Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Носом по льду

Экскурсия по палубам, рубкам и каютам ледокола «Красин» — одно из самых увлекательных дел, которыми можно заняться в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге у набережной Лейтенанта Шмидта стоит ледокол «Красин» — судно с интереснейшей судьбой, которое принимает на борт экскурсантов. Корабль был построен в 1916 году в Англии по заказу российских властей. Это был самый мощный в мире ледокол в начале XX века. После постройки он носил название «Святогор», а в 1927 году получил новое имя — «Красин». Бесстрашный флагман проводил грузовые суда через арктические торосы, ломая мощные льды и маневрируя среди айсбергов.

Ледокол «Красин» на стоянке в акватории Невы. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Ледокол «Красин» на стоянке в акватории Невы. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Во время Второй мировой войны он участвовал в полярных конвоях, доставлявших в нашу страну вооружение, боеприпасы и горючее, подвергался атакам и вступал в бой с врагом. В конце 1950-х годов ледокол был модернизирован. Угольные котлы паровых машин были заменены на мазутные. Появилась новая по архитектуре надстройка, в корме оборудовали вертолетную площадку. В наши дни «Красин» стал «живым музеем», но и сейчас он входит в состав российского флота, на нем есть капитан и команда. При необходимости ледокол может сняться с прикола и выйти в плавание.

Выпуклые борта

В ходе экскурсии можно осмотреть каюты, подняться на капитанский мостик, спуститься в трюм, побывать в рулевой и штурманской рубках. Поднимаясь на борт, можно заметить, что ледокол довольно пузатый, его борта имеют бочкообразную форму. Если бы борта были прямые, то льды могли бы затереть судно. Сила льдов такова, что при сдавливании корабля с двух сторон она может пробить металлический корпус. Еще семьсот лет назад жители Белого моря — поморы — сделали вывод, что парусный коч, путешествующий во льдах, должен иметь круглую форму.

Набережная Лейтенанта Шмидта с борта корабля. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Набережная Лейтенанта Шмидта с борта корабля. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Верхняя часть носа ледокола короткая и прямая, а нижняя скошена под углом 30 градусов. Водоизмещение — 10 тысяч 620 тонн. Наползая на льдину двухметровой толщины, нос ледокола ломает ее на ходу. Капитан смотрит на цвет льдины, на парение воздуха над ней, и по этим приметам определяет толщину и крепость льда. Если она слишком велика, в танки, расположенные в корпусе, с помощью насосов набирается вода. Судно становится еще тяжелей и может раскалывать более толстые льдины.

Крышка на иллюминаторе

Кают-компания для старшего командного состава рассчитана на 22 человека. Вся мебель закреплена, подвинуть стол или кресло не получится. Мебель закреплена для того, чтобы она не каталась от переборки до переборки во время качки. Но кресла вращаются, а длинный стол с одной стороны более узкий, чем с другой. Это позволяет во время совещания увидеть любого человека. Посуда не должна ездить по столу, поэтому по краю столешницы тянутся откидные бортики. Качка бывает не только бортовая, но и килевая.

Кают-компания для старшего командного состава. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Кают-компания для старшего командного состава. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В поперечные пазы вставляются дополнительные перегородки, предотвращающие катание посуды. Высокие пороги у каждой дверцы нужны для того, чтобы в помещения не попадала вода. Во время похода волна может быть такой сильной, что иногда даже разбивает иллюминаторы. Поэтому на иллюминатор крепится металлическая крышка — бывалые моряки ее называют «броняшка». Если идет высокая волна, следует не только закрыть иллюминатор, но и опустить на него крышку, как можно плотнее прикрутив ее винтами.

В арктической пустыне

В мае 1928 года, возвращаясь из полярной экспедиции, у берегов Шпицбергена потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Девять членов экипажа вместе с исследователем Умберто Нобиле оказались среди арктической пустыни. Лишь на десятые сутки юный советский радиолюбитель Николай Шмидт с помощью самодельного однолампового приемника поймал сигнал бедствия. Шесть стран послали свои спасательные отряды, но только ледоколу «Красин» удалось найти аэронавтов, затерянных среди льдов Ледовитого океана.

Спецвыпуск газеты Осоавиахима, посвященный спасению экспедиции Нобиле. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Спецвыпуск газеты Осоавиахима, посвященный спасению экспедиции Нобиле. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Весь мир узнал об удаче нашей спасательной операции. Благодаря этому событию ледокол стал знаменитым и получил орден Трудового Красного Знамени. Через 30 лет в Ленинграде начал строиться первый атомный ледокол «Ленин». Устаревший по техническим характеристикам ледокол «Красин» чуть было не отправили на переплавку. Но тут все вспомнили о подвигах «Красина» и том, что если что-то случится в Арктике, то спасать будет ледокольный флот нашей страны. «Красин» остался в строю.

Глобус звездного неба

В штурманской рубке демонстрируется оборудование, которое с давних времен находилось на кораблях, причем некоторые приборы используются и в наши дни. В разные столетия техника помогала отвечать на вопрос, где находится корабль. Подзорная труба, циркуль, карта и глобус со странными изображениями — лебедь, орел, дракон. Это глобус звездного неба. Рядом — секстант с окуляром и зеркалами. С его помощью определяли местоположение корабля по солнцу и по звездам. Недостаток секстанта в том, что он не работает в пасмурный день. А вот компьютер работает в любую погоду.

Навигационные приборы в штурманской рубке. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Навигационные приборы в штурманской рубке. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Последний свой рейс «Красин» совершил в 1989 году, когда компьютеры уже использовались. На мониторе возникает фотография, сделанная спутником на околоземной орбите. Среди облаков видно Балтийское море, Финский залив и Санкт-Петербург. Черный и серый ящички — GPS-навигаторы, которые по спутниковой связи с точностью до доли секунды вычисляют координаты. Эхолот отраженным сигналом определяет глубину морского дна. Если она мала, эхолот подает сигнал. Осадка у ледокола в незагруженном виде составляет 7 метров.

Трехкомнатная каюта

Каюта капитана — самая большая каюта на корабле. Она состоит из трех комнат — это рабочий кабинет, салон и спальня с санузлом. В кабинете принимаются самые важные решения. Здесь можно увидеть главный документ корабля — судовой журнал. Каждые четыре часа в него заносится новая запись по итогу обхода судна. Корабль поддерживается в рабочем состоянии, хотя действует как музей. В настоящий момент у него тоже есть капитан и команда. В салоне — встроенная мебель, мягкие диваны, радиоприемник, столик для угощений.

Труба над кроватью капитана — устройство для переговорной связи. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Труба над кроватью капитана — устройство для переговорной связи. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Спальня небольшая, в ней от силы помещается пять-шесть экскурсантов, поэтому заходят туда по очереди. Труба над кроватью — переговорная связь с капитанским мостиком. Если возникает опасная ситуация, сверху в трубу кричат. Капитан вскакивает и поднимается наверх. Всего за 102 года на корабле было 52 капитана. Столь высокая сменяемость объясняется тем, что капитана назначают на определенный рейс с конкретным заданием. После выполнения задачи капитана приказом переводят на другой ледокол.

За штурвалом

Справа от корабельного штурвала закреплено кресло вахтенного офицера. Он единственный из всех, кто находится в рулевой рубке, имеет право сидеть. Все остальные, включая рулевого, обязаны стоять. Рулевой должен держать правильный курс. Перед ним расположен деревянный ящик с боковыми окошечками. Цифры в окошечках показывают курс корабля. Есть еще гирокомпас, показывающий на Северный полюс. Раньше использовался магнитный компас — он давал направление на Магнитный полюс. Но магнитное поле подвижное, и показания могут давать некоторую неточность.

Каждый прибор в рулевой рубке имеет свое назначение. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Каждый прибор в рулевой рубке имеет свое назначение. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

При этом гирокомпас работает от электричества. А если вдруг электричество пропало? Тогда магнитный компас, пусть даже с погрешностью, вполне устроит моряков. Во льдах, конечно, строго держать курс не получится. Рулевому приходится постоянно лавировать, крутить штурвал влево и вправо. Вахта у рулевого длится час, и в конце этого часа у него побаливают руки. Двигатель находится четырьмя уровнями ниже, в машинном отделении. Ледокол на ходу грохочет и скрежещет, разговор по рации будет не слышен. Для связи используют машинный телеграф.

Стоп машина

На рычагах машинного телеграфа обозначены команды. Переводя рычаг на себя, кораблю приказывают отправиться назад. Если от себя — то вперед. Рычаг в среднем положении — «стоп машина». При переводе рычага сигнал идет механику, и тот смотрит, на какую команду показывает стрелка. Всего рычагов три. Каждый управляет своим винтом двигателя — центральным, правым и левым. Вместе винты дают мощность 10 тысяч лошадиных сил. Это позволяло ходить только в летнюю навигацию, но «Красин» несколько десятилетий был самым мощным ледоколом в мире.

Мостик для подъема на борт ледокола. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Мостик для подъема на борт ледокола. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Связь с командой осуществляется при помощи трубы, в один конец которой кричат, а к другому прикладывают ухо. Такую систему придумали еще в XIX веке. Ей можно пользоваться и без электричества. В трубе нет ничего, что могло бы сломаться. Но для того, чтобы ею пользоваться, нужно иметь мощные легкие и луженую глотку, ведь до машинного отделения целых 90 метров. Есть и телефонный аппарат с ручкой, расположенной сбоку. Ее нужно крутить, чтобы внутри выработался ток. Когда электричества достаточно для разговора, на аппарате не мигая горит лампочка.

Ледокольное будущее

России и сейчас нужны ледоколы, ведь по территории нашей страны проходит многокилометровый Северный морской путь. Поднявшись на корму «Красина», можно увидеть ледокольное будущее. На противоположном берегу Невы судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» строит дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин». На этом берегу предприятие «Балтийский завод» строит стразу три атомных ледокола: «Урал», «Сибирь» и «Арктика». Все возводятся по одному проекту, поэтому у них одинаковые характеристики. Водоизмещение у новых ледоколов втрое больше, чем у «Красина», а по мощности каждый из них превосходит в восемь раз.

Судовая рында ледокола «Красин». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Судовая рында ледокола «Красин». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Они могут совершать навигацию не только зимой, но и летом. Им «по зубам» лед толщиной 3 метра. У этих кораблей надстройка составляет 10 этажей. Они могут менять осадку с 11 метров до 2,30 метра. Сегодня это самые мощные ледоколы в мире. В ближайшее время они будут спущены со стапелей и начнут проводить через торосы грузовые суда, изучать Арктику и, конечно же, приходить на помощь тем, кто оказался в беде.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100