Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Человеческий фактор

Выжившие в авиакатастрофе под Петрозаводском обязаны своей жизнью тем, кто оказался на месте крушения раньше МЧС и пожарных. В других крупных российских авиакатастрофах последнего десятилетия выживших не было.

– Когда мы бежали по дороге, думали сначала, что это бензовоз перевернулся. Увидели шасси — решили, что истребитель из военного гарнизона. Даже когда мы через людей переступали, я не понимала, что это люди. Уже не живые люди… А через секунду те, кто выжил после падения, закричали…

Ксения Маслова и Виталий Гашко увидели упавший самолет одними из первых — ехали по трассе к Бесовцу. На месте происшествия еще никого не было. Ксения набирала полицию, МЧС и скорую помощь, дозвониться с мобильного удалось не сразу. Пока ехали спасатели, Ксения с Виталием сами пытались унести подальше от огня еще живых пассажиров.

Отец Григорий Михневич, священник Екатерининской церкви Петрозаводска:

– Около полуночи мы услышали надрывный рев турбин — и после этого удар, взрыв. Живем рядом с аэропортом, поэтому сразу поняли, что упал самолет. Выскочили с отцом Андреем (настоятель Екатерининской церкви, священник Андрей Верещагин — авт.) на улицу, через реку уже было зарево. Не сговариваясь, прыгнули в машину и минуты через две уже были на месте.
В шортах, в майках, в тапках на босу ногу… Тут же эти тапочки слетели, мы бежали по земле, по этим проводам по голым, даже не думая — под электричеством ли они, под напряжением… Вытащили двух мужчин. Бросились снова к самолету — но там уже раздались взрывы. Как линия огня — отсекло нас совсем. Стали на дороге в огне искать живых, чтобы унести подальше. Нашли девушку и мальчика… Счет там шел на секунды. Когда пожарные приехали, спасать из огня было уже некого.

Статистика десятилетия

Рейсовый самолет ТУ-134 авиакомпании «РусЭйр» (маршрут Москва — Петрозаводск) упал на трассу Петрозаводск–Суоярви в ночь на 21 июня. Не дотянув до посадочной полосы аэропорта Бесовец 700 метров.

Предварительный анализ бортовых самописцев показал, что двигатели самолета работали до самого столкновения с землей. Никакой информации экипажа об отказах или неисправностях систем не зарегистрировано. Главная предварительная версия причин катастрофы — человеческий фактор и погодные условия. Сильный туман.

На борту находились 52 человека. 44 погибли, восьмерых удалось спасти. Позже, в больнице, скончался десятилетний мальчик, житель Южно-Сахалинска Антон Терехин.

Своей жизнью спасенные обязаны случайным очевидцам: жителям окрестных дач и немногим водителям проезжавших по трассе автомобилей. В других крупных российских авиакатастрофах последнего десятилетия выживших не было.

  • 10 апреля 2010 года под Смоленском разбился самолет Ту-154, летевший из Варшавы в Смоленск. Погибли пассажиры и экипаж — всего 96 человек, среди которых президент Польши Лех Качиньский. Самолет не дотянул 300 метров до посадочной полосы, упал, зацепив верхушки деревьев, и развалился на части.
  • 14 сентября 2008 года в Перми разбился Боинг-737, летевший из Москвы в Пермь. Самолет упал в двухстах метрах от жилого дома. В крови командира судна обнаружили алкоголь. Погибли все пассажиры и экипаж — 88 человек.
  • 22 августа 2006 года под Донецком Ту-154, в сильную грозу летевший из Анапы в Санкт-Петербург, вошел в плоский штопор и упал на поля совхоза «Степной». Погибли все пассажиры и члены экипажа — 170 человек.
  • 4 октября 2001 года над Черным морем потерпел крушение самолет Ту-154, летевший из Тель-Авива в Москву. Самолет был сбит учебной ракетой ПВО Украины (во время стрельб в Крыму ракета потеряла учебную цель и переориентировалась на лайнер). Погибли пассажиры и экипаж — 78 человек.
  • 4 июля 2001 года в Иркутске Ту-154, летевший из Екатеринбурга во Владивосток через Иркутск, разбился при посадке. Причина: ошибочные действия экипажа. Погибли 135 пассажиров и 9 членов экипажа.

С 2001 по 2006 годы крупных авиакатастроф в России не случалось.

Чрезвычайная психология

На Россию приходится 1/6 часть международного авиатрафика — и примерно 1/6 часть авиакатастроф. То есть если во всем мире происходит от пяти до десяти авиакатастроф в год, то логично предположить, что одна из них, как это ни печально, случится в России.

Алексей Герваш, пилот, авиационный психолог, основатель Центра лечения аэрофобии «Летаем без страха», член Европейской Ассоциации Авиационных Психологов ЕАРР:

– Авиакатастрофы, к сожалению, происходили и будут происходить. Так же, как ДТП, пожары, преступления и профессиональные травмы. Нигде нет абсолютной безопасности — в авиации ее нет тоже.
Тем не менее мировой пассажиропоток в авиации ежегодно увеличивается на 15-25 процентов, а смертность в авиакатастрофах остается на прежнем уровне и даже снижается: на воздушном транспорте во всем мире погибают несколько сот человек в год.
Причины авиакатастроф — всегда совокупность десятка факторов. Не бывает такого, чтобы катастрофа случилась потому, что отказал один какой-то датчик, или только из-за погоды, или только из-за человеческого фактора.
Те, кто боится летать (а таких в обществе около 30%), ищут объяснение своему страху, потому что считают, что этот страх — результат действительности. Тут и возникают мифические объяснения («старые, списанные самолеты» и «пьяные пилоты»). Авиация — дело серьезное, ошибок не прощающее. Если бы люди летали на списанной технике, то самолеты бы разбивались каждый день…

Страх и риск

Отправляясь в этот вечер на смену, Сергей Шматков, диспетчер аэропорта Бесовец, сказал родным: «Такой туман, вряд ли я посажу хоть один самолет сегодня. Даже вороне не разрешу посадку…»

Сейчас он отстранен от работы (это стандартная процедура) до выяснения всех обстоятельств. От журналистов его «отрезали», хотя в день аварии в прессу успела попасть информация о том, что диспетчер требовал от командира ТУ-134 уйти на второй круг. Но пилот ответил, что будет «сажать самолет вручную, на свой страх и риск».

В российской гражданской авиации последних лет такое «геройство» случается не впервые. В Иркутске (2001) и в Перми (2008) пилоты тоже принимали решения, игнорируя указания диспетчера. Хотя главная задача командира корабля — тотальная минимизация рисков.

Авиакомпания «РусЭйр», самолет которой разбился при посадке в Карелии, закрыла все страницы своего сайта. На главной странице размещен текст: «Выражаем соболезнование от имени авиакомпании всем, кто потерял своих родных и близких в трагедии, случившейся ночью с 20.06 на 21.06 под Петрозаводском» (rusair.com).

Здесь же телефоны «горячих линий», счет для пожертвований родственникам, информация о страховых выплатах. Гражданская ответственность «Русэйр» застрахована в компании «АльфаСтрахование». В соответствии с Воздушным кодексом РФ семье каждого погибшего полагается 2 миллиона рублей. Плюс 25 тысяч — расходы на погребение.

Гражданские лица

Девять человек оказались на месте крушения ТУ-134 раньше МЧС и пожарных. За 15-20 минут до приезда скорой помощи они вытащили из огня нескольких пострадавших.

Медалью «За отвагу при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» награждены Ксения Маслова, Виталий Гашко, Давид Гордиашвили, Евгений Ковалев, Михаил Осипов.

Медалью «За отвагу на пожаре» кроме троих пожарных награждены четверо гражданских лиц: Валерий Минин, Анатолий Минин, отец Андрей Верещагин, отец Григорий Михневич.

Фото: Сергей Юдин. Strana.Ru

Фото: Сергей Юдин

Петрозаводчанина Валерия Минина вся страна увидела (еще без титров) в Интернете и по ТВ на следующее утро: он тот самый «мужчина в красной куртке». Но СМИ не сообщили, что вместе с ним на пожаре был его 14-летний сын Анатолий.

– Папа не видел, что я следом за ним иду, — говорит Толя. — Я помогал пожарным, смотрел за ранеными людьми, вот и все. Что мог, то и делал. Страшно не было, все машинально получалось.

Той ночью Валерий Минин помог спасти четверых человек.

– Я же не знал, что произошло. Я туда пошел не спасать людей, просто посмотреть, что случилось. Но когда увидел, что там люди… Ну а что же делать… Жалко от того, что не всех смог спасти. Жалко этого мальчика, который умер.

Отец Григорий Михневич:

– Девушка и мальчик, которых мы унесли от огня, были в страшном состоянии — любое прикосновение вызывало боль. Я просто с ними разговаривал, держал за руки. Говорил: слышишь ли ты меня? Держись!
Я держал их за руки и говорил что-то, чтобы вызвать их из небытия. Без сознания они были, непонятно — дышат или нет. Пульс проверяешь — а там, понимаете, все перемешано с землей, даже не нащупать ничего. Смотрю — вроде реакция есть, девушка вроде как голову повернула…
Была ночь, шел дождь. Дорогу только языки пламени освещали. Лица залеплены керосином, грязью, кровью. Невозможно определить, что с человеком. Ребенок был вообще с землей перемешан, кричал страшно…
Там себя-то надо было помнить. С нами еще приехал один молодой человек. Но только подбежал к месту крушения, увидел обезображенные тела — и повернул обратно. Говорит, я не пойду. Не могу...

– Вы в тот момент помнили, что вы — служители Божьи?

– О чем вы говорите! О чем вы говорите… Какие служители? Что мне в этой ситуации — надо было встать на колени и Бога молить, что ли? Тут надо было делать то, что должен делать Человек.

Наталья Аверина, Елена Фомина / Петрозаводск

Редакция сайта выражает глубокие соболезнования семьям и близким погибших

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100