Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Дорога к морю

Капитан яхты «Айя» Сергей Прокопенко рассказывает о прелести путешествий под парусом, об интересных водных маршрутах и о том, как справиться с коварной морской болезнью.

— С чего началось ваше увлечение яхтой? В каком возрасте вы учились ходить парусом?

— Я родился и вырос в Севастополе, а это значит, что к морю мне была проложена прямая дорога. Меня воспитал 57-й яхт-клуб — старейшая парусная школа Черноморского флота. Яхт-клуб находится на Владимирской улице — там, где раньше располагалась батарея Константиновского равелина, прикрывавшего вход в Севастопольскую бухту. Начинали мы на маленьких яхтах — шверботах класса «Кадет», потом — «420» и «470». Ходили не только по Черному морю, участвовали в регатах и гонках на Балтике, в Азовском море.

Капитан Сергей Прокопенко. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Капитан Сергей Прокопенко. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Позже на крейсерских яхтах приходилось совершать дальние переходы. Каждый раз, бывая в Севастополе, я захожу в свой яхт-клуб, встречаюсь со старыми друзьями, коллегами, тренерами. Наверное, это ностальгия. В Севастополе я окончил военно-морское училище. Четыре года осваивал морскую практику и навигацию. Теоретически я могу заблудиться в лесу, в незнакомом городе. Но в море ориентируюсь как дома. Служил я на Камчатке, ходил по океанам, бывал в зарубежных портах. Во время службы тоже не оставлял парус. И до сих пор им живу. Это уже не увлечение, а часть жизни.

— Яхта — синоним недоступного для простых людей удовольствия. Так ли это? На какой яхте вы путешествуете?

— Заниматься парусом и владеть яхтой могут позволить себе не только богатые люди, представители элиты. Конечно, содержание яхты стоит неких денег. Но мы платим и за квартиру, и за машину, и тоже все это содержим. Дорого это или дешево? Смотря какая машина, смотря какая квартира. Да, на яхту нужны средства. Но не какие-то сумасшедшие и неподъемные, а вполне разумные. За границей десяти-двенадцатиметровая яхта — доступное удовольствие. Так же должно быть и у нас.

Яхта в открытом море. Фото: <a href="http://flickr.com/photos/74231267@N02/">Сергей Прокопенко</a>. Strana.Ru
Яхта в открытом море. Фото: Сергей Прокопенко

Моя яхта называется «Айя», то есть «Святая». То же название носит один из мысов в Крыму. На этой яхте я находил уже примерно двадцать тысяч миль. И в открытом море, и возле берега, и днем, и ночью, то есть в любых условиях. Я ночую на борту — там есть все условия, все необходимое оборудование. Яхта имеет класс «А». На ней можно выходить в открытый океан, правда при волне не более пяти метров. Под парусом она идет со скоростью до восьми узлов, под мотором — шесть. Хочу предупредить всех, хочет приобрести яхту. Если, как говорится, подсядешь на парус, то уже не слезешь. Это — на всю оставшуюся жизнь.

— Какие правила нужно соблюдать в яхтенном походе? Часто ли случаются курьезные ситуации?

— Следует делать все по инструкции, вести журнал, придерживаться плана. В путешествии по воде мы исчисляем путь и ориентируемся по луне, звездам, солнцу. Есть технические средства навигации. Есть рация, можно по телефону связаться. Морской мир — он и широкий, и узкий. Люди в нем доброжелательные — всегда придут на помощь, объяснят. Хамства, как у нас на дорогах зачастую бывает, здесь не наблюдается. Сегодня ты помог, завтра тебе помогли. Бывает, при сильном ветре не можешь зайти в марину. Запрашиваешь помощь. Выходят, ставят тебя.

Генуэзская крепость на Корсике. Фото: <a href="http://flickr.com/photos/74231267@N02/">Сергей Прокопенко</a>. Strana.Ru
Генуэзская крепость на Корсике. Фото: Сергей Прокопенко

Забавный случай был в прошлом году во Франции. За границей тебя везде могут остановить, если даже идешь вдоль берега из одной страны Шенгена в другую. Миграционная полиция проверяет законность въезда, визу и так далее. Так вот, мы проходим Дьеп. Наперерез движется пограничный корабль. Запрашивает по рации: «Кто на борту, принадлежность экипажа, откуда и куда идете?» Я говорю: «В Гавр». Он переспрашивает: «Куда?» Отвечаю четко: «В Гавр». Он: «А это где?» Потом посмеялись, выяснили. Французы не произносят: «Гавр». Говорят: «Лехавр», причем звук «х» опускают.

— Можете рассказать об одном из интересных маршрутов, по которому вы прошли?

— В позапрошлом году мы вышли в поход из клуба «Водник» в Долгопрудном. Двигались по каналу имени Москвы через шесть шлюзов до Волги, потом вышли в Рыбинское водохранилище и повернули на север. Обошли все Ладожское озеро, свернули в Северо-Двинскую систему каналов, по которой можно дойти до Вологды. Пришвартовались на берегу Сиверского озера, где стоит Кириллов монастырь. Там, конечно, марины нет — только деревянный причал. Но есть замечательные люди, вкусная рыба, впечатляющая старина. Съездили в Ферапонтово, осмотрели невероятной красоты фрески Дионисия.

Кирилло-Белозерский монастырь. Фото: <a href="http://flickr.com/photos/74231267@N02/">Сергей Прокопенко</a>. Strana.Ru
Кирилло-Белозерский монастырь. Фото: Сергей Прокопенко

В Белозерске были. Оказывается, во время нашествия Наполеона царь отправил в Белозерск всю казну и все свои ценности, потому что тамошнюю крепость взять невозможно. Дальше — Мариинский канал, Онега, Нева, Балтийское море. Если идти без спешки, этот маршрут занимает десять-двенадцать дней. Границу можно пересечь в районе Выборга. Для перехода нужны стандартные документы — загранпаспорт, документы на яхту. В Финляндии на борт заходит таможенник с собачкой, пограничник снимает отпечаток пальца — и все, можно идти дальше.

— Какие еще достопримечательности можно увидеть в походе по российским рекам и озерам?

— Речных маршрутов у нас много. Из Москвы можно отправиться на юг — пройти до Волго-Донского канала, потом по Волге двинуться в Астрахань и дальше выйти в Каспийское море. Представляете, сколько там интересного? Нижний Новгород, Волгоград, Самара, Казань! Можно через Азовское море попасть в Черное, а оттуда — в Средиземное. Если спросите, какой маршрут произвел на меня самое сильное впечатление, я не смогу ответить однозначно. Как сравнить Ладожское озеро, Онегу и Финский залив Или Данию, Голландию и Швецию? В Норвегии нереально красиво, но как ее сравнить, допустим, с Белозерском?

Мост на реке Свирь. Фото: <a href="http://flickr.com/photos/74231267@N02/">Сергей Прокопенко</a>. Strana.Ru
Мост на реке Свирь. Фото: Сергей Прокопенко

Вот Сортавала — живописнейшее, изумительное место. Там только один музей Кронида Гоголева чего стоит! А как хорош Дом-музей Верещагиных в Череповце! Проблема России в том, что у нас слишком много памятников. Есть народы, у которых мало памятников, и они каждый камень холят и лелеют. Вот какой-то король на этом месте присел, и они всех туда возят. У нас невероятное количество достопримечательностей, от которых глаза разбегаются. Это не значит, что мы лучше или хуже, просто у нас такая история.

— Есть ли в нашей стране условия для комфортного путешествия на яхте? Так, чтобы забыть о суете, отдохнуть, порыбачить?

— Я путешествую с 2006 года, и на моих глазах буквально выросла водная инфраструктура. Есть такое понятие — парусная культура. На Волге с этим все отлично — есть марины с водой, электричеством, возможностью заправиться. На севере тоже дело меняется к лучшему. Конечно, у нас нет многих вещей из тех, что есть за границей. Там, например, действует закон о строительстве марин. Они должны быть расположены на расстоянии тридцать миль одна от другой. Почему так? Потому что это комфортный дневной переход. Размер удобств и сервисов там на одинаковом примерно уровне.

Голландия. Пролив Волендам. Фото: <a href="http://flickr.com/photos/74231267@N02/">Сергей Прокопенко</a>. Strana.Ru
Голландия. Пролив Волендам. Фото: Сергей Прокопенко

Я путешествовал по каналам Голландии внутри страны. Зашел в небольшую деревню. В тамошней марине есть всё: стиральная машина, душ, туалет, свет, вода. И так везде. Мы к этому быстро идем, но пока еще немного недотягиваем. Проблема в том, что люди у нас еще боятся покупать яхты. Оборудованные стоянки есть, а яхт мало. Теперь, что касается рыбалки. Ловить лучше всего в Норвегии, где треска идет косяками. Если честно, я не заядлый рыбак. Но могу сказать, что у нас на Ладоге с рыбой тоже все хорошо.

— Насколько это страшно — попасть в шторм?

— Где-то я прочитал, что в море все выходят с дипломами, а возвращаются только те, у кого есть знания. На вид море прекрасное и ласковое, но не стоит забывать, что это агрессивная среда, которая может разделаться с тобой в любой момент. Не следует геройствовать в море. При ухудшении погоды лучше обойти неблагоприятную зону. Шторма на Черном море бывают страшные — особенно осенью и зимой. Был такой случай, когда я учился на втором курсе. Строился мол, который сейчас закрывает вход в Севастопольскую бухту. Огромные бетонные кубы бросали в воду. Но во время шторма сооружение весом в сотни тонн просто смыло.

Штормовая погода. Фото: <a href="http://flickr.com/photos/74231267@N02/">Сергей Прокопенко</a>. Strana.Ru
Штормовая погода. Фото: Сергей Прокопенко

Балтику мне довелось пересекать три раза, когда мы ходили из Калининграда в Копенгаген и обратно, а потом — из Финляндии в Швецию. Не помню, чтобы там была нормальная погода. Все время дует, в любое время года штормит. Может быть, только я один так попадал? Море не глубокое, но там очень неприятная волна. Балтика для меня — тоже море штормов. Отправляясь в путь, я сверяюсь с прогнозом погоды по многим источникам. Выбираю самый худший вариант, отнимаю двадцать процентов, и он сбывается с близкой долей вероятности.

— Существуют ли средства, снимающие симптомы морской болезни?

— Говорят, что адмирал Нельсон был подвержен морской болезни. Ему ставили тазик, и он руководил сражением. Морской болезни подвержены абсолютно все. Для человека это нормальная защитная реакция. Кого-то тошнит, кто-то спать хочет, кому-то становится весело. Некоторые через три часа «прикачиваются» и им становится все равно. Моя личная реакция — очень хочется есть. При этом людей укачивает в самолетах, поездах, автобусах. Но никто не говорит: «автобусная болезнь». А вот «морская» — говорят.

Остров на Ладожском озере. Фото: <a href="http://flickr.com/photos/74231267@N02/">Сергей Прокопенко</a>. Strana.Ru
Остров на Ладожском озере. Фото: Сергей Прокопенко

На яхтах нет компенсаторов с гидравлическими крыльями, как на больших круизных судах. Но яхта, когда несет паруса, гораздо более устойчива и менее подвержена качке, чем корабль с механическим двигателем. Сейчас есть масса препаратов, уменьшающих симптомы морской болезни. Кроме лекарственных средств, есть сила воли. Но вообще на каждой яхте должна быть бутылка крепкого напитка. Не пьянства ради, а здоровья для. Я знаю людей, которые не принимают никаких лекарств. Они выпивают сто грамм виски — и все симптомы как рукой снимает. Но больше ста граммов пить не надо.

— Зачем нужны хлопоты с яхтой? Не проще ли отправиться в морской круиз на туристическом теплоходе?

— Круизные лайнеры ходят по океану, как машины по дорогам. На воде есть условная разметка, встречные полосы, перекрестки. А маломерные суда более свободны в выборе: если пошла волна с какой-то стороны, мы всегда можем отвернуться и выбрать другой путь. Выходя в море, иногда думаешь — зачем тебе это надо? И отвечаешь: ради познания мира, встреч с хорошими людьми, возможностью увидеть интересные места. Нас всегда подстерегают неожиданности. Пересекали мы Скагеррак — пролив между Данией и Норвегией. Там всегда дует ветер. Но в тот день ветер был ноль, а море — гладкое как зеркало. Пришлось под мотором чухать.

Яхта на закате. Фото: <a href="http://flickr.com/photos/74231267@N02/">Сергей Прокопенко</a>. Strana.Ru
Яхта на закате. Фото: Сергей Прокопенко

Начиная с декабря я планирую следующий сезон. Изучаю места, где собираюсь побывать, сверяюсь с погодными и навигационными условиями. Нынешним летом собираюсь пройти по северному побережью Франции, заглянуть в Сен-Мало. Там невероятная красота — старинные замки, скалы из розового гранита. Потом поверну на юг, пройду не спеша вокруг Европы: Испания, Португалия и дальше — Марокко. У меня флаг российский, чему все немало удивляются. Из России в тех краях почти никто не ходит — далеко.

Rambler's Top100