Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

«Кузница кадров» Российской империи

19 октября (31 по новому стилю) 1811 года открылся знаменитый Царскосельский лицей. Рассказываем, для чего он был создан и как так вышло, что уже первый выпуск оказался воистину звездным: среди воспитанников были и великий поэт, и выдающийся дипломат, и адмирал, и декабристы.

Императорский Царскосельский лицей был и, наверное, остается самой знаменитой российской школой. Недаром 19 октября (31 октября по новому стилю), Лицейский день, бывшие лицеисты всю жизнь отмечали как особый праздник. Сегодня в честь дня рождения пушкинской альма-матер мы вспоминаем, как проходила жизнь в стенах лицея и чем он был для современников.

Царскосельский лицей. Гравюра Ж. Мойера. 1822. Источник: <a href="http://www.citywalls.ru">citywalls.ru</a>. Strana.Ru
Царскосельский лицей. Гравюра Ж. Мойера. 1822. Источник: citywalls.ru

Замысел и идеология

М.М. Сперанский. Рисунок с портрета П.А. Иванова, 1906 г. Источник: <a href="http://www.tverlib.ru">tverlib.ru</a>. Strana.Ru
М.М. Сперанский. Рисунок с портрета П.А. Иванова, 1906 г. Источник: tverlib.ru

Лицей нельзя назвать ни обычной, ни «элитарной» школой. Он был основан императором Александром I как своего рода «теплица», где при правильном «удобрении» собирались вырастить новых государственных деятелей. Сам император в свое время воспитывался твердой рукой своей бабушки Екатерины Великой, считал себя просвещенным монархом и в начале правления был полон грандиозных планов государственных реформ. Для их осуществления требовались столь же просвещенные чиновники: молодые управленцы, подкованные, образованные, понимавшие новые веяния и необходимость перемен. В наличии таких было совсем немного — оставалось их взрастить.

Для нового учебного заведения нужна была программа, и эту задачу взял на себя ближайший на тот момент советник Александра — реформатор Михаил Сперанский. Сын обычного церковного служителя, он вырос до государственного секретаря империи, получил графский титул и прекрасно представлял себе, каким должен быть просвещенный служитель просвещенного царя.

Само слово «лицей» (латинское Lyceum) восходило к древнегреческим традициям Афинской школы, в которой преподавали Сократ и Аристотель. Одной из особенностей обучения были так называемые прогулки с учителем: Аристотель любил рассказывать лекции на ходу, во время беседы с учениками. Подобный дух равенства и свободы Сперанский захотел возродить в России начала XIX века. Сам он отмечал: «Училище сие образовано и устав написан мною, хотя и присвоили себе работу сию другие, но без самолюбия скажу, что оно соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты».

Действительно, так и было. Лицейский курс, на который принимались только мальчики в возрасте около 10-14 лет (Пушкину было 12), длился 6 лет, так что лицей становился для них одновременно и средним, и высшим учебным заведением. Начальное образование будущие ученики получали в разных местах: кто в гимназии, кто в пансионе, кто дома. В университет (к тому времени их было уже шесть) по окончании лицея можно было не поступать — лицеисты приравнивались к тем, кто окончил университетский курс.

Условия приема

Лицей разместили Царском Селе, во флигеле Екатерининского дворца — ближе к царю уже некуда. С дворцовыми помещениями лицей был (и остается) соединен коридором, по которому Александр I пришел на торжественное открытие 19 октября 1811 года.

Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Актовый зал. Фото: Пресс-служба музея / <a href="http://www.museumpushkin.ru">museumpushkin.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Актовый зал. Фото: Пресс-служба музея / museumpushkin.ru

По первому замыслу Сперанского, в новую школу должны были принимать учащихся разных сословий, но одинаково выдающихся дарований. Однако на такой демократический жест не решился царь, который собирался отправить туда и своих собственных сыновей, отказавшись от традиционного домашнего обучения. В итоге, правда, и великих князей в лицей не отдали, и от идеи Сперанского отказались: в царскосельскую школу поступали только дворянские дети.

Вид Царскосельского лицея. Рисунок А.С. Пушкина в черновике «Евгения Онегина», 1831. Strana.Ru
Вид Царскосельского лицея. Рисунок А.С. Пушкина в черновике «Евгения Онегина», 1831

Понятно, что привлекательность новой школы как «кузницы кадров» была огромной — множество дворян стремились отдать туда собственных отпрысков в надежде на блестящую карьеру. Абитуриенты должны были выдержать вступительные экзамены, которые проводились в Петербурге, в доме министра народного просвещения графа Алексея Разумовского. Нужно было показать знание арифметики, включая пропорции, физики — в рассказе о свойствах тел, и азов географии. Юный Пушкин сдал экзамены так: «В грамматическом познании языков: российского — «очень хорошо», французского — «хорошо», немецкого — «не учился». В арифметике — «знает до тройного правила», в познании общих свойств тел — «хорошо», в начальных основаниях географии — «имеет сведения».

Учителя и ученики

Самое важное, что отличало образовательную программу Лицея от любой другой школы того времени, это отношение к ученикам. В них с самого начала воспитывался свободный дух, чувство собственного достоинства, уважение к правам человека — неординарно для того времени. Например, были запрещены телесные наказания, которые в прочих заведениях щедро назначались направо и налево.

Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Фото: Евгений Птушка / Strana.ru

Директор Василий Малиновский, чей сын тоже вошел в первый выпуск, считал необходимым, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие». Штат лицейских преподавателей вообще представлял собой удивительное явление. Это были не обычные учителя, а люди, соответствующие духу Лицея — и к тому же выдающиеся эксперты в своих научных областях. Таким образом под одной крышей собрались юрист Александр Куницын, бедный художник Сергей Чириков, который заодно исполнял обязанности гувернера, и родной брат казненного французского революционера Жан-Поля Марата. Последний преподавал французский язык и звался Давидом Ивановичем де Будри — по названию родного города, то есть «из Будри»; профессор Марат в императорском Лицее — такое все же было бы слишком... Давиду Ивановичу было 55 лет, возраст по тем временам преклонный, а остальные преподаватели были молоды — около тридцати лет. Все они сами не так давно окончили университеты, продолжали учебу за границей и писали собственные научные труды, по которым нередко занимались и лицеисты.

Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Архивные фото 1949 года. Источник: <a href="http://www.museumpushkin.ru">museumpushkin.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Архивные фото 1949 года. Источник: museumpushkin.ru

Отдельной задачей преподавателей было выявить склонности и таланты учеников, чтобы целенаправленно оттачивать их. Поскольку речь шла о будущем государства, о выращивании цвета нации, на обучающих материалах не экономили. Особое отношение было к книгам. Лицейскую библиотеку пополняли специально под учеников: так, для Фёдора Матюшкина, будущего адмирала и путешественника, заказывали редкие книги о географии и истории открытий, а для будущего министра иностранных дел Александра Горчакова — книги по дипломатии, и так далее. Все было направлено на развитие индивидуальности лицеистов.

Лицейский быт

При всей свой прогрессивности Лицей вовсе не был местом вечного праздника. Дисциплина поддерживалась строгая, свободного времени у воспитанников почти не оставалось. Они жили в крохотных комнатках с самой скромной мебелью — а ведь среди них были дети высокородных богатых семейств. Комнаты располагались на четвертом этаже флигеля. На третьем и втором были классы, парадный зал, библиотека, столовая. На первом этаже — лазарет и дирекция.

Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Комната Пушкина. Фото: Соня Ляшкевич / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Комната Пушкина. Фото: Соня Ляшкевич / Strana.ru

День был расписан по часам. Поднимались в 6 утра, шли на молитву, повторяли уроки. В 7:00 начинались занятия. Завтрак накрывали только в 9:00, и он состоял из чая и булки. Затем прогулка до 10 часов, потом еще два часа учебы, и снова прогулка. В час дня — обед, следующие пара часов — уроки чистописания, живописи или другие дополнительные занятия. После чаепития в 17:00 и еще одной прогулки — домашние задания. Свободное время начиналось только в 20:30. Отбой — в 22:00.

Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Комнаты Пушкина и Пущина. Источник: Официальная страница музея ВКонтакте / <a href="https://vk.com/museumpushkinspb">vk.com/museumpushkinspb</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Комнаты Пушкина и Пущина. Источник: Официальная страница музея ВКонтакте / vk.com/museumpushkinspb
Лицейский рисунок А.С. Пушкина «Продавец кваса». Strana.Ru
Лицейский рисунок А.С. Пушкина «Продавец кваса»

Лицей был заведением закрытого типа: учеников не отпускали домой даже на праздники, и некоторые не видели родителей годами. Впрочем, родственникам не запрещалось навещать воспитанников, и в школе постоянно были гости. Рядом жил бурной жизнью императорский двор, и подросшие лицеисты пользовались известной долей свободы. Влюблялись в дворцовых служительниц, дружили с царскосельскими лейб-гусарами, заводили первые взрослые знакомства.

Вообще веселья было много, иначе бывшие воспитанники не вспоминали бы годы ученья так блаженно. Достаточно вспомнить лицейские прозвища, которые были у каждого: крупного Пущина звали Большой Жанно или Иван Великий, мечтавшего о морях Матюшкина — «Плыть хочется», артистичного Яковлева — Паяс, странноватого Кюхельбекера — просто Кюхлей. У Пушкина была кличка Француз, поскольку по-французски он с младенчества говорил отлично, и еще одна более экстравагантная: «Смесь обезьяны с тигром». Это кажется обидным, но на самом деле почетно, поскольку образовано из отзыва Вольтера о том, каков французский характер. Заодно это говорит о культурном кругозоре лицеистов.

Повседневным языком Лицея, как обычно у русской знати той эпохи, был французский. По требованию директора ученики общались по-французски и друг с другом, и с преподавателями. О физической активности тоже не забывали — занимались верховой ездой, плаванием, фехтованием, танцами и пением. Живопись, наравне с этими дисциплинами, считалась «отдыхом», так что оценок за нее не ставили. До нас дошли 13 рисунков лицеистов первого года, в том числе два рисунка Александра Пушкина: «Собака с птицей в зубах» и «Продавец кваса». Таким образом, Пушкин-художник, покрывавший рисунками поля своих рукописей, тоже начался в Лицее. И не только он — мореплаватель Матюшкин зарисовывал детали новых земель во время их исследования.

Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Фото: Соня Ляшкевич / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Фото: Соня Ляшкевич / Strana.ru

В пушкинском выпуске было тридцать человек, и этот выпуск оказался поистине блистательным: вместе с Александром Сергеевичем учились поэт Дельвиг и музыкант Михаил Яковлев, уже упомянутые адмирал Матюшкин и глава русского внешнеполитического ведомства Горчаков, декабристы Пущин и Кюхельбекер, тайный советник Маслов и директор Санкт-Петербургской Публичной библиотеки барон Корф… И в своем разнообразном будущем друг для друга они не различались по чинам, а оставались братьями по духу. Для многих, как для самого Пушкина, шесть лицейских лет стали не просто важнейшим, но самым счастливым временем жизни.

Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Фото: Юлия Свиридова / Strana.ru. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Пушкин. Мемориальный музей-лицей им. А.С. Пушкина. Фото: Юлия Свиридова / Strana.ru

В детали лицейской жизни сегодня можно погрузиться на месте — в историческом здании Мемориального музея-лицея. Вход туда только с экскурсией, расписание можно увидеть на официальном сайте. Для показа открыты третий и четвертый этажи: парадный зал, сразу узнаваемый по картине Ильи Репина, библиотека, классы. Восстановлены комнатки Пушкина и его друзей, а также квартира гувернера и учителя рисования Сергея Чирикова. А в музее хранится оригинал лицейского Устава, подписанный императором Александром I.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100