Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Пираты Черного моря

Что такое каперская грамота, как сделать скифский меч и почему у пиратской лодки было два носа — спереди и сзади? Все это можно узнать в евпаторийском Музее черноморского пиратства.

Музей «Пираты Черного моря» в Евпатории  рассказывает о жизни и промысле вольных флибустьеров, бороздивших некогда водные просторы. Владелец музея Сергей Савинов собрал большую коллекцию артефактов, среди которых есть посуда и монеты, оружие и украшения, фрагменты затонувших судов и старинные мореходные карты. Бытует мнение, что корсары ходили на больших многопалубных судах. Может быть, где-то и ходили, но только не на Черном море. Здесь пиратские суда прятались в мелких бухтах на побережье, поэтому они были небольшие и маневренные.

Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Для легкости на деревянный каркас натягивалась кожа. Ценилась мобильность — часто лодку нужно было взвалить на себя и перетащить в другое место. Кроме того, лодка должна была плыть и вперед и назад, не разворачиваясь. Поэтому нос у нее располагался с обеих сторон. Днище было широким, а борта наверху сужались. Такую лодку сверху можно было накрыть досками, чтобы ее не захлестнуло волной при шторме.

Старинный якорь

Множество наработок пираты позаимствовали у запорожских казаков. Пиратские лодки делались по типу казачьих стругов, поскольку разбойники не задавались целью уходить далеко в море. Они курсировали вдоль берегов, выжидая либо появления маленького суденышка, либо большого корабля с богатым запасом добычи, ради которой стоило рисковать. В музее представлены различные фрагменты кораблей, поднятые со дна. Среди них остатки бортов и палуб английских, турецких, итальянских судов, многие из которых затонули во время Крымской войны. Впечатляет железная цепь со старинным испанским якорем, возраст которого примерно 350 лет.

Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Якорь лежал на большой глубине, а чем выше находится в море предмет, тем хуже он сохраняется. Это объясняется тем, что в верхние слои через воду проникают солнце и кислород. Первые черноморские корабли строились без единого гвоздя. С появлением европейских кораблей пираты стали снимать с них весь металл — в те времена железные изделия стоили очень дорого.

Процент от разбоя

Пираты считались людьми вольными, независимыми, малоуправляемыми. Бытует мнение, что они не подчинялись государственным законам и правилам. Но это не совсем так. К XV веку правители прибрежных морских стран стали пытаться направить деятельность корсаров в нужное русло. «Вольным стрелкам» выдавали каперские грамоты — по сути, пиратские свидетельства, узаконивающие грабеж. Морские бандиты нападали на торговые корабли тех стран, с которыми выдавшее грамоту государство находилось в состоянии войны или даже в отношениях нейтралитета. Государство могло все отрицать, говорить, что это, мол, не наши пираты, мы ничего про них не знаем, мы к нападению не причастны.

Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Однако в казну тайком поступали проценты от награбленного. При Екатерине II часть промысла пиратов, которая отдавалась России, доходила до 70 процентов. Корсары понимали, что их не будет преследовать государство, которому они «отстегивают» столь существенную долю морской добычи.

Скифский меч

Привычных нам по художественным фильмам красочных жестоких сражений, где палят пушки, валит дым и текут реки крови — всего этого в действительности не было. Снарядом корабль пробивался насквозь и быстро шел ко дну, так что пираты не успевали с него ничего забрать. Поэтому морские разбойники не использовали артиллерию. Они подходили близко к кораблю и закидывали на его борт абордажные кошки. Затем растягивали на веревках сетку и по ней перелезали на захваченный корабль. Для пиратов самым страшным наказанием было падение в воду.

Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Парадокс, но часто флибустьеры не умели плавать, ведь многих набирали из таких стран, где люди никогда не видели моря. В ближнем бою применялись абордажные топоры и скифские мечи. Такой меч можно было изготовить за пару часов. В камне делалась нужная форма, и в нее заливался расплавленный металл. Когда металл застывал, его извлекали из формы и шлифовали. Если меч портился, то его очень просто можно было расплавить и перековать заново.

Флаг с песочными часами

Исследователи считают, что в античные времена пиратские флаги были красными. Потом каждая команда стала выбирать такой цвет, какой ей больше нравился. Знакомый нам «Веселый Роджер» появился только в XVII веке. Череп и перекрещенные кости служили элементами устрашения. Но самыми страшными и жестокими пиратами считались те, у которых на флаге были изображены песочные часы, символизирующие скоротечность жизни. Убийцы из таких команд не щадили никого. Однако на Черном море, в отличие от Средиземного и Карибского, таких кровожадных пиратов было очень мало.

Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Конечно, черноморские корсары не только забирали себе имущество, но и уводили с собой людей. За пленников они требовали выкуп, и если выкуп не выплачивался, то несчастных отправляли на рынки рабов. Кольца, броши, керамические браслеты разбойники снимали со своих жертв и тут же нацепляли на себя. Серьги, заколки, колокольчики, христианские кресты — все это грабители носили на себе.

Сокровища в горшке

Согласно расхожему мифу, пираты хранили свои сокровища в деревянных сундуках. Но на побережье Черного моря земля достаточно влажная и соленая, в ней дерево сохраняется очень плохо. Чаще всего пираты хранили свои сокровища в глиняных обожженных горшках. Такие горшки, запечатанные сургучом и закопанные глубоко в землю, до сих пор находят в Крыму поисковики и археологи. На одном из стендов Музея черноморских пиратов размещены античные деньги — так называемые «дельфинчики». Рядом с ними лежат римские и греческие деньги. Отдельно представлены серебряные российские монеты. Надо сказать, что «работа» пиратов зависела от сезона. Летом они активно промышляли, а с наступлением зимы уходили на берег и жили как обычные люди.

Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

В музее можно увидеть предметы старинного быта: ножницы, вилку, ложку, мешочки для кремня, курительные трубки, шпоры и некое подобие современных ватных палочек для чистки ушей. Представлены запонки и пуговицы, всевозможные заколки и крючочки, пряжки от ремней и набойки на каблуки сапог.

Моряк и писарь

В каюте моряка обстановка спартанская, предметов по минимуму, нет ни стола, ни кроватей. Это объясняется тем, что Черное море не отличается особым дружелюбием. Солнце, штиль, прекрасная погода, а через полчаса — сильный ветер, буря и волны. На обычной кровати во время шторма не удержаться. А прочно подвешенные матросские гамаки раскачиваются, словно детские колыбельки. Окон на маленьких судах не было. Постоянная темнота, сырость, чадящие масленки, крысы, клопы и прочие прелести не добавляли здоровья и бодрости обитателям. В музее представлена и каюта корабельного писаря. Он был человеком уважаемым, поскольку знал грамоту, в отличие от большинства матросов, которые не умели читать и писать.

Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря».  Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Республика Крым. Евпатория. Музей «Пираты Черного моря». Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru

Писарь вел учет добычи и составлял маршрут. В его каюте было просторно и уютно. Что же, осмотрев напоследок каюту писаря, мы можем сказать себе, что знаем почти все о пиратах Черного моря. Уходя из музея, надо загадать желание и, чтобы оно сбылось, ударить в звонкий морской колокольчик.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100