Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Постой, паровоз...

Экспресс-путешествие в железнодорожное прошлое страны.

Сегодня, когда скоростные поезда развивают скорость больше трехсот километров в час, а длина железнодорожных путей исчисляется десятками тысяч километров, трудно себе представить, что когда-то мир передвигался исключительно на лошадях, а на путешествия, которые сегодня занимают несколько часов, уходило несколько месяцев. С тех пор многое изменилось, и даже те, кто предпочитают самолету поезд, могут позволить себе путешествовать с комфортом из одной страны в другую.

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В случае с Россией железные дороги — больше, чем просто способ передвижения. Это философия. Медитация. Это целая жизнь. Сегодня от Москвы до Владивостока можно доехать за неделю. Отваживаются на это немногие, но лишь те, кто решился, могут на себе ощутить весь масштаб путешествия и прочувствовать, насколько огромна наша страна.

Длина Царскосельской железной дороги, положившей начало строительству сети железных дорог в России, составляла всего 26,3 километра (к слову, протяженность знаменитого Транссиба — 9288,2 километра), однако на тот момент ее открытие стало событием поистине грандиозным. В свое первое путешествие поезд Санкт-Петербург — Царское Село отправился в октябре 1837 года.

Впрочем, подлинная история железных дорог в России началась за несколько десятилетий до этого. Так, в 1788 году на Александровском пушечном заводе была построена первая чугунная дорога. Позднее на Алтае в 1806-м были введены в эксплуатацию пути от Змеиногорского рудника до Корбалихинского сереброплавильного завода. Первая же рельсовая дорога с паровой тягой появилась только в 1834 году — на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых.

Первопроходцами в паровозостроении в России считаются отец и сын Черепановы —  Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович, бывшие как раз крепостными у Демидовых. Будучи выдающимися механиками, Черепановы активно занимались самообразованием, посещали заводы Петербурга и Москвы, пока сами не изобрели первый в России паровоз (впоследствии за изобретательскую деятельность им были даны вольные).

Не всякий житель европейской части страны готов отправиться в Нижний Тагил, чтобы посетить «Дом Черепановых» — историко-технический музей с подробной тематической экспозицией, посвященной испытаниям первого российского паровоза и жизни семьи в целом. Зато многим вполне под силу посетить Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная», где можно увидеть не только реплику первого в России паровоза, но и узнать много нового об этих уникальных машинах.

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Конечно, депо можно посетить самостоятельно, однако лучше это сделать в компании профессионального гида и настоящего гуру железных дорог, который с первых минут погрузит в тему и во всех подробностях расскажет об истории паровозостроения. К тому же такой трип подразумевает не только посещение депо: сначала экскурсанты знакомятся с историей Рижского вокзала, а затем отправляются в небольшое, всего в три станции, путешествие на электричке (депо «Подмосковная» находится в непосредственной близости от современной платформы Красный Балтиец). Электропоезда на этом направлении отличаются комфортабельностью и яркостью внутреннего дизайна.

Москва. Рижский вокзал. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Рижский вокзал. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Электричка Москва — Новоиерусалимская. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Электричка Москва — Новоиерусалимская. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Платформа Красный Балтиец. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Платформа Красный Балтиец. Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Первый впечатляющий вид на депо открывается еще с перехода над железнодорожными путями: клубы пара от паровоза видны издалека, и зрелище это для современного человека, привыкшего к «Сапсану», удивительное.

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Строения комплекса станции «Подмосковная» были возведены в 1901 году в ходе масштабного проекта по строительству Московско-Виндавской железной дороги (до открытия Виндавского (Рижского) вокзала «Подмосковная» служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву, а затем и в Ригу). Музейный комплекс на территории паровозного депо был открыт в конце июля 2015 года. Старое здание вокзала, веерное депо, сама станция и домик ее начальника, водонапорная башня: чувствуется, что реставрация зданий проводилась со знанием дела, а главное — с большой любовью.

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Внутри здание вокзала разделено на несколько помещений: здесь есть комнаты с музейными экспонатами, залы ожидания для разных сословий, буфет, багажное отделение, кассы, комната смотрителя станции и даже кинозал, выполненный в стиле старинного дилижанса. На стенах — зеркала, помнящие отражения тысяч пассажиров, дореволюционное расписание поездов, старые газеты (например, «Вѣстникъ Министерства Путей Сообщенiя»), реклама страхового общества «Россiя».

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В витринах — старые открытки, карты, книги и фотографии людей, в разные годы связанных со станцией. Почти в каждой комнате — фигуры, изображающие людей, сотрудников вокзала: буфетчика, смотрителя, телеграфиста, носильщика. Их лица не похожи на лица манекенов: словно живые люди, они наверняка похожи на тех, что служили здесь столетие назад.

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Рядом со зданием вокзала стоит водонапорная башня, внутри которой экскурсовод подробно рассказывает, каким образом заправляли водой паровозы. Дальше — домик начальника станции, которого всегда можно было отличить по красной фуражке. В его конторе можно в подробностях рассмотреть быт и устройство железнодорожного служащего. Уже на улице — тот самый первый паровоз Черепановых (вернее, точная его копия) и десяток других паровозов на ходу, увидев которые в восторг приходят не только мальчишки, но их папы и дедушки.

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Следом — настоящее депо, где по-прежнему работают люди. Внутри пахнет резиной и теплым металлом, повсюду стоят станки, коробки с металлической стружкой и отработавшими свое болтами и гайками.

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Но, пожалуй, главный объект музея скрывается в огромном ангаре — это единственный в мире паровоз серии Э в продольном разрезе. С помощью светодиодов разного цвета объясняется, как именно работает паровоз. Объясняется так подробно и доходчиво, что поймут даже гуманитарии.

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Рядом с огромным паровозом стоят стеллажи с макетами паровозов и электропоездов, собранных со всего мира, в большой стеклянной конструкции — макет железной дороги, один взгляд на которую окончательно укрепит в решении взять билет на ближайший поезд куда-нибудь. Чтобы под размеренный стук колес, монотонный гул вагонных разговоров и чай из подстаканника вновь наблюдать за проплывающими за окном пейзажами нашей необъятной родины.

Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. Музейно-производственный комплекс паровозного депо «Подмосковная». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Редакция сайта Strana.ru благодарит за помощь в организации экскурсии компанию «Магазин Путешествий»

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100