Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Псково-Печерская матрешка

Один из наиболее крупных и известных в России мужских монастырей — Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, расположенный в 340 километрах юго-западнее Санкт-Петербурга и в 50 километрах западнее Пскова. О более чем 500-летней истории обители читайте в материале корреспондента портала Strana.ru.

Много столетий жизнь народа российского так или иначе крутится вокруг религии. Песнопения и молитвы, храмы и обители определяли, как и в каком направлении развиваться культуре. Да, собственно, и военно-оборонная мощь Отечества во многом опиралась на веру. Фактически религиозные центры были своего рода два в одном, эдакими матрешками, когда за одними и теми же стенами не только молились за здравие и за упокой, но и вершили большую политику. Особый интерес в этой связи в российской истории представляют монастыри, коих было на Руси великое множество. Впрочем, некоторые из них заметно выделялись как размерами, так и невообразимой красотой. Одним из наиболее крупных, красивых и известных в России мужских монастырей является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, расположенный в 340 километрах юго-западнее Санкт-Петербурга и в 50 километрах западнее Пскова.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru

Богом зданныя пещеры

Как именно началась жизнь монастырская, история умалчивает. Единственным источником хоть какой-то информации является монастырская летопись, согласно которой пещеры стали известными местным жителям в 1392 году. Как пишется, изборские охотники, отец и сын Селиши, находясь на промысле в глухом лесу неподалеку от ручья Каменца, вдруг услышали невероятной красоты голоса и волшебное благоухание.

Чуть позже земли были приобретены местными крестьянами. Конкретные наделы распределялись согласно жребию. Так загадочное место оказалось во владении некоего Ивана Дементьева, который поселился здесь же у реки Пачковки. Хозяйство требовало строительного материала и дров, и вот однажды, когда Иван валил лес, одно из деревьев оказалось вывернутым с корнями, под которыми открылся вход в пещеру, притом непростую: над входом в пещеру виднелась отчетливо читаемая надпись «Богом зданныя пещеры». Забегая вперед, стоит отметить, что само слово «Печоры» («печеры»), которым позднее назван монастырь, как раз и означает «пещеры».

Казавшееся глухим место на деле оказалось вполне себе обитаемым. Волшебные голоса раздавались из пещер, в которых жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга. Впрочем, поименован в летописях лишь один из затворников — преподобный Марк, называемый также «начальным иноком» монастыря. Дементьев проникся монастырскими делами и передал участок земли инокам. Вскоре вокруг храма образовалась маленькая обитель. В летописях также значится 1470 год как время, когда в одной из пещер поселился священник Иоанн. В холме из песчаника рядом со старыми пещерами он выкопал еще одну, в которой обустроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Именно этот год считается годом основания монастыря, а холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданныя пещеры, называется Святой горой.

Казалось бы, история выглядит вполне достоверной. Смущает лишь совпадение: год открытия пещеры — 1392 — совпадает с годом смерти Сергия Радонежского. Случайное ли это совпадение? Может, да, а может, и нет: в научной среде существует предположение, что частично история была додумана и дописана в летописи уже в XX веке.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru

Между Россией и Западом

Расположение обители на стратегической прямой между Россией и Ливонией предопределило его непростую судьбу. Немцы регулярно совершали сюда набеги. В ходе одного из них были сожжены возведенные на горе кельи и храм. Имущество разграблено. Как следует из летописи, ливонцев смогло остановить лишь чудо, а именно огонь, вышедший из алтарной части Успенского храма в тот момент, когда захватчики начали чинить безобразия. Уничтожение захватчиков довершил подоспевший из Изборска русский отряд.

Одним нападением дело не ограничилось. Набеги, хотя и менее дерзкие, происходили вновь и вновь. Завоеватели видели в обители не только оплот русского влияния на местное население, преимущественно состоявшее из балтийских племен (эстов и сету), но и крайне важный русский военный опорный пункт.

1519 год стал в жизни обители переломным. Московское правительство наконец осознало стратегическое значение монастыря, расположенного всего в 20 километрах от ливонской крепости Нейгаузен. Вскоре начались работы по укреплению деревянных стен, расширению пещерного храма и сооружению на Святой горе церкви во имя Антония и Феодосия — основателей Киево-Печерской лавры. Тем самым подчеркивалась значимость обители и преемственность духовной жизни. Вместе с тем в этот период сам монастырь переместился в долину Каменца, а кельи были поставлены напротив Успенского храма. За большие заслуги руководивший строительством представитель великого князя Московского в Пскове Мисюрь Мунехин первым из мирян был удостоен чести быть похороненным в монастырской пещере.

Заметной фигурой в жизни обители стал ее игумен преподобный мученик Корнилий. При нем обитель превратилась в сильную крепость. В 1558–1565 годах вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены и построена надвратная церковь во имя Николая Чудотворца. Земной путь Корнилий закончил в 1570 году от рук самого царя Ивана Грозного. Историк Н.И. Костомаров пишет: «Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим».
Предание гласит, что смерть наступила у монастырских ворот. Отсеченная голова покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след. Царь раскаялся и понес еще теплое тело в Успенский храм, но было уже поздно. С тех пор путь от Никольского храма до Успенской церкви называют «Кровавым путем».

. Strana.Ru

Между тем натиск ливонского ордена на псковскую землю усиливался. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу, но силы были неравны. Шедшие на усиление неприятельские войска продолжали прибывать. Казалось, теперь спасти обитель может только чудо. Так и случилось. Как гласит летопись, иноки принесли к пролому в стене древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

XVIII век стал временем очередного серьезного усиления. В 1701 году Петр I велел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом. На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила статус общегосударственной, а в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

Лишь благодаря новым укреплениям в 1703 году маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря, которые таким образом служили его обороне более 150 лет. В 1721 году был заключен Ништадтский мир, отодвинувший границу страны на запад и положивший конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.

Почти столетие обитель процветала. В 1758–1759 годах над Успенским храмом была возведена Покровская церковь, а спустя еще три десятилетия построена церковь в честь Лазаря Четверодневного. Мирная жизнь прервалась в 1812 году, когда быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. И опять город спасли церковные святыни — иконы и хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, а Псков оказался вне опасности. В память этого великого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала Петра Христиановича Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила, еще известный как Михайловский собор.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru

XX век начинается

Удивительно, но за всю свою историю монастырь ни разу не закрывался. В 1920 году Печерская обитель, согласно Тартускому мирному договору, отошла к Эстонии и оставалась там вплоть до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. Это спасло ее от закрытия и последующего разорения. C августа 1941 по февраль 1944 года монастырь вместе с игуменом Павлом (Горшковым) участвовал в Псковской православной миссии, целью которой было возрождение духовной жизни на захваченных немцами территориях. Священнослужители внешне оказывали лояльность оккупационным властям для возможности совершать богослужения. Во Псково-Печерском монастыре разыскиваемых гестаповцами людей прятали под куполами. Но есть и другая сторона медали: по свидетельствам очевидцев, и монахи, и прихожане в этот период подвергались дискриминации по религиозному, национальному и языковому признакам, а фактически верховодили монастырской жизнью люди, близкие к оккупационным властям. Показательным в этом плане является факт посещения монастыря в мае 1943 года генералом А.А. Власовым. Одновременно с этим есть свидетельства, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Один из них при посещении обители в 1984 году лично подтвердил этот факт.

Вероятно, на деле все было сложно, запутанно и неоднозначно. После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) вначале был включен в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, но уже в октябре 1944 года неожиданно арестован по обвинению в сотрудничестве с оккупантами. Получив 15 лет за антисоветскую деятельность, он умер уже в 1950 году, а реабилитирован в 1997 году.

В ходе Великой Отечественной войны от артиллерийских обстрелов больше всего пострадали Трапезная и Братский корпус, а также стена Михайловского собора.

16 января 1945 года Псково-Печерский монастырь вернулся на родину. Решением Правительства Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР.

Сложные послевоенные годы ознаменовались неоднократной сменой наместников монастыря, которые всячески пытались избежать открытого конфликта с советской властью. Благодаря одному из руководителей обители, отцу Алипию, в 1973 году в монастырь вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря под видом спасения их от варваров-большевиков. Кроме того, был произведен ремонт крепостных стен, храмов и монастырских построек. Надо сказать, стены и башни стояли непокрытыми аж с 1688 года, постепенно разрушаясь. Уже в 1980-е годы по благословению митрополита в монастыре были проведены большие реставрационные работы, а именно — обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, вернулась на свое законное место лишь в начале 1990-х годов. Кстати, вовремя. Не вернись она в обитель тогда, что было бы с ней сейчас, совсем не очевидно.

4 октября 2012 года на территории монастыря был открыт памятник Корнилию Псково-Печерскому работы скульптора Игоря Владимировича Голубева. А чуть раньше, 1 июня 2012 года, неподалеку, на территории бывшей воинской части открылся Паломнический центр, который может принять большое число желающих помолиться в обители и поклониться ее святыням. Также организована экскурсионная служба.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru

Что посмотреть

Псково-Печерский монастырь — это целый комплекс сооружений, примыкающих к крепостным стенам. Наиболее красивый вид на обитель открывается со смотровой площадки, расположенной северо-восточнее крепости. Между тем, в отличие от многих других русских монастырей, Псково-Печерская обитель частично расположена внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решеток, под которой протекает перегороженный решетками Каменецкий ручей — тот самый, с которого началась история этого славного места. Кстати, в этом был еще один секрет неприступности Псково-Печерского монастыря: во время осад водоснабжение крепостей было одной из самых главных проблем, ведь на высоких холмах родники бывают редко. А прямо за башней виднеются остатки земляных укреплений 1700-х годов.

От входа в монастырь открывается панорама Соборной площади, рядом с которой можно увидеть построенную в первой половине XIX века церковь Сорока Мучеников севастийских и деревянную Варваринскую церковь, уникальную тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.

Вход в монастырь, как и много веков назад, организован через Петровскую надвратную башню. Если пойти левее, то придешь к величественному Михайло-Архангельскому собору первой половины XIX века, освященному в память побед русского оружия. Здесь же расположена парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса. И хотя тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского, этот проход не всегда бывает открыт, а подавляющая часть посетителей пользуется «кровавым путем».

На полпути вниз по правую руку за стеклом можно увидеть роскошную коляску, которой в 1732 году пользовалась сама императрица Анна Иоанновна. Еще дальше расположена часовня с артезианским колодцем. Внутри в емкости установлено Распятие, с которого непрерывно стекает вода. Следующее строение — Благовещенская церковь 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года. Наконец, прямо впереди расположен Успенский храм (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Именно здесь находится вход в Богом зданныя пещеры. Комплекс пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние пещеры имеют П-образную форму и длину около 15 метров. За ближними пещерами следуют дальние. Они расходятся семью подземными галереями. Их называют улицами, которые в разные годы расширялись и удлинялись. В конце 6-й галереи (церковной улицы) — пещерная церковь Воскресения Христова, в конце центральной стоит специальный подсвечник. Он оформлен в виде небольшого столика и называется канун. Рядом с ним служат панихиды (заупокойные службы). Сразу за кануном установлен большой деревянный крест, справа от которого захоронен митрополит Вениамин Федченко.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru

Пещеры являются монастырским кладбищем. Протяженность дальних пещер составляет около 200 метров. В них постоянная температура — около плюс 10 градусов. Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, паломников, защитников монастыря. Всего, по некоторым данным, на семи улицах подземного некрополя упокоено более 10 тысяч человек. Сейчас в пещерах практически не хоронят. Исключение делается лишь для монахов, которых погребают на пятой и шестой улицах. Интересно, что гробы с телами помещают в стены пещер, но не засыпают землей. При этом в пещерах отсутствует запах тления тел усопших. Ученые объясняют это необычными свойствами песчаника, который способен поглощать запахи, а монахи верят, что это связано со святостью места. На экскурсию попасть в пещеры можно только в сопровождении монахов. Успенский храм и Михайловский собор открыты без присмотра, но только на время богослужений.

Слева от Успенского собора — красное здание Ризницы и Библиотеки. Когда-то здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI–XVII веков. Прямо за ними Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI–XVIII веков. Строение насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус. А всего собрание колоколов Псково-Печерского монастыря насчитывает более тридцати единиц.

Увидев Псково-Печерский монастырь своими глазами, прикоснувшись к древним стенам крепости, очень отчетливо начинаешь понимать, что история Печор — это самая настоящая русская матрешка, в которой одна в другой прячутся история веры и военная история, история культуры и история духа. Впрочем, все это не что иное, как кирпичики, из которых сложена более глобальная сущность, а именно — история государства российского, которая была есть и будет, что бы и кто бы там ни говорил.

Точка на карте: Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/
Координаты: 57°48′37″N, 27°36′53″E

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru. Strana.Ru
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Фото: Антон Агарков / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100