Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Царь-кукла: Пётр Великий из воска и дерева

Полноразмерная восковая персона, в точности повторяющая подлинный облик Петра I – самое реалистичное и самое таинственное изображение великого царя, созданное вскоре после его смерти скульптором Растрелли.

Все знают, что изображений Петра I в Петербурге не просто много — они повсюду. Лицо императора, каменное, рисованное или воплощенное живым имитатором, встречает вас чуть ли не на каждой улице исторического центра. Но самая таинственная и подлинная его персона для многих остается в тени — скрывается в Кордегардии Зимнего дворца Петра I, в личной резиденции царя.

Неизвестный художник, по рисунку М.И. Махаева. Вид Зимнего дворца. Фрагмент. Источник: <a href="https://ru.wikipedia.org">wikipedia.org</a>. Strana.Ru
Неизвестный художник, по рисунку М.И. Махаева. Вид Зимнего дворца. Фрагмент. Источник: wikipedia.org
Б.К. Растрелли. Посмертная маска Петра I. Источник: <a href="https://www.rusmuseumvrm.ru">rusmuseumvrm.ru</a>. Strana.Ru
Б.К. Растрелли. Посмертная маска Петра I. Источник: rusmuseumvrm.ru

Восковой портрет Петра I работы Бартоломео Карло Растрелли — диковина в духе XVIII века: полноразмерная статуя, созданная вскоре после кончины императора на основе его посмертной маски, слепков его лица, рук и ног. Статую заказала Екатерина I, желавшая сохранить подлинный облик покойного супруга. Посмертная маска, снятая Растрелли, сейчас хранится в Русском музее.

Для скульптора работа такого рода была не первой. За шесть лет до этого при живом императоре он уже делал восковой бюст Петра, для пущего реализма оснащенный подлинными царскими волосами. Новая статуя тоже получила парик из волос, которые Пётр остриг из-за жары во время Каспийского похода. Персону привычно называют восковой, но из воска сделаны лишь ее голова, кисти рук и ступни. Воск окрашен в натуралистические телесные цвета, а все остальное вырезано из дерева и скреплено круглыми шарнирами, дающими возможность усадить статую и поменять ее положение. Пропорции полностью соответствуют оригиналу.

Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Карло Бартоломео Растрелли. Восковой портрет Петра I. Фото: пресс-служба Эрмитажа / <a href="https://www.hermitagemuseum.org">hermitagemuseum.org</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Карло Бартоломео Растрелли. Восковой портрет Петра I. Фото: пресс-служба Эрмитажа / hermitagemuseum.org

Глаза Петра написал на золотых платинах по финифти Андрей Григорьевич Овсов, мастер Оружейной палаты. Эти выразительные глаза и «живая» окраска лица при большом сходстве пугали и современников, и потомков.

Персона оставалась в мастерской Растрелли до 1730 года. Потом ее на два года перевезли в бывший дом царевича Алексея в районе современной Шпалерной улицы, а потом поместили в Кунсткамеру, в Императорский кабинет, где собрали личные вещи и регалии покойного императора. По сути восковая фигура царя присоединилась к большой компании его любимых «уродов» и вместе с ними пережила большой пожар Кунсткамеры 1747 года. При пожаре персона сильно пострадала, и ее восстановлением занимался сын Растрелли. Наконец в середине XIX века при Николае I статую перевели в Эрмитаж.

Кафтан Петра I после реставрации. Каталог выставки «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени». Источник: <a href="https://www.hermitagemuseum.org">hermitagemuseum.org</a>. Strana.Ru
Кафтан Петра I после реставрации. Каталог выставки «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени». Источник: hermitagemuseum.org

Изначально восковая персона была одета в голубой шелковый кафтан с серебряным шитьем, в котором Пётр за год до смерти короновал Екатерину как императрицу-супругу. Этот кафтан продержался на восковом императоре почти триста лет, пока совсем не истрепался, и теперь персону переодели в другой, но тоже исторический малиновый мундир. Старый кафтан много раз подновляли: в 1911 году, потом в 1964-м и 1975-м его очищали от пыли и закрепляли осыпающиеся нитки, а в 1997 году отправили на капитальную реставрацию. Она длилась целых шесть лет, и результат можно было оценить в 2014 году на выставке «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени»: почти распавшийся и залитый кипятком во время случившейся в музее коммунальной аварии кафтан полностью возрожден.

Шарниры внутри персоны как будто подтверждают легенду о том, что статую сделали не просто так, а как магический автомат-двойник. Это популярный в русской истории мотив подмены царя, и на этот раз злодейские замыслы — и создание самой статуи-куклы — приписывали Якову Брюсу. До наших дней легенда дожила в виде рассказов о том, что некоторым посетителям музея Пётр вдруг указывает на дверь восковой рукой.

К мрачной мистике располагает и комната, где персона сегодня выставлена: это подвал, помещение под «траурной залой», в которой императора отпевали. Восстановленные палаты Зимнего дворца Петра Первого — особая часть Эрмитажа, музей в музее. Долгое время этот «другой» Зимний дворец, о существовании которого многие посетители и не догадываются, считался утраченным. Его начали перестраивать еще при Анне Леопольдовне, а позже на этом месте Кваренги возвел Эрмитажный театр. В конце XX века исследователи смогли найти утраченное: на цокольном этаже под сценой и залом театра оказалась как бы законсервирована часть покоев дворца и парадного двора.

Восковая персона в итоге вернулась домой. Пётр умер в так называемой «Конторке» — комнате, где он занимался государственными делами, расположенной в западной части дворца. Конторка не сохранилась, но для персоны царя нашли подходящее по атмосфере помещение — Кордегардию прямо под Траурной залой, где Петра отпевали. Это небольшая комната без окон, с клетчатым плиточным полом. Восковой император сидит на возвышении под балдахином, по сторонам от него канделябры отражаются в зеркалах. Вообразить, что ночами он оживает, довольно легко.

Санкт-Петербург. Петропавловская крепость. Михаил Шемякин. Памятник Петру I. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Петропавловская крепость. Михаил Шемякин. Памятник Петру I. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Эта статуя как будто не особенно любима музейщиками — ее изображение не сразу отыщешь на сайте Эрмитажа. Но художников она вдохновляет. Так, по мотивам ее создания Юрий Тынянов написал лучшую повесть о петровской эпохе, а Михаил Шемякин пригласил Растрелли в соавторы для своего Петра I, восседающего в Петропавловской крепости. Голова шемякинского императора — полное повторение восковой головы работы Растрелли, только без волос, а пропорции тела сохранены, но гротескно преувеличены. От царя до экспоната Кунсткамеры — несколько шагов.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100