Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Машина времени на узкой колее. Фотоистория

Путешествие по Каринской УЖД — это возможность вернуться в прошлое, увидеть редкие образцы железнодорожной техники и побывать в лесном поселке, построенном пленными немцами.

Независимо от погоды и времени года крохотный состав Каринской узкоколейной железной дороги делает пять рейсов в день от города Кирово-Чепецка до микрорайона Каринторф — туда и обратно. Десять километров поезд проходит за сорок минут, минуя спальные районы и ряды гаражей, красивый мост через реку Чепцу, овраги, леса и поля.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Локомотив свистит и гудит, состав раскачивается из стороны в сторону. Сидя на узенькой деревянной лавочке, приходится держаться, чтобы не упасть. Стандартный для узкоколеек миниатюрный пассажирский вагон кажется игрушечным. Уютный салон отапливается березовыми дровами, потрескивающими в печке-буржуйке.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Тепловоз ТУ-7 со скошенной для лучшего обзора кабиной тянет за собой несколько пассажирских вагонов. Машинист следит за показаниями приборов, контролирует движение, сигналит при отправлении со станции. Работа машиниста требует высокой ответственности. Он должен быть крайне внимательным и наблюдательным.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В те времена, когда по Каринской УЖД активно возили торф, дорога имела большой парк подвижного состава, автоматические стрелки, светофорную сигнализацию. Сейчас остались лишь необходимые дорожные знаки. Дымящий паровозик на белом треугольнике с красной окантовкой — знак железнодорожного переезда без шлагбаума.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Каринторф — маленький поселок, отрезанный от «большой земли» широкой водной преградой. Весной и осенью, когда закрывается автомобильный понтонный мост, проезд по узкоколейке остается единственным способом переправиться через реку. Народ называет этот вид транспорта трамваем, метрополитеном или дорогой жизни.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Для местных жителей узкоколейный поезд — повседневное и привычное средство передвижения. Проезд из любой точки дороги стоит 22 рубля. Пассажиры пользуются коротенькой железнодорожной веткой, чтобы доехать из отдаленного поселка в школу или на работу, в центр госуслуг, супермаркет, аптеку, парикмахерскую.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Выбравшись из лесного массива, поезд проносится мимо корпусов старого депо с расставленными на путях вагонами и цистернами. Конечная станция с названием «Техническая» находится в поселке Каринторф. Среди высоких сосен и сугробов стоят двухэтажные деревянные дома, построенные пленными немцами.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Печальный вид здания дежурного по станции соответствует нынешнему состоянию поселка. Еще десять лет назад здесь работал клуб, принимала пациентов больница, действовала пожарная часть. К сегодняшнему дню население сократилось с пяти до двух тысяч. Люди уезжают из-за отсутствия рабочих мест, учебных заведений, сетевых магазинов.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В 1930-е годы в этом краю были обнаружены гигантские залежи торфа — 28 миллионов тонн. С целью транспортировки природного топлива построили узкоколейку. Однако технологии не стоят на месте: ТЭЦ переходят на газ, необходимость в торфе отпадает. Вроде бы не нужен и поезд, но остается поселок Каринторф, куда по-другому не доберешься.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В прошлом году Каринскую УЖД выкупили москвичи — Евгений и Ксения Стерлины. Энтузиасты железнодорожного дела планируют сделать узкоколейку самоокупаемой и популярной у туристов. Главная задача — сохранить атмосферу и прелесть старины, но придать ей более эстетический вид и полноценную техническую исправность.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Железнодорожное депо стало Музеем узкоколейной дороги. На путях стоят тепловозы, торфовозные, пожарные и товарные вагоны, путеукладчики, транспортеры, цистерны. Большое впечатление производит снегоочиститель — гигантский «утюг» с заостренным носом и боковыми «крыльями», способными раздвигаться, чтобы отбрасывать снег.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В этом музее можно свободно передвигаться, подниматься в кабины тепловозов и заходить в вагоны. За символическую плату, разумеется, в каске, разрешают кататься по рельсам на ручной дрезине. Из той тележки, что на фотографии, сделают вторую дрезину, и тогда можно будет устраивать гонки по двум параллельным путям.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Один из самых интересных экспонатов — мотодрезина ПД-1, сделанная на базе автомобиля ГАЗ-51. Данный экземпляр собран в 1977 году в Московской области на Демиховском машиностроительном заводе, который сейчас производит современные электропоезда. В России сохранилось всего три машины, спроектированные для езды по рельсам.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Ширина узкой колеи — 750 миллиметров. В лучшие времена Каринская дорога была оснащена светофорами и автоматизированными стрелками. Сейчас светофоры не действуют, а стрелки переводятся вручную. Тяжелую болванку нужно поднять и переместить влево или вправо от главного пути. Куда указывает ручка, туда и направится поезд.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Поезд делает короткую остановку и сразу отправляется обратно. Локомотив отцепляется, подъезжает к составу с другой стороны. Сцепщик соединяет тепловоз с головным вагоном. На смену направления движения и посадку пассажиров уходит всего пять минут. Кому-то рейс может показаться не слишком серьезным, но его расписание соблюдается строго.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В периоды, когда закрыт автомобильный наплавной мост, по узкоколейке, помимо людей, доставляют почту, продукты, медикаменты. В вагоне пассажиры объединяются по интересам: зимой вместе садятся рыбаки, летом — садоводы, осенью — грибники. Местные жители привыкли к заезжим фотографам и почти не реагируют на камеру.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Поезд идет по железнодорожному мосту через Чепцу — едва ли не самому длинному узкоколейному мосту в России. Река служит границей между современным городом и заповедным миром лесов и увалов, полян и болот. Там, среди деревьев соснового бора, находится поселок Каринторф, живущий в своем особом временном измерении.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Впереди появляются купола храма Александра Невского. Значит, уже близко станция Боёво — первая на въезде в Кирово-Чепецк. К концу поездки начинаешь осознавать, какое это удовольствие — проехать туда и обратно в маленьком и по-домашнему уютном вагоне узкоколейной железной дороги, каких становится все меньше и меньше.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Узкоколейная железная дорога — это добрая машина времени, переносящая нас в советское прошлое. Трогательный состав с подпрыгивающими вагончиками навевает романтику и ностальгию. Остается надеяться на то, что это редкое техническое средство не исчезнет, а будет продолжать возить местных жителей и радовать заезжих туристов.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100