Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Любовь Успенская: «Никто Покровский собор сносить не собирался»

Покровский собор на Красной площади освятили ровно 450 лет назад: 12 июля 1561 года. К юбилею - интервью с Л.С.Успенской, главным хранителем музея «Покровский собор» ГИМ.

12 июля 2011 года исполняется ровно 450 лет со дня освящения самого известного собора России — Покровского, что на Красной площади. Накануне юбилея корреспондент Strana.ru Антон Агарков встретился с главным хранителем музея «Покровский собор» ГИМ, Любовью Сергеевной Успенской.

Путаница с названием

Strana.ru: В народе Покровский собор больше известен как храм Василия Блаженного. Как получилось, что «народное» название затмило основное?

Л.С.Успенская: Давайте сразу определимся: 12 июля 2011 года мы отмечаем не годовщину создания храма Василия Блаженного, а именно собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Последняя часть названия — «на рву» — не просто так появилась. Собор был построен на рву у Фроловских ворот. Центральная церковь освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Так совпало, что Иван Грозный взял Казань в ночь на Покров день.

Второе название появилось так. Василия Блаженного, московского юродивого, похоронили под стенами собора, и на месте его захоронения была построена часовня. В 1588 году, когда от мощей Василия Блаженного пошли чудеса, сын Ивана Грозного Федор Иоаннович повелел поставить на этом месте церковь. В церкви стояла — и до сих пор стоит — рака с мощами Василия Блаженного.

Покровский собор так и не стал приходским, верующие не всегда имели туда доступ. А вот небольшая церковь с мощами Василия Блаженного была открыта постоянно, и верующие могли приходить в любое время — поклониться и приложиться к мощам святого.

Со временем название церкви в народе подменило главное название собора. Вскоре собор и церковь слились в одно целое даже архитектурно: после пожара 1595 года над церковью поставили такую же главу, что и над соборами. Внешне они выглядят нераздельными. Но храм стоит на подклете, выше уровня земли, а церковь Василия Блаженного — прямо на земле. Сразу видно, что это два разных времени.

«Дарова ему Бог дву мастеров руских…»

Л.С.Успенская: Покровский собор — обетный храм. Перед походом на Казань Иван Грозный дал обет, как это было принято в Средневековье. Всё от Бога, а значит — в случае победы надо Его отблагодарить, поставить памятник. В летописи говорится: «По велению Ивана Грозного, благословением митрополита Макария…». По моему глубокому убеждению, идея настолько сложного храма принадлежит именно митрополиту Макарию. Так и возник этот уникальный памятник. Если уж на то пошло, то Покровский собор связан не только с Казанским походом, но и с понятиями «третий Рим» и «второй Иерусалим».

- Многие иностранные гости того времени в своих записях называют собор «Иерусалимом»...

- Это вполне объяснимо — одна из церквей собора освящена в честь входа Господня в Иерусалим.

- Канонические создатели Покровского собора — Барма и Постник. Пришли ли ученые к единому мнению, был ли это один человек или все же двое?

- В документах XVI, а потом и XVII века протоиерей нашего собора Иоанн Иоаннович Кузнецов нашел такие строки: «...Дарова ему Бог дву мастеров руских, по реклу Постника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу». Мы давно придерживаемся той точки зрения, что зодчих было двое. Археолог Калинин в 1957 году в «Советской археологии» выдвинул гипотезу, что Постник и Барма — один человек. Но все наши специалисты, которые занимаются рукописями, сошлись во мнении, что это не так.

- Дошли ли до нас полные имена мастеров, кроме прозвищ Бармы и Постника?

- Во всех документах написано именно так: «Барма и Постник». Вроде бы имя Постника найдено — Иван Яковлев, а именины его приходились на Ивана Постного, потому и Постник. Но полного раскрытия имен нет.

- В одной из самых известных легенд, связанных с Покровским собором, говорится об ослеплении зодчих Бармы и Постника после окончания строительства храма.

- До конца XIX века вообще считалось, что собор построил некий иностранец. По легенде, Иван Грозный его казнил. Легенда о казни пришла в Россию из Италии, она связана со строителями храма Святого Петра в Венеции. В каждой стране есть подобная легенда-оберег: если архитектора казнили, то нигде в мире второго такого сооружения не появится. С этого безвестного иностранца легенда «автоматически» перешла на Постника и Барму. На самом деле никто их не ослеплял.

Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru

Фото: Антон Агарков / Strana.ru

«Изначально купола были шлемовидные, гладкие…»

- Есть версия, что одним из прообразов собора могла стать казанская мечеть Кул-Шариф…

- Версия о сходстве с мечетью появилась из-за резных глав собора. Но дело в том, что такие купола, какими мы их видим и знаем, Барма и Постник не задумывали. Изначально купола были шлемовидные, гладкие, сделанные из немецкого железа, которое называлось «гонт». Металл был луженый, поэтому купола производили впечатление серебряных.

В 1595 году случился пожар и, как отмечено в летописи, старые купола сгорели. Только на рубеже XVI-XVII веков, с приходом новой эстетики, на стенах собора появился травяной орнамент, а купола сделали фигурными. А вот разноцветными купола стали в лучшем случае в самом конце XVIII века. До этого, если мы посмотрим исторический материал, они были одноцветные — зеленые. Технологии создания цветных куполов не было, поэтому их покрывали только ярью-медянкой.

- Барма и Постник создали самое высокое здание Москвы своего времени — высота собора более 60 метров. Какие технологии они использовали в строительстве?

- Памятник очень сложный. В первую очередь, вернулись к строительству из кирпича. В западной галерее — уникальные для того времени потолки. Если в остальных галереях потолки сводчатые, то в западной потолок почти прямой, с небольшой кривизной.

Своды объединяют галереи, которые связывают церкви между собой. Если мы уберем своды, то увидим одну площадку, на которой стоят девять церквей. Из-за этого создается особое восприятие памятника снаружи и изнутри. Если смотришь с улицы — кажется, что войдешь внутрь и попадешь в огромные помещения. А на самом деле внутренние объемы очень маленькие — не потому, что это царские церкви, а потому, что девять церквей надо было поставить на одном основании.

Очень интересна архитектура северного подклета — с коробовыми сводами. Он у нас постоянно открыт, туда можно зайти и посмотреть. Его серьёзно реставрировали в 1930-х годах, подлечивали. Памятник-то живой, его надо все время поддерживать…

- В исторических документах упоминается, что в подклете хранилась государственная казна и деньги некоторых избранных горожан.

- Действительно, в книге о московских пожарах есть упоминание, что была ограблена царская казна, которая хранилась в нишках подклета. А после пожара 1595 года некоторые богатые люди хранили в подклете собора свое имущество. Ведь в XVI веке Москва была в основном деревянной и часто горела, а кирпичные здания были редкостью.

«Нет у нас никаких тайн…»

- Собор вместе с остальной Москвой пережил потрясения 1812 года. Ходят легенды, что Наполеон пытался его взорвать, но так и не смог. Что случилось на самом деле?

- Какого-то специального письменного источника по этому поводу нет. Якобы этот французский генерал (не могу его имя произнести) хотел взорвать собор, как и Спасскую башню. Но нас не взрывали. Если что-то и повлияло, то только взрыв Спасской башни — она расположена очень близко к Покровскому собору.

- Последняя легенда, уже ХХ века, — о попытке сноса собора в 1930-е годы. Известная история о том, как Лазарь Каганович, представляя проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов, принес Сталину макет площади со съемной моделью Покровского собора, затем картинно снял модель с макета, демонстрируя будущие преимущества. Но Сталин, выдержав театральную паузу, медленно произнес: «Лазарь, поставь собор на место…». Было такое на самом деле?

- Нет. Однозначно не было. Я сейчас расскажу, как эта история возникла. Есть такой журналист Василий Песков. Однажды, когда он был совсем молодым, он где-то пересекся с известнейшим реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. И Петр Дмитриевич ему эту побасенку рассказал, а Песков напечатал рассказ реставратора в «Комсомольской правде». Потом эту историю подхватили в прессе и в народе. Начали рассказывать, что Петр Дмитриевич сидел в ковше экскаватора, который подогнали сносить собор, потом — что ходил в ЦК и там стоял на коленях, или что вообще выкрал ключи от собора. Многоликая легенда, чисто народная. Никто Покровский собор ни взрывать, ни сносить не собирался, мы ни одного документа не нашли, который бы это подтверждал. Но я как-то раз в руках держала книгу о реконструкции Москвы. В ней художники показали, что на Красной площади нет ни Исторического музея, ни Покровского собора. Но это сплошная виртуальная реальность.

- Как в действительности складывалась судьба собора в советское время?

- Покровский собор на протяжении всего ХХ века реставрировали. В двадцатые и тридцатые годы прошлого века велись масштабные восстановительные работы под руководством Сухова Дмитрия Петровича. Мы называем это время «Первое великое десятилетие». Собору постарались вернуть облик XVI-XVIII веков. Второй крупный этап — середина 1950-х годов: под руководством Николая Петровича Сычева мы нашли фреску XVII века, из которой узнали дату окончания строительства. Судя по ней, собор освятили на Петра и Павла 12 июля 1561 года по новому летосчислению. Потому мы сейчас и празднуем 450—летний юбилей.

- После всех находок реставраторов прошлого века остались ли ещё у собора тайны?

- Очень я не люблю, когда меня о тайнах спрашивают. Нет у нас никаких тайн. Я думаю, что основная научно-исследовательская и реставрационная работа в плане открытий уже состоялась.

- Тогда поговорим о сегодняшнем дне. На Красной площади проводились и сейчас проводятся военные парады и концерты. Как они влияют на сохранность собора?

- Очень сложный вопрос. У нас проводились большие исследования, связанные с парадами. Конечно, они влияют. Но окончательно и бесповоротно сказать, насколько они разрушительны, мы не можем — это только время покажет. Но в этом году, когда мы делали большую реставрацию, нам с трещинами пришлось поработать как следует…

- В 1923 году Покровский собор был передан в музейное ведомство, а в 1928 году стал филиалом Государственного Исторического музея. Насколько сегодня собор принадлежит музею и насколько — церкви?

- У нас совместное пользование. Каждое воскресенье по утрам около церкви Василия Блаженного служится молебен, а по большим праздникам у нас патриарх проводит службы.

- Как давно Вы работаете в Покровском соборе? Что он значит лично для Вас?

- Очень давно, с тех пор как университет закончила. Я по образованию скифолог, но судьба распорядилась так, что я попала сюда. Людей, которые со мной работали, по большей части уже нет. Но я преклоняюсь перед теми, кто работал здесь в прошлые годы. «Работали» — не совсем правильное слово. Они скорее служили. Собору всегда везло на таких людей.

Покровский собор — моя жизнь. Пока я жива, даже если меня отправят на пенсию, я все равно буду сюда приходить, потому что я без собора жить уже не могу.

- Редакция Strana.ru поздравляет вас и весь коллектив музея с круглой датой.

- Спасибо, дожить бы… Дожить, пережить и жить дальше. До свиданья, приходите потом, не для интервью, а просто посмотреть Собор.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100