Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Древние жители Южного Урала

Жизнь Южного Зауралья в первозданных степных краях неразрывно в своей истории связана с кочевыми племенами. На территории нынешней Челябинской области сохранились курганы — могильники, в которых археологи находят свидетельства древних культур, обитавших на этих землях много сотен лет назад.

Кочевая история

Кочевники здесь появились в конце I тысячелетия до новой эры. Это было тесно связано с глобальной переменой климата. На этих местах еще несколько тысяч лет назад была лесотундра с озерами, мамонтами и шерстистыми носорогами. После отступления ледника постепенно, за сотни лет сформировался новый ландшафт — степной. За это время первые люди приспособились к новому миру, научились группироваться в племена, охотиться и заниматься сельским хозяйством.

Затем снова пришло похолодание: увлажнилась почва, заболотились поймы рек, жилища стали погибать от наводнений. Зато расцвели степи. Большие стационарные поселки стали менее пригодны для жизни, чем легкие передвижные.

Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала. Экспозиция, посвященная древним кочевникам. Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала. Экспозиция, посвященная древним кочевникам. Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

Степь действительно больше подходила кочевому образу жизни. В летние месяцы здесь было много травы и воды для животных. На зиму приходилось отступать далеко на юг на территорию современного Казахстана — в Приаралье, к нижнему и среднему течению реки Сырдарьи, в пустыню Кызылкум.

Жизнь кочевников посвящалась своему стаду и поиску пищи для него. Животные были главным богатством, которое накапливали, меняли, которым расплачивались. Весь остальной скарб был довольно скромным, ведь нужно было уметь быстро сняться с места и быстро же распаковаться на новом.

Как правило, все «кормовые точки» были хорошо известны, так что путь племен не менялся от одной точки к другой. Так проходила вся жизнь. Скот перегоняли, люди ехали вслед за ним на повозках.

Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала. Поселение древних кочевников. Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала. Поселение древних кочевников. Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

Здесь жило немало племен. В последние годы больше говорят о сарматских. Они пришли на Южный Урал еще в XVII веке до новой эры. Греческое и македонское завоевание Средней Азии спровоцировало многие локальные войны и конфликты, в условиях которых кочевым племенам пришлось военизироваться, чтобы суметь себя защитить. Впоследствии кочевники и вовсе стали очень грозной силой, с которой не каждое оседлое государство могло соперничать.

Что касается сарматов, то знаменитый древнегреческий историк Геродот считал их потомками союзов между скифами и амазонками. Эти пары, писал он, переселились «к востоку от Танаиса на расстояние трех дней пути в направлении северного ветра».

Одно время скифы и сарматы были действительно союзниками и сообща оборонялись от персов. Впоследствии отношения разладились, сарматы нещадно нападали на скифов, и в итоге многие племена переселились в Северное Причерноморье, получив сильно позже название «европейских сарматов». Были еще и «азиатские сарматы» — племена, населявшие область между Азовским и Каспийским морями. Считается, например, что предки осетин — аланы — как раз были такими сарматами.

Сарматские обычаи

У современных людей слово «кочевник», как правило, ассоциируется с монголоидной расой. Однако сарматы внешне были скорее европейцами с монголоидной примесью. То есть у них был резко очерченный профиль на немного уплощенном лице.

Кочевой быт и скотоводческое хозяйство вынуждали сарматов быть готовыми ко всему. «Военное дело», как мы бы сейчас сказали, было обязательным для обоих полов. Непрестанные столкновения сделали из кочевников грозную силу. Они могли мобилизоваться мгновенно, это, по сути, была расформированная армия, собиравшаяся по сигналу. В этом у них было огромное преимущество перед оседлым населением.

Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала. Экспозиция, посвященная древним кочевникам, в частности сарматам. Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала. Экспозиция, посвященная древним кочевникам, в частности сарматам. Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

Главной боевой силой была, конечно, конница, вооруженная небольшими луками. Пешие воины орудовали короткими скифскими мечами акинаками. Они в достатке находятся археологами на раскопках в древних курганах.

На рубеже тысячелетий у кочевой армии появилась аристократическая тяжелая конница. Ее воинов сложно называют «катафрактариями» (от др.-греч. κατάφρακτος — покрытый броней). Они действительно носили кольчугу из кости или рога. Нашивали маленькие кусочки на кожаную одежду. Носили и железные пластины, которыми в том числе защищали и своих животных — лошадей и верблюдов. Этот род войск считается родоначальником средневековой рыцарской кавалерии.

Наиболее интересным сегодня в сарматской культуре представляется то, что женщины-воительницы встречались ничуть не реже мужчин. Не иначе, влияние предков-амазонок. Еще Геродот писал о том, что они обучаются искусству боя наравне с мужчинами. Экскурсоводы Исторического музея Южного Урала в Челябинске рассказывают о том, что сарматская женщина не имела права выйти замуж, не убив троих мужчин. После замужества она, правда, становилась более традиционной хозяйкой. Но все же занимала в обществе высокое положение. Древние историки даже писали о сарматском строе как о матриархате. Женщины могли возглавлять племена, а захоронения рода как правило устраивались вокруг могилы почитаемой праматери.

«Сарматская жрица» и другие находки

Сарматы, понятное дело, не оставили после себя городов и памятников архитектуры. Единственное, что может рассказать о них, — погребальные курганы, могильники. Это земляные насыпи высотой 5-7 метров с каменными сооружениями рядом или над ними. Иногда они обносились оградой или защищались каменным «панцирем». Обычно под насыпью можно обнаружить до 10 могил, порой разного периода. Умерших клали в яму и засыпали землей. Вместе с ними хоронили предметы быта, вооружения, сосуды, украшения.

К одним из самых значимых находок привели раскопки в 2006 году в поселке Кичигино Увельского района в 70 километрах от Челябинска. На левом берегу реки Увелка на горе Тушкан обнаружились нетронутые могилы знати, которые помогли сильно продвинуться в изучении сарматской культуры.

Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала. Гривна со звериными окончаниями. Фото: Мария Щербакова / Strana.ru. Strana.Ru
Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала. Гривна со звериными окончаниями. Фото: Мария Щербакова / Strana.ru

Особенно ценным оказался курган №3, в котором спустя год после начала раскопок были обнаружены пять погребений: два мужских и три женских. К слову о военных: в женских захоронениях были обнаружены колчаны и стрелы, много стрел. А также древние украшения на шею типа колье — гривны.

Гривны были сделаны из бронзы, а сверху покрыты золотыми пластинами, из-за чего выглядели дорогими. Одна из гривен принадлежала пожилой женщине и была более богатой, чем другие, — с окончаниями в форме фантастических зверей. Так называемый «звериный стиль» у сарматов был не слишком популярен. Так что благодаря ему, а также найденному рядом зеркальцу удалось установить эпоху — IV век до н.э.

Предполагается, что женщина могла быть древней сарматской жрицей. Во всяком случае, в прессе и в экспозиции Исторического музея Южного Урала, где хранятся находки, ее называют именно так. Здесь в отдельной витрине реконструирован ее наряд и, главное, черты лица. А также выставлены все найденные украшения.

Еще одной возможной жрицей называют найденные в окрестностях заповедника «Аркаим» женские останки. Хотя на самом деле нет никаких свидетельств, подчеркивавших ее статус. Скорее, наоборот: при ней в могиле не было обнаружено совершенно ничего. Так что, скорее всего, это рядовая кочевница.

Челябинская область. Заповедник «Аркаим». Могильник «Мандесарка 6». Фрагмент плаката будущей выставки с артефактами раскопок. Фото: <a href="https://arkaim-center.ru/News/otkrytie_vystavki_kochevniki">Официальный сайт заповедника «Аркаим»</a>. Strana.Ru
Челябинская область. Заповедник «Аркаим». Могильник «Мандесарка 6». Фрагмент плаката будущей выставки с артефактами раскопок. Фото: Официальный сайт заповедника «Аркаим»

Она наделала много шуму, так как у нее был сильно вытянут череп, из-за чего ее назвали инопланетянкой.

Однако ученые все могут объяснить. Искусственно вытягивать череп — известная им традиция. Древние сарматы забинтовывали малышам головы тугими повязками. Скорее всего, вытянутый череп свидетельствовал об особом статусе человека, о его принадлежности к знатному роду или к определенной этнической группе.

В могильнике были найдены двое мужчин и женщина, и у всех троих были вытянуты черепа. Историки, которые занимались реконструкциями их лиц, утверждают, что большинство найденных сарматских останков имеют этот дефект.

Ученому из Уфы Алексею Нечвалоде удалось не только восстановить лицо по черепу, но и раскрасить его. Так получилась первая в России цветная реконструкция.

Челябинская область. Музей заповедника «Аркаим». Фото: <a href="https://arkaim-center.ru/News/otkrytie_vystavki_kochevniki">Официальный сайт заповедника «Аркаим»</a>. Strana.Ru
Челябинская область. Музей заповедника «Аркаим». Фото: Официальный сайт заповедника «Аркаим»

Могильники Челябинской области могут скрывать еще немало сюрпризов. Сарматы в итоге были вытеснены с Урала пришедшими туда гуннами. И они тоже оставили после себя только курганы. От многих народов, населявших эти степи, не осталось никакой памяти. Только древние холмы, которые таят в себе историю края.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100