Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Коллапс в московских аэропортах: заметки очевидца

Три дня, похожие на страшный сон. Парализованный ледяным дождем, погруженный во тьму аэропорт Домодедово, заполненные отчаявшимися людьми терминалы Шереметьево... Полное отсутствие информации, сорванные поездки, дни и ночи, проведенные на чемоданах – все это пришлось пережить и одному из авторов Страны.ру.

Три дня, похожие на страшный сон. Парализованный ледяным дождем, погруженный во тьму аэропорт Домодедово, заполненные отчаявшимися людьми терминалы Шереметьево... Полное отсутствие информации, сорванные поездки, дни и ночи, проведенные на чемоданах — все это пришлось пережить и одному из авторов Страны.ру.

От первого лица

Всё начиналось как всегда — дорога в аэропорт, предвкушение сложного транзитного полета. Сидя в машине, я оценивала обстановку — деревья во льду, дороги, напоминающие каток. Это насторожило, но новости я предварительно не смотрела  — не хотелось заранее нервничать. Включить телевизор все же стоило: как я узнала из Интернета уже в Домодедове, аэропорт, где была запланирована пересадка, был закрыт в течение двух дней из-за тумана. Результат — восьмичасовая задержка рейса. Нашим самолетом отправили тех, кто сидел в аэропорту с утра. Это было, кстати, 25 декабря, субботним вечером.

Утро воскресенья мы встретили в очереди на регистрацию. Внезапно очередь перестала двигаться. Сотрудники авиакомпании ничего не сказали, лишь сделали каменные лица и периодически переговаривались между собой. Уставшая и злая, я пробилась к стойке и начала перечислять все то, что я когда-то писала про задержки авиарейсов. Только после моей пятиминутной тирады нам признались (это действительно было похоже на выданный нехотя секрет), что в лучшем случае улетим мы в три часа дня. Как я узнала от пассажиров, им выдали в эту ночь 600 рублей на питание. Для этого нужно было стоять у стоек и в буквальном смысле вымаливать то, что полагается по закону.

Перспектива лететь непонятно когда меня не вдохновляла, тем более что срывался мой стыковочный рейс. Начала обращаться в кассы — нужно было купить другой билет. Везде ответ был один: компьютеры не работают, электричества нет. И действительно, то, что произошло в 10 утра, когда отключили свет, было не единовременным срывом. В разных точках аэропорта электричества не было еще с 7 часов утра. За три часа ничего сделано не было.

Конец света

Билет купили родственники из дома, через Интернет. Маршрут изменился, но... На какую стойку мне идти? Не знаю, двести человек стоят в трех очередях. Все — на разные рейсы. Я примостилась на своем чемодане в конце очереди. Сил уже не было. А дальше... погас свет. Люди гулко вздохнули. Те, кто только приехал, думали, что через 5 минут все вернётся на круги своя. Я уже понимала, что ситуация серьезней некуда, пора выбираться.

Сразу дозвониться до родственников не удалось, связи не было, она пропала вместе со светом. Жутко было оказаться совсем отрезанными от мира. Впрочем, даже если повезло дозвониться, это еще не означало, что эпопея скоро закончится: ехали родные 1,5 часа. Пробка образовалась почти сразу, проехать было невозможно. Не знаю, что там говорили про 10 тысяч, которые запрашивали таксисты — лично не видела, но плач маленьких детей, который стоял в холодном и темном аэропорту, я думаю, заставлял родителей выкладывать и не такие суммы.
Приходили люди, светя перед собой мобильными, и говорили, что туалеты закрыли. Я даже не пыталась проверить — нужно было уехать. Аэроэкспрессы, как мы знаем, ходить перестали. За первый час я увидела лишь пару автобусов. Не знаю, на сколько часов они потом встали в пробку, которая к вечеру была уже 20-километровой.

Шереметьево

Удалось уехать домой. По пути решили купить новые билеты, теперь уже с вылетом из Шереметьево, говорили, что там ситуация нормальная. Купили новый билет на утро 27 декабря. В 5 утра снова выход на лед двора. По пути разговорились с таксистом — у него в аэропорту работает жена. Она рассказала, что в воскресенье «не летали», так как не вернулись самолеты. В 6 утра она позвонила и сказала, что, несмотря на все оптимистичные прогнозы, Шереметьево снова встал, вылетов нет. Однако в самом аэропорту, где я просидела несколько часов, такой информации не было.
Только спустя день я, почитав новости, узнала: терминал D был парализован почти сутки. Хотя масштабы бедствия были ясны и в аэропорту: множество людей, сесть негде, пассажиры штурмовали стойки регистрациии и кабины пограничного контроля. Информации по нашему рейсу не было. «Летим по расписанию». Да что там, ни по одному рейсу не было известий. Ехать ли домой? Будет ли рейс только через два дня? Вылетаем по расписанию? Ничего. Информационная блокада, объявленная представителями авиакомпаний.
Чудом мне удалось улететь, вопреки всему — погоде, отключению света, неразберихе, — но память об этом «приключении» останется надолго.

Выводы для себя

Еще много будет сказано по результатам произошедшего. Но уже сейчас будет полезно запомнить на всю жизнь простые правила, которые помогут сэкономить нервы и, возможно, время и деньги.

• Заранее уточняйте информацию о рейсе. Для этого позвоните в аэропорты вылета и прилета. Если не получилось дозвониться, звоните в авиакомпанию.
• Записывайте все номера представителей авиакомпании. Со всеми вопросами звоните им немедленно и требуйте все уладить. Будьте настойчивы, ваши права они знают, просто надеются, что их не знаете вы.
Изучите свои права: когда вы вправе требовать воду и еду, когда авиакомпания должна предоставить отель. Можно распечатать себе памятку, заодно включив в нее полезные телефоны для жалоб, например, телефон горячей линии «Росавиации» (499) 231-53-73.
• Если есть возможность подключиться к Интернету, откройте электронное табло. Как выяснилось, оно обновляется даже быстрее, чем табло в терминале. Оперативная информация появляется и на сайтах авиакомпаний.
• Если возникают проблемы, обменяйтесь номерами телефонов с пассажирами вашего рейса. Оперативно сообщайте друг другу информацию — это надежнее, чем ждать звонка от представителей авиакомпании.
• Постарайтесь сохранять спокойствие. Рано или поздно ситуация разрешится.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100