Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Боль умирающих фресок

В заброшенном храме недалеко от Бежецка можно увидеть отлично сохранившиеся образцы церковной живописи, выполненные тверскими мастерами

На южной окраине села Княжево, что в Бежецком районе Тверской области, стоит полуразрушенная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она прекратила свою деятельность в начале 1930-х годов, повторив судьбу большинства храмов того времени. Но в ее интерьере сохранилась замечательная живопись, выполненная прекрасными мастерами.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Фрески на потолочных сводах, иллюстрирующие библейские сюжеты, на удивление хорошо сохранились. Детали одежд, выражения лиц и цветовые переходы отчетливо просматриваются. Яркая клеевая роспись в основной части, в восьмерике и четверике сделана на основе гравюр немецкого живописца-романтика Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Церковь Благовещения была построена в 1776–1781 годах. Замечательный памятник сельской религиозной архитектуры сложен из кирпича и стоит на гранитном цоколе. Строители ориентировались на допетровские традиции, но в 1880-е годы храм переделали в формах эклектики — переоборудовали трапезную и соорудили колокольню.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Колоритными картинами украшены стены и своды трапезной. Роспись отличается блестящим ощущением монументализма, насыщенным колоритом и правильным рисунком. Сочные краски, объемные композиции, выразительные фигуры невольно напоминают о традициях итальянского Возрождения, хотя речь, конечно, идет о разных местах и эпохах.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Официально церковь считается недействующей, но если судить по ряду признаков, службы здесь проводятся. Из кирпичей сложен аналой. К колоннам прислонены деревянные кресты. В углублении стоят репродукции икон. Здесь есть прихожане и, наверное, батюшка. Скорее всего, в храме служат по воскресеньям и в дни церковных праздников.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В некоторых местах прекрасная академическая живопись сохранилась лишь фрагментарно. На фреске «Тайная вечеря» осталось главное: восседающий за столом Иисус с учениками перед чашей для причастия и хлебом. Христос дает последние наставления апостолам и напоминает о том, что должен умереть страшной смертью.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Удивителен по качеству исполнения и степени сохранности для заброшенного храма сюжет «Снятие с Креста». Иосиф и Никодим, тайные ученики Спасителя, снимают тело Христа, чтобы помазать его погребальным маслом и похоронить. В это время ближайшие ученики Иисуса прячутся в страхе и растерянности, опасаясь наказания.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

По разрушенным стенам карабкаются подростки. Судя по разбросанным по полу семенам овса и стоящей у входа ржавой сельскохозяйственной машины, в советское время храм использовали как хранилище зерна. Часть фресок обвалилась вместе со стенами, храм находится в запустении, но все равно в нем есть что посмотреть.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Церковь имела семь престолов: Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Трех Святителей, Илии Пророка, Казанской иконы Божией Матери, Пантелеимона Целителя, Сергия Радонежского. От здания, построенного в XVIII веке, сохранилась основная часть одноглавого храма с классической композицией «восьмерик на четверике».

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

На ряде стен на уровне ниже человеческого роста яркие росписи стерты и забелены. От архангела Михаила — главы небесного воинства — осталась только верхняя часть: крылья, хитон и копье. Внизу лежат толстенные бревна, когда-то державшие покрытие пола. Они внушают уважение к себе и к тем людям, которые тесали древесину, укладывали, вырубали пазы.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Подняв голову, можно увидеть уходящий ввысь столп четырехъярусной колокольни, построенной по проекту губернского архитектора Карла Гельбига. Подняться на колокольню нельзя — лестницы ведут только на нижний уровень. Сохранились лишь бревенчатые настилы, когда-то служившие площадками между отдельными частями пролетов.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Дошедшие до наших дней росписи — дело рук двух мастеров: Александра Бархатова из Бежецка и Алексея Суворова из Красного холма. Манера письма каждого художника имеет свои особенности и различия. Несмотря на присущий каждому автору особый творческий стиль, фрески выглядят красочно и прекрасно гармонируют друг с другом.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Над входом в основной храм гостей встречает Господь Саваоф. Согласно православной традиции, его изображают в белых одеяниях, восседающего или ступающего по облакам. Подняв руки, Господь воинств, властвующий над силами земли и неба, гневно осуждает разрушителей храма и печально взирает на остатки былого великолепия.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Восьмерик храма, сохранивший мотивы XVII века, представляет наибольшую архитектурную ценность. Заложенные окна с лучковыми перемычками обрамлены ярусными столбиками. Красоту дополняют классические полукруглые кокошники, лопатки с вертикальными филенками, световой барабан с луковичной главкой.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Удивительно, что такие шедевры сохранились в храме, который был закрыт более 80 лет назад. Эх, создать бы каталог с описанием заброшенных церквей, напечатать календари и открытки с осыпающимися росписями, организовать экскурсии для россиян и иностранцев! Глядишь, через два-три года набралось бы денег на реставрацию.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В России всегда были свои благотворители и меценаты. Известно, что церковь Благовещения в Княжево была расписана в 1883 году на средства церковного старосты Ивана Серова. К сожалению, в наше время пока еще не нашелся человек, готовый вложиться в восстановительные работы и возрождение храма.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Храм Благовещения утратил пять своих глав, колокольня лишилась шатра, предметы интерьера разграблены. Но роспись на сводах сохранилась прекрасно. В Тверской области, да и по всей России, бесчисленное множество памятников пребывает в печальном состоянии. Архитектурные сокровища исчезают у нас на глазах.

Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100