Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Затерянный в Балаклаве

Трудно поверить, но бывшая рыбацкая деревенька Балаклава на юго-западной оконечности Крымского полуострова всего 150 лет назад была точкой на карте, где сталкивались сильнейшие армии мира, рождались традиции и мода. Все секреты этого города теперь собраны в Музее истории Балаклавы.

Балаклава — место, перенасыщенное историческими и культурными событиями. Сложно поверить, но именно эта рыбацкая деревенька на юго-западной оконечности Крымского полуострова стала точкой на карте, где сталкивались сильнейшие армии мира, где рождались традиции и делались открытия, где писались стихи и проза, а часть загадок не исследована до сих пор. Тем более странно, что до недавнего времени в Балаклаве не было никакого даже самого захудалого краеведческого музея. Впрочем, рано или поздно эта досадная оплошность должна была быть исправлена. И вот совсем недавно в 2015 году такое место появилось. Благодаря энтузиазму и усилиям краеведа Сергея Ротаря на первом этаже дома номер пять на набережной Назукина открылся Музей истории Балаклавы.

Балаклава в начале XX века. Фото: Туристический портал Севастополя. Strana.Ru
Балаклава в начале XX века. Фото: Туристический портал Севастополя

Тактильная история

Набережная Назукина — популярное место отдыха туристов и местных жителей. Это сердце Балаклавы, где жизнь не утихает даже ночью. Дом под номером пять, где расположился музей, числится по набережной, однако вход в помещение с экспозицией устроен из узенького переулка, а окна музея и вовсе выходят на параллельную улицу Калича. В сторону музея с набережной указывает забавный памятник коту, который появился благодаря поддержке Сергея. И все равно при посещении Балаклавы музей можно не заметить, однако, оказавшись в нем, его невозможно забыть. Рассказ Сергея Ротаря основан на мелочах, благодаря которым экскурсия становится яркой, а неожиданные экспонаты врезаются в память навсегда.

Сергей Ротарь начал интересоваться историей Балаклавы давно, а с 2006 года стал проводить здесь военно-исторические реконструкции. Но лишь в 2015 году произошло событие, которого он ждал не одно десятилетие.

В музее можно узнать о Греции, Скифии, готах, римлянах, периоде Османской империи, о том, как здесь зарождалось государство Россия, о Крымском ханстве. Впрочем, положа руку на сердце стоит отметить, что к самой Балаклаве экспозиция отношение имеет весьма опосредованное. Скорее, это музей истории региона. Причем даже не всей истории, а военной истории. И не всей военной истории, а истории Крымской войны 1854–1855 годов. Все остальные экспонаты призваны лишь подчеркнуть именно этот период в истории нашего государства. Экспозиция столь хороша, что эта узость ни в коей случае не умаляет ценность музея. Каждый сантиметр севастопольской земли — историческое наследие. А сам Севастополь имеет для России символическое значение. В музее можно узнать об исторических боевых сражениях, победах и поражениях российской армии во время Крымской войны, а также увидеть части амуниции, формы, предметы гигиены, быта, обувь, в которой ходили воюющие стороны. Коллекция пополнялась на протяжении долгих лет. На первый взгляд, возникает мысль, что, скорее всего, выставленные предметы — результаты работы черных археологов и водолазов, свободных от каких бы то ни было моральных обязательств. Впрочем, Сергей опровергает эту версию. По его словам, основой коллекции стали покупки на аукционах в Европе, а также результаты почти двадцатилетней кропотливой работы в архивах России, Великобритании, Франции, Италии.

Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов. Strana.Ru
Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов

Одной из основных задач при сборе экспозиции было показать именно те вещи, которые прошли через Крымскую войну, показать то, что держали руки солдат и офицеров. Среди экспонатов музея есть французский сигнальный горн, который звал на штурм Малахова кургана, а есть британская пороховница с застрявшей в ней русской пулей, что в результате спасло жизнь своему владельцу. Еще один уникальный предмет — пуля в пуле. Редчайшее явление, и в музее таких экспонатов четыре. Как же так? Очень просто: это пули, столкнувшиеся друг с другом в полете. Есть расхожее выражение: пуля — дура. Дура не дура, а со своей иностранной товаркой русская пуля нашли друг друга и тем самым, возможно, спасли жизни тем, в кого были выпущены.

Что интересно, в музее многое можно потрогать руками. Например, оценить вес пушечного ядра середины XIX века. Казалось бы, что такого — подержать ядро в руках. А между тем противники придавали громадное значение артиллерии, причем не только военное, но и символическое. Из бронзы захваченных трофейных русских пушек была отлита часть высших военных наград Великобритании — кресты Виктории.

И именно через такие тактильные впечатления в музее происходит знакомство с историей.

Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов. Strana.Ru
Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов

Рожденные в Балаклаве

Наверняка подавляющее большинство наших сограждан даже и не подозревают, что очень много вещей, окружающих их в повседневной жизни, были изобретены во время Крымской войны.

Некоторое время назад в Крыму работала выставка балаклав, на которой бойцы армий разных стран представлены в обтягивающих лицо тканях, где видны сквозь прорезь только глаза и рот. Казалось бы, причем тут Крым и уж тем более Балаклава? Все просто: главный экспонат — вязаный чулок с кантом солдата ее Величества королевы Великобритании, воевавшего под Севастополем в позапрошлом веке. Такой головной убор в виде вязаного капюшона британцы придумали в 1854 году, чтобы спасаться от зимних крымских ветров, назвав его балаклавским шлемом. Английский язык пополнился словом balaclava (balaclava helmet). С тех пор изобретение используется в армиях всех стран мира.

Но не только балаклавой обогатила Крымская война мир моды. Холодная зима на берегу Черного моря заставила британских военных, не имевших теплого обмундирования, проявить изобретательность, чтобы спастись от непогоды. Главнокомандующий английской армии лорд Реглан заказывал себе одежду с особым кроем рукава. Такой крой рукава стали делать для защиты одежды от пропитывания водой под дождем. А вид покроя получил имя лорда и стал именоваться регланом.

А по имени лорда Кардигана, командира английской бригады легкой кавалерии, погибшего в долине Смерти (нынешняя «Золотая балка»), назван жакет — кардиган.

Крымская война давно закончилась, а балаклава, реглан и кардиган стали предметами одежды и используются и поныне.

Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов. Strana.Ru
Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов

Даже привычные всем сигареты изобрели при осаде Севастополя во время Крымской войны. Курильщиков в Европе было полным-полно. Курительные трубки, падая и ударяясь о каменистую крымскую землю, разбивались. Поставщики не успевали снабжать армию курительными принадлежностями. А местные турки догадались заворачивать табак в бумагу. В 1856 году после войны в Лондоне в Гайд-парке состоялась первая церемония награждения за крымскую кампанию. Осветить награждение прибыл в том числе американский журналист. Собирая материал, он прогуливался по Гайд-парку и заметил, как в стороне стоят два британских офицера и что-то мнут и скручивают. Оказывается, они крутили самокрутки. Любознательного журналиста звали Филип Моррис. Приехав в Америку, он тут же запатентовал и стал выпускать сигареты. Так появились первые сигареты всемирно известной марки Philip Morris.

Мода открывать бутылки одним ударом сабли также появилась во время Крымской войны.

Кстати, Крымская война имеет еще одно романтичное название — «последняя война джентльменов». Наверняка все знают выражение «лежачего не бьют». Страны-участницы договорились, что если солдат — не важно с какой стороны — хотел остаться живым, он должен был просто лечь на землю и притвориться мертвым. Да, его сочтут трусом, но жизнь сохранят. Вот такая был благородная война XIX века.

Выражение «шапками сверху закидаем» также родилось здесь. На вопрос командования, победим ли мы войска наступающей коалиции, кто-то из русских офицеров сказал, что мы закидаем врага шапками. Битва была проиграна, а выражение «шапкозакидательские настроения» осталось.

Крымская война принесла поток нововведений и изобретений не только в военные области: например, в медицину, метеорологию, транспорт, средства связи, фотографию.

Именно во время Крымской войны великий русский хирург Николай Иванович Пирогов изобрел и внедрил новые методы ухода за ранеными, которые спасли жизни тысячам солдатам и морякам. На крымских полях сражений впервые появились медсестры, выхаживающие раненых солдат. Именно отсюда пошло в русской речи устойчивое словосочетание «сестра милосердия». С сестрами милосердия связано возникновение Международного комитета Красного Креста. А вошедшим в историю символом милосердия стала легендарная Дарья Михайлова. Кстати, Музей истории Балаклавы, разработал проект памятника первой сестре милосердия — Дарье Севастопольской. Памятник будет представлять из себя часовню в виде шлема славянского витязя, установленную на поле Альминского сражения.

Именно в Балаклаве зародилась привычная всем служба прогноза погоды.

Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов. Strana.Ru
Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов

Крымская война стала первой войной, в которой журналисты играли важную роль. Это была первая война, которая освещалась в СМИ подробнейшим образом. Можно сказать, что военная журналистика родилась во время той войны. Пресс-клуб союзных войск располагался неподалеку от мыса Фиолент, и в нем присутствовали журналисты со всех концов света. Но Британия и Франция далеко. Для того, чтобы оперативно сообщать своими правительствам сводки с места ведения боевых действий, по дну Черного моря был проложен трехсоткилометровый телеграфный кабель в Варну. А уже из Варны информация поступала в Лондон и в Париж, оказывая влияние на общественное мнение и правительства своих стран.

Крымская война стала первой из войн, запечатленной на фотопленке. Первая в мире военная фотография (вернее, дагеротип) была сделана фотографом Роджером Фентоном, которого королева Виктория направила сюда специально. Четкость изображений была потрясающей даже по современным меркам. Если перевести ее на современные мегапиксели, то разрешение такой фотографии составило бы 142 тысячи мегапикселей. За первый военный фоторепортаж о Крымской войне и личный вклад в фотографию Фентон был включен в список 100 знаменитых фотографов, которые своим искусством изменили мир. Развитие фотографии работает на пропаганду. Изображения батальных сцен появляются на тарелках, которые поступают в продажу не только Парижа или Лондона, но и — буквально через месяц — становятся доступными людям, которые на этих картинах изображены, то есть солдатам и офицерам. Они едят из этих тарелок, вспоминая бои, делясь воспоминаниями с однополчанами, тем самым поднимая боевой дух.

На юго-западе Крыма специально для снабжения армии боеприпасами союзниками была построена первая в мире железная дорога. Только благодаря организованной регулярной доставке боеприпасов союзникам удалось взять Севастополь. По равнинам вагоны тянули лошади, мулы и даже люди, а на возвышенности вагоны затаскивали на лебедках.

Уж совсем неожиданным является факт, связанный с появлением на карте мира государства под названием Италия. Казалось бы, древнеримская империя существовала всегда. Но древние римляне и Италия — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Весной 1855 года сардинский корпус численностью 15 тысяч человек вступил в войну на стороне союзников. Забегая вперед, заметим, что из общего числа участников боевые потери сардинцев составили всего 40 человек и около пяти тысяч умерли от болезней. Сардинцы приняли участие в боевых действиях на стороне Франции против России в обмен на признание собственного государства. Так ценой жизней 40 убитых и пяти тысяч умерших на карте появилась современная Италия, которая сейчас является одним из самых молодых государств в Европе.

Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов. Strana.Ru
Балаклава. Музей истории города. Фото: Андрей Ордальнов

Три часа путешествия в историю

Надо отдать должное знанию исторических фактов и мастерству рассказчика. Три часа экскурсии пролетают на одном дыхании. И хотя сначала удивляет цена за билет — 500 рублей, и достаточно скромный по площади (всего-то 80 квадратных метров) выставочный зал музея, но после экскурсии все встает на свои места. Оно того стоит. Путешествие в историю Крыма, Севастополя и Балаклавы хочется продолжить уже в натуре, исследуя регион своими ногами и глазами. Однако прежде чем отправиться в путь, стоит заглянуть в сувенирную лавку музея. Здесь представлены древние монеты (авестийские, пантикапейские, Древней Руси), хотя и копии, почтовые открытки с историческими видами, многочисленные миниатюры древнегреческой и военной тематики, а также кулоны и всевозможные украшения. У музея имеется собственное литейное производство, на котором делаются копии античных монет и пуговиц времен Крымской войны, поэтому часть сувениров можно купить только здесь. В ассортименте представлены и работы крымских мастеров, выполненные вручную и произведенные в единичных экземплярах.

АДРЕС: г. Севастополь, Балаклава, набережная Назукина, 5.
КООРДИНАТЫ: N 44 30’01.63” E 33 36’00.88’
ВРЕМЯ РАБОТЫ: ежедневно с 9:00 до 19:00 без перерыва и выходных. Запись на экскурсии — индивидуальная по телефону: +79780413796.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100