Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Драконы и оптимисты

Российская яхта «Оптимист» стоит 1000 долларов, а служить будет лет 50. Посчитайте затраты: яхта дешевле кроссовок получается…


– Однажды ты попадешь в лодку, попадешь в ветер, почувствуешь скорость. И дальше — всегда! — стремишься поймать это чувство. Главным становится выжимание скорости. Ежесекундно думаешь о том, чтобы твоя лодка быстрее шла, красоты уходят на второй план. Хочешь, чтобы было красиво? Смотри на паруса!..

Петрозаводчанин Иван Лукин — гонщик. В Онежской регате выступал и побеждал — как говорит, «медалек есть». В этом году идет на яхте «Экватор», в составе сборной команды Карелии. Гонка завтра, а сегодня Иван философствует:

– Как у музыкантов? Однажды попал в ноту — пробило! И потом всю жизнь не можешь слушать песни в пьяной компании. С парусами так же. Поработаешь с гонщиками, а потом попадешь в экипаж «туристов» — и понимаешь, что они лажают. Они красивые парни, хорошие. Но лажают…

Международная парусная регата «Онего-2011» проходит в Карелии в 40-й раз. В этом году — впервые совместно с «Банковским кубком», который с 2001 года организует Федерация парусного спорта России и Ассоциация российских банков. Статусно и перспективно: республика получает туристов, «Банковский кубок» — новый простор для гонок.

Драконы

– Мы сегодня пришли вторыми. Всю гонку лидировали, а в конце прозевали маневр… А вообще в карельской регате я впервые участвовал еще в начале 80-х. Гонялся тогда на четырехтоннике. Теперь — на «Драконе», — сообщает Василий Сенаторов, генеральный спонсор регаты, один из учредителей «Банковского кубка», Президент российской ассоциации яхт класса «Дракон», издатель журнала «YACHT Russia». Гонщик.

– Спорт «для богатых», получается? «Дракон»-то стоит больше 200 тысяч долларов.

– Ну, парусный спорт не для бедных — это точно. Хотя богатые — относительная категория, у нас страна просто довольно бедная. В странах, где крепкий средний класс, парус не считается элитным видом спорта. В Швеции приблизительно 80% взрослых людей в своей жизни имели практику хождения на яхте, процентов у двадцати есть свои парусные лодки. За границей, чтобы иметь яхту, не надо быть Абрамовичем. Возьмите немецкую статистику: в Германии активно занимаются парусом больше полумиллиона человек (я имею в виду не спортом, а туризмом). У нас на всю Россию всего 20 тысяч спортсменов. В Германии средний возраст владельца лодки — за 50 лет, средняя стоимость яхты — 20 тысяч евро. Посмотрите — вон на парковке машины стоят. Многие стоят гораздо дороже…

Оптимисты

Виктор Потапов, заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион мира, участник и призер трех Олимпийских игр (Мюнхен, Монреаль, Москва):

– Это только кажется, что яхтенный спорт дорогостоящий. Купите нашу российскую яхту, «Оптимист» — стоит всего тысячу долларов. А служить будет, при современных-то технологиях, лет пятьдесят. Посчитайте затраты: яхта дешевле кроссовок получается… Понятно, что раньше мы за 30 копеек занимались парусным спортом: платишь членский взнос в яхт-клуб — и вперед. Все государственное было. Но сейчас тоже появились яхт-клубы, где детишек тренируют бесплатно. Клубов таких немного, к сожалению. Но ребенок там занят целый день. И получает колоссальный опыт! Яхтсмен должен уметь черпать информацию отовсюду: небо, берег, вода, ветер… Тренировка прежде всего для мозгов.

«Оптимист» — практически единственная яхта, которую строят сегодня в России. Весь остальной рынок — привозные или не новые лодки. По-прежнему популярна экономичная отечественная «Ассоль» — купить ее можно за 40-50 тысяч рублей.

Пожалуй, более серьезная проблема в России — отсутствие инфраструктуры. Для того, чтобы яхтсмену из точки А пойти в точку В, в точке В должна быть хотя бы безопасная якорная стоянка. В результате 95% владельцев парусных лодок в России держат свои яхты за границей: в Турции, в Хорватии, во Франции, в Финляндии.

И все же в московских парусных школах — бум: получить права хотят многие. Но не для того, чтобы купить яхту — а для того, чтобы, приехав за границу, взять лодку напрокат.

Туристы

…В петрозаводском яхт-клубе тишина и красота: Онего, паруса, чайки — все как полагается. При входе доска объявлений: ГИМС СООБЩАЕТ. Кроме того, что сообщает ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов при МЧС), можно узнать о продаже автомобильного прицепа, живого пива и лицензий на рыбалку. Предупреждение о злой собаке не работает: рыжая дворняга Дик даже ухом не дергает, когда проходишь мимо.

Годовой взнос за стоянку в петрозаводском яхт-клубе — 3000 рублей. Плюс 30 часов отработки: зимой чинят пирс и наводят порядок.

На пирсе мы с Вадимом Богуславским, яхтсменом с пятнадцатилетним стажем, и устраиваемся.

– Однажды подошел ко мне мой товарищ Коля Березкин и сказал: вставай, чудила! Пойдем в озеро! У него была «ассолька» — красивая маленькая яхточка. И пошли мы с Колей на остров Лой. И попали сразу в сильное дутьё. Коля мне кричит: стаксель вон! Трави фал, дятел! Куча, в общем, ценных указаний. Но парус я снял и даже повесил вместо него другой.

…И стал я ходить с Колей в яхтклуб — за компанию. Потихонечку освоился, понял, что веревок на самом деле не так уж много, все они очень понятно называются, во всем есть какая-то логика. Стали мне давать порулить. Теперь меньше романтики — но появилось чувство покоя и отдыха.

Давно исчезло желание большой волны, сильного ветра. Я — такой представитель яхтсменов-альтернативщиков. Для многих яхта, это ведь что? Белые чайки, пенные валы, парус, несущийся по волнам. Ветер, рулевой — обязательно с развевающимися волосами (или бородой за плечом). Это все красиво. Это все вызывает уважение самое искреннее. Но я люблю немного другое.

Я люблю спокойствие, люблю, когда дует ровный ветер, без шквалов, без порывов — до умеренного. Мое счастье — в умеренности. Я не хочу покорять природу, я хочу с ней договариваться.

У яхтсменов есть такая терминология: гонщик и турист. Я — турист.

Вадим Богуславский, яхтсмен-»турист». Фото: Николай Березкин. Strana.Ru

Вадим Богуславский, яхтсмен-»турист». Фото: Николай Березкин

Своя яхта у Вадима появилась в 2008 году. Тоже ассолька — «Джиман». Когда выбирал имя, хотелось чего-то из Фенимора Купера, на хитром индейском языке. Прочел, что есть такой народ оджибве в Северной Америке. И у них есть такое слово — джиман, что в переводе означает «лодка-каноэ из березовой коры».

Сначала слово понравилось — нашлось имя для лодки. А теперь и язык потихоньку учится: летом Богуславский ходит на яхте, а зимой переписывается в Facebook’е с индейцами Северной Америки. По-оджибвейски.

Вадим Богуславский:

– Лодку я купил старую, но все время что-то улучшаю и улучшаю. Сейчас у нее очень хороший корпус, нигде не течет. Денег вложил немного — все делаю сам, своими руками, мне это доставляет удовольствие. С помощью домкрата, отвертки, гаечного ключа и разных слов русского языка.

Передо мной никогда не стоит вопрос: кто же мне поможет? Нужно, скажем, поднять тяжелую штуку килограммов сто пятьдесят весом. Обведешь взглядом горизонт — и сразу найдешь помощника. У нас тут много таких же «ассолистов» в возрасте от двадцати до семидесяти. Всегда подойдут, спросят, чем помочь. Раньше, помнишь, мужики ходили в гараж? Гараж был не только местом, где чинят машину — гараж был клубом. Вот у нас такой яхт-клуб…

Выйти на лодке куда-то далеко и надолго получается редко — во-первых, работа, во-вторых, нужно, чтобы было с кем уйти. На ассольке, конечно, можно и в одиночку, она абсолютно управляемая лодка. А кто восторг-то разделит?

Со мной чаще всего восторг делит семья. Мы можем после работы на пару часов выйти — просто так, по губе Онежского озера пройтись. У нас, кстати, когда появилась яхта, стало меньше семейного недопонимания. Всегда есть о чем поговорить, о чем помечтать и что вспомнить. И все это крутится вокруг яхты.

…На лодке, ты знаешь, много думается. Особенно когда ночи становятся уже совсем темными. Стоишь где-нибудь на стоянке, волна слегка-слегка толкает в борт, и звезды над озером — не такие, как в городе…

И ты абсолютно свободен. Сам себе капитан.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100