с купе для пассажиров на колясках.

Самый туристический

Туроператоры разработали специальный маршрут на туристическом поезде «Золотой орел». Этот поезд по рейтингу Международного общества любителей железнодорожных путешествий (The Society of International Railway Travelers) входит в число 25 лучших поездов мира.

Купе в «Золотом орле» просторнее и имеют все удобства. Но самое главное, что по пути делаются остановки, и туристов возят на экскурсии: обзорные по крупнейшим городам Транссиба, в аутентичные деревни Бурятии, по берегу Байкала и так далее. Едет «Золотой орел» из Москвы во Владивосток 14 суток. В тур также входит однодневное проживание в отеле во Владивостоке. Цена зависит от класса вагона. Одноместное купе брать не имеет смысла  — оно почти в два раза дороже. Кроме того, билеты «обратно» в стоимость не включены.

Самый обычный

Сейчас между Владивостоком и Москвой из пассажирских поездов по прямому маршруту курсируют только фирменный поезд «Россия» (в пути 6 дней) и нефирменный №100Э (в пути 6 дней 23 часа). Можно доехать с одной пересадкой. Она может быть, например, в Новосибирске, Тайге или Хабаровске. Причем маршрут с пересадкой займет даже меньше времени чем прямой на нефирменном поезде.

О том, как проехать по Великому Сибирскому пути от и до лежа на диване, мы подробно рассказываем в материале про виртуальные путешествия. Изучить магистраль еще более детально можно и на сайте веб-энциклопедии Транссиба. Выбирайте, что вам больше по душе — монитор или настоящее окно поезда — и в путь по самой главной дороге России.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100