Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Воздушные станции от Калининграда до Чукотки

Закончилось интернет-голосование «Великие имена»: теперь вслед за новым ростовским аэропортом «Платов» российские воздушные ворота страны могут получить собственные имена. А мы посмотрим на сами аэропорты и их историю.

Калининград: Девау и Храброво

Калининград имеет почетное право возглавить список российских воздушных портов, поскольку именно в Кёнигсберге в свое время открылся один из первых гражданских аэропортов мира. Его создали на основе военной авиабазы Девау в 1919 году. Тут же, в Девау, появилась первая авиационная метеослужба и первый в Европе автовокзал. До 1926 года этот аэропорт был базой русско-германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт» и принимал международные авиарейсы между Москвой, Ригой и Берлином. Через Девау летали в Европу Есенин и Маяковский, а самолеты «Дерулюфт» доставляли иностранную корреспонденцию в Москву.

Кёнигсберг. Аэропорт Девау. 1927 г. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com/</a>. Strana.Ru
Кёнигсберг. Аэропорт Девау. 1927 г. Источник: pastvu.com/

Во время Второй мировой войны, в 1944 году, аэропорт был разрушен авиацией союзников. После войны, уже в советском Калининграде, его восстановили, но число рейсов было сильно сокращено. Тем не менее Девау работал до 1970-х, когда все рейсы были переведены в главный на сегодняшний день воздушный порт Калининграда — Храброво. Девау же остается базой аэроклуба калининградского ДОСААФ, где проводятся большие фестивали, авиационные и не только. В перспективе — создание большого исторического музея авиации.

Калининградская область. Калининград. Аэропорт «Храброво». Фото: Пресс-служба аэропорта / <a href="http://kgd.aero">kgd.aero</a>. Strana.Ru
Калининградская область. Калининград. Аэропорт «Храброво». Фото: Пресс-служба аэропорта / kgd.aero

Аэропорт «Храброво» тоже имеет прусские корни и яркую историю. Он основан в 1935 году как аэродром Повунден. С 1943 года на нем базировался полк Люфтваффе, а после того, как Кёнигсберг взяли советские войска — легендарный полк «Нормандия — Неман». В 1945-м аэродром и поселок, где он располагается, переименовали в Храброво, и он стал советским военным аэродромом — гражданским оставался Девау. Так было до начала 1960-х, когда в гражданской авиации начали использовать самолет АН-10, для которого Девау не был приспособлен, и Храброво взял на себя основные функции.

В народном голосовании за «великое имя» для Храброво победила императрица Елизавета Петровна, которая неожиданно обошла поначалу лидировавшего самого знаменитого уроженца Кёнигсберга — Иммануила Канта. Трудно представить себе даму, более далекую от авиации, однако при дефиците женских «великих имен» аэропорт имени Елизаветы — это красиво.

Ростов-на-Дону: Платов

Первый российский аэропорт, официально получивший собственное имя — фамилию героя 1812 года, атамана Матвея Платова. Он находится в Аксайском районе Ростовской области, в 29 километрах от Ростова-на-Дону и в 15 километрах от Новочеркасска. Это самый большой аэропорт Южного федерального округа и новая страница в истории российских аэропортов — и в том, что касается названия, и в самом строительстве. Впервые в новейшую эпоху аэропорт построен не на месте старого, а с нуля.

Ростовская область. Ростов-на-Дону. Международный аэропорт «Платов». Фото: Роман Неведров / <a href="https://vk.com/nevedrovr">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Ростовская область. Ростов-на-Дону. Международный аэропорт «Платов». Фото: Роман Неведров / ВКонтакте

Платов открылся в декабре 2017 года в ходе подготовки к чемпионату мира по футболу, и с задачей принять болельщиков он прекрасно справился. Аэровокзал Платова проектировал Алекс Битус, архитектор из британского бюро Twelve Architects. Самый известный российский проект, в котором он принимал участие, — это башня Лахта-центра в Петербурге. В данном случае источником вдохновения для архитектора стал сам Дон, великий и тихий, его мосты и волны. Где Дон, там и казачество — приобщиться к традициям можно прямо в зале ожидания, где устроена постоянная выставка о донском казачестве.

Аэропорт суперсовременный, красивый и комфортный. Единственным неудобством до сих пор остается его удаленность от города, до которого долго добираться через пробки на трассе. Появление аэроэкспресса должно этому помочь.

Сочи-Адлер

Самый востребованный южный туристический аэропорт — конечно, международный аэропорт Сочи, обновленный к Олимпиаде 2014 года. Сейчас он обслуживает 60 воздушных направлений, внутренних и зарубежных. Во время олимпиады аэропорт установил собственный рекорд пропускной способности: 3800 пассажиров в час (в среднем он рассчитан на 2500 пассажиров в час).

История воздушных ворот Сочи началась в 1929 году, когда аэровокзал и взлетно-посадочную полосу для гражданских самолетов построили практически в центре города, на правом берегу реки Сочи, в районе современной улицы Гагарина. В 1945 году этот участок передали под жилищное строительство, аэропорт же перенесли на нынешнее место — в Адлер. Там с 1941 года действовал военный аэродром, построенный на землях совхоза «Черноморец». Здание аэровокзала построили через 10 лет, в 1956 году. В первые годы аэропорт обслуживал всего семь рейсов и 17 тысяч пассажиров в год — сравните с почти шестью миллионами пассажиров по статистике 2017 года.

Аэропорт Сочи-Адлер. Фото: Пресс-служба аэропорта / <a href="https://vk.com/southairports">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Аэропорт Сочи-Адлер. Фото: Пресс-служба аэропорта / ВКонтакте

Аэропорт соответствует новейшим международным стандартам, приспособлен для комфорта всех пассажиров, в том числе с ограниченными возможностями, и применяет энергосберегающие технологии — например, солнечные батареи. Некоторую проблему создает тот факт, что аэропорт расположен в Адлере, удаленном на 36 километров от центра Сочи. Это проще и быстрее всего решается с помощью аэроэкспресса «Ласточка», избавляющего вас от сочинских пробок. Правда, поездка займет почти час.

В голосовании за имя для адлерского аэропорта победил летчик-космонавт Виталий Севастьянов. Севастьянов известен как участник двух длительных космических экспедиций, а также ведущий телепередачи «Человек. Земля. Вселенная» и политик. А еще он участвовал в советской «лунной программе» и должен был полететь на Луну в составе одного из экипажей. В Сочи космонавт не родился, но вырос и окончил школу — и, по собственным словам, считал город родным.

Симферополь

Главный аэропорт Крыма имеет статус международного, но пока обслуживает только внутренние российские и белорусские рейсы. Он находится на северо-западной окраине Симферополя, в поселке Укромное. От аэропорта можно доехать до всех крымских курортов на микроавтобусах, расписание которых соотнесено с прибытием авиарейсов.

Республика Крым. Симферополь. Аэропорт Симферополь. Фото: Пресс-служба аэропорта / <a href="https://vk.com/sip.airport">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Республика Крым. Симферополь. Аэропорт Симферополь. Фото: Пресс-служба аэропорта / ВКонтакте

Аэропорт существует с 1935 года, но это относится к старому, уже закрытому терминалу в поселке Аэрофлотовский. Новый терминал в нескольких километрах от него открылся в 2018 году. Среди других, даже самых современных отечественных портов, он выделяется своей архитектурной красотой. Терминал имеет название «Крымская волна» и спроектирован соответственно: почти шесть тысяч тонн металлоконструкций и 136 криволинейных колонн высотой до 35 метров образуют выразительную волнообразную форму. Внутри «Волны» устроена высокая стена зелени — 1600 квадратных метров растений, живых и искусственных. Терминал выстроен с учетом сейсмической опасности и способен выдержать землетрясение до 9 баллов. Учитывая историю крымских землетрясений, это предусмотрительно.

Республика Крым. Симферополь. Аэропорт Симферополь. Фото: Пресс-служба аэропорта / <a href="https://vk.com/sip.airport">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Республика Крым. Симферополь. Аэропорт Симферополь. Фото: Пресс-служба аэропорта / ВКонтакте

Имя, выбранное для симферопольского аэропорта, очень подходит «Крымской волне»: Иван Айвазовский.

Минеральные Воды

Ставропольский край. Минеральные Воды. Аэропорт Минеральные Воды. 1973–1974 гг. Фото: А. Мусин. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com/</a>. Strana.Ru
Ставропольский край. Минеральные Воды. Аэропорт Минеральные Воды. 1973–1974 гг. Фото: А. Мусин. Источник: pastvu.com/

Аэропорт Минеральных Вод — крупнейший на Северном Кавказе и один из старейших в стране. Маленькую «воздушную станцию», которая принимала самолеты из Ростова-на-Дону и Харькова, позже — из Баку и Тифлиса, построили в 1925 году прямо в степи, между кирпичным и бутылочным заводами. Она представляла собой небольшой глинобитный домик с комнатой начальника станции и помещением для почты. Никаких приборов навигации не было, самолеты летали на малой высоте. Пилоты ориентировались на железнодорожную линию, а наземные службы — на шум двигателей. Заслышав гул самолета, перед станцией разводили костер, и летчик оценивал направление воздушных потоков по дыму.

Нынешний аэропорт, сменивший эту станцию, начали строить уже в другом месте в 1931 году. Это был вполне современный для своего времени комплекс: аэровокзал, ангар, авиамастерские, общежитие для работников, радиомаяк. Авиамастерские сразу стали важным оборонным предприятием — на их базе организовали авиаремонтный завод, который с началом Великой Отечественной войны обслуживал самолеты для фронта. При наступлении немцев аэропорт вместе с заводом перевели в Махачкалу. Во время оккупации города аэровокзал был разрушен, и новое здание возвели в начале 1960-х.

Последняя реконструкция аэропорта проходила в начале 2010-х. Теперь он принимает и отечественных курортников, направляющихся в города КМВ, и международные рейсы в Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Армению, Азербайджан, Китай, Турцию, Израиль и другие страны. Через Минводы летят и туристы, направляющиеся на Эльбрус. Аэропорт находится в 4 километрах от города, куда можно добраться или на такси, что проще всего, или на автобусе — до автостанции и железнодорожного вокзала.

Ставропольский край. Минеральные Воды. Аэропорт Минеральные Воды. Фото: <a href="https://ru-aviation.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Ставропольский край. Минеральные Воды. Аэропорт Минеральные Воды. Фото: livejournal.com

Имя, выбранное для главного северокавказского аэропорта — Михаил Лермонтов. Оно кажется очень уместным, ведь автор «Демона» — не только самый кавказский из русских поэтов, но и самый близкий к «воздушному океану». Правда, в Пензе тоже проголосовали за Лермонтова, но по количеству участников выигрывает Кавказ.

Екатеринбург: Кольцово

Международный аэропорт Кольцово — крупнейший воздушный узел Урала, по России уступающий только аэропортам обеих столиц и Сочи. Во времена СССР это был скромный внутренний аэропорт, совершенно преобразившийся в новую эпоху, когда бывший Свердловск перестал быть закрытым городом. После реконструкции, которая завершилась в 2009 году, Кольцово получил несколько высоких авиационных наград и четыре звезды по уровню качества услуг.

Свердловская область. Екатеринбург. Аэропорт Кольцово. Фото: Пресс-служба аэропорта / <a href="https://vk.com/airport96">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Свердловская область. Екатеринбург. Аэропорт Кольцово. Фото: Пресс-служба аэропорта / ВКонтакте

Аэродром в Кольцово появился в 1928 году и долгое время оставался военной авиабазой. Его значение резко выросло во время Великой Отечественной, когда в Свердловск перевели НИИ ВВС Красной армии, который занимался разработкой и испытанием новых самолетов. В качестве гражданского аэропорта Кольцово начал действовать в те же годы — с 1943-го. Он стал первым в стране аэропортом смешанного базирования, где приземлялись и военные, и гражданские воздушные суда. Первый советский реактивный истребитель БИ-1 поднялся в воздух именно здесь. Мемориальный макет самолета и бюст его пилота Григория Бахчиванджи сейчас украшают площадь перед аэровокзалом.

Свердловская область. Екатеринбург. Аэропорт Кольцово. Фото: Пресс-служба аэропорта / <a href="https://vk.com/airport96">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Свердловская область. Екатеринбург. Аэропорт Кольцово. Фото: Пресс-служба аэропорта / ВКонтакте

Особого внимания заслуживает облик ВИП-терминала аэропорта: великолепное здание с башенкой, образец советского ампира. Настоящий дворец, к сожалению, открытый не для всех. Его построили в 1954 году, когда Свердловск был закрыт для иностранцев, не считая особых гостей — таким был, например, американский вице-президент Никсон.

28 июля 1959 г. Вице-президент США Ричард Никсон в аэропорту Кольцово. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com/</a>. Strana.Ru
28 июля 1959 г. Вице-президент США Ричард Никсон в аэропорту Кольцово. Источник: pastvu.com/

Имя для самого востребованного аэропорта Урала выбрали знаковое: Павел Бажов, создатель волшебных уральских сказов.

Новосибирск: Толмачёво

Новосибирск. Аэропорт Толмачёво. Памятник авиаторам. Фото: Пресс-служба аэропорта / <a href="https://vk.com/tolmachevoport">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Новосибирск. Аэропорт Толмачёво. Памятник авиаторам. Фото: Пресс-служба аэропорта / ВКонтакте

Крупнейший аэропорт Сибири — новосибирский Толмачёво, действующий с 1957 года. До него воздушными воротами Новосибирска был аэропорт Северный, здание которого, по стилю перекликающееся с екатеринбургским ВИП-терминалом, сегодня признано объектом культурного наследия.

Толмачёво — важнейший перекресток воздушных путей из Европы и Северной Америки в Азию, он принимает все типы самолетов и вертолетов, в том числе крупнейший с мире аэробус А-380. Аэропорт находится в 17 километрах от Новосибирска, на окраине бывшего поселкаТолмачёво, в начале 1930-х переименованного в город Обь. Это создает некоторую путаницу, поскольку к реке Обь город отношения не имеет, она течет в 10 километрах от него.

В новосибирском аэропорту есть не только вся необходимая инфраструктура, но и музей гражданской авиации. Два легендарных самолета уже базируются в Толмачёво как музейные экспонаты — ИЛ-86, построенный в 1988 году, и ТУ-154М 1990 года выпуска. Сейчас их можно рассмотреть только снаружи, но в будущем салон ИЛ-86 тоже откроется для посетителей.

Новосибирск. Аэропорт Толмачёво. Фото: Михаил Карасев. Пресс-служба аэропорта / <a href="https://vk.com/tolmachevoport">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Новосибирск. Аэропорт Толмачёво. Фото: Михаил Карасев. Пресс-служба аэропорта / ВКонтакте

По итогам народного голосования Толмачёво получает имя маршала авиации Александра Покрышкина — знаменитый летчик-ас родился в Новосибирске, тогда еще Новониколаевске.

Анадырь: Угольный

Примерно шестую часть территории России занимает вечная мерзлота, и в таких условиях воздушное сообщение становится основным, если не единственно возможным. Один из аэропортов на вечной мерзлоте — Угольный в Анадыре, основной транспортный узел Чукотки. Через него большая часть чукотских поселений связывается с Большой землей.

Чукотский автономный округ. Анадырь. Аэропорт Угольный. Фото: Денис Демидов / Страница аэропорта <a href="https://vk.com/dyr.aero">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Чукотский автономный округ. Анадырь. Аэропорт Угольный. Фото: Денис Демидов / Страница аэропорта ВКонтакте

Угольный находится даже не на окраине Анадыря, а на противоположном берегу Анадырского лимана, у поселка Угольные Копи. Ширина лимана — 13 километров, до него из Анадыря идет автобус. Зимой через лиман ходит катер на воздушной подушке, в летний сезон — теплоход или частные катера, а в мае, октябре и ноябре до аэропорта можно добраться только на вертолете. Теплоход стоит всего 100 рублей, катера — от тысячи до двух, а вертолетный рейс обойдется уже в 4-5 тысяч рублей с человека.

Чукотский автономный округ. Анадырь. Аэропорт Угольный. Фото: Денис Демидов / Страница аэропорта <a href="https://vk.com/dyr.aero">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Чукотский автономный округ. Анадырь. Аэропорт Угольный. Фото: Денис Демидов / Страница аэропорта ВКонтакте

Угольный — дитя холодной войны: его построили в 1950-х с целью прежде всего дозаправки истребителей на случай военного конфликта с США. Сегодня это международный аэропорт совместного базирования. В начале нового века он был реконструирован, и теперь пассажиры могут ожидать свой рейс во вполне комфортных условиях. Помимо привычных услуг, под крышей аэровокзала проходят познавательные выставки — временные и постоянные, например о чукотских летчиках. Но самая яркая деталь оформления терминала, которая запоминается всем, кто побывал в Угольном, — чучело огромного бурого медведя. Особенно впечатляет в сочетании с арктическим простором за окном.

В голосовании за имя для аэропорта Угольный победил чукотский писатель Юрий Рытхэу. Самый известный чукотский писатель — кстати, внук настоящего шамана — жил и учился в Анадыре.

Соловки

Кроме больших современных аэропортов, на территории страны сохранилось и действует немало скромных воздушных станций местного значения. Кому-то они кажутся атавизмом, а кому-то — историческими памятниками. Некоторые из них — например, деревянный аэропорт Сеймчан в Магаданской области — признаны объектами культурного наследия, другие ожидают реконструкции. К последним относится аэропорт на Соловках, сейчас принимающий только вертолеты и самолеты из Архангельска. Это тоже Крайний Север — 165 километров за Полярным кругом.

Большой Соловецкий остров. Соловецкий аэропорт. Фото: Ольга Олехник / <a href="https://solovki-time.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Большой Соловецкий остров. Соловецкий аэропорт. Фото: Ольга Олехник / livejournal.com

Аэродром на Большом Соловецком острове построили в 1920-х, во времена Соловецких лагерей. В годы войны он использовался для гидросамолетов Беломорской военной флотилии, которые базировались в Северодвинске. Взлетная полоса, проложенная руками заключенных СЛОНа и реконструированная на рубеже XIX–XX веков, остро нуждается в ремонте и замене покрытия. Самый большой самолет, который сейчас может приземлиться в Соловецком аэропорту, это АН-24. В аэропорту нет практически никакой инфраструктуры, лишь подобие зала ожидания, медпункт и камера хранения в маленьком деревянном здании. Часовня у аэровокзала завершает облик этого удивительного места.

Большой Соловецкий остров. Соловецкий аэропорт. Фото: Ольга Олехник / <a href="https://solovki-time.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Большой Соловецкий остров. Соловецкий аэропорт. Фото: Ольга Олехник / livejournal.com

При всей архаичности, аэропорт потенциально очень востребован: Соловки — центр паломнического туризма и просто уникальное историческое место. Правительственная программа, принятая в октябре 2018 года, подразумевает обновление и реконструкцию аэропорта, однако ее масштабы призывает ограничить сам патриарх Кирилл — большое строительство на Соловках может нанести непоправимый урон монастырскому комплексу, а резкое увеличение потока туристов не соответствует суровому духу обители.

Скромный Соловецкий аэропорт, конечно, не участвовал в конкурсе великих имен.

Rambler's Top100