Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Петербург, потопы, дамба

Петербургские наводнения в наши дни многие считают романтическим бонусом вроде белых ночей. Люди скорее отправятся смотреть на поднявшуюся воду, чем поспешат от нее спасаться. Если, конечно, ветер не слишком разгулялся.

Санкт-Петербург. Наводнение на Крюковом канале. 1903 г. Источник:<a href="https://pastvu.com">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Наводнение на Крюковом канале. 1903 г. Источник:pastvu.com

Петербургские наводнения в наши дни многие считают романтическим бонусом вроде белых ночей. Люди скорее отправятся смотреть на поднявшуюся воду, чем поспешат от нее спасаться. Если, конечно, ветер не слишком разгулялся. Последнее наводнение случилось буквально на днях: в ночь с 26 на 27 сентября 2018 года Нева в районе Горного института поднималась на уровень 179 сантиметров вместо обычных 60 сантиметров, и дамбу закрывали дважды за сутки. А как было до дамбы? Ответ на этот вопрос — в документах петербургской истории.

Вода против города

По мнению гидрографов, острова в дельте Невы регулярно затапливались задолго до того, как здесь построили город. Стихия заявляла о себе сразу же: затоплениями отмечены и год основания новой столицы, и конец жизни ее основателя: Петр простудился, спасая тонущих рыбаков на Лахте, и уже не выздоровел. За все время существования Петербург пережил более 300 наводнений. Чаще всего они случаются в ноябре-декабре, хотя бывают и сентябрьские, и августовские, и совсем нетипичные — весенние. Наиболее сильно от затопления страдали низинный Васильевский остров и Петроградская сторона, отчего центр города и перенесли на левый берег Невы.

Архип Иванович Куинджи «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». 1869 г. Смоленский государственный музей-заповедник. Strana.Ru
Архип Иванович Куинджи «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». 1869 г. Смоленский государственный музей-заповедник

Главная причина наводнений — нагонная волна, которая образуется под влиянием циклонов, когда тепло от Гольфстима сталкивается с холодным воздухом Арктики. Атмосферное давление падает, вода поднимается, волна стремительно движется и запирает воды Невы, которые не могут пройти в залив. Нева очень быстро выходит из берегов, затопляя город. Наивысший уровень подъема воды достигается за пару часов, и положение усугубляется плоскостью заболоченного рельефа. К тому же прогнозировать наводнения начали только в конце 1960-х, и то с переменным успехом. Современные методы позволяют сделать прогноз, но не раньше, чем за три дня.

Ленинград. Малая Невка во время наводнения 1976 г. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Ленинград. Малая Невка во время наводнения 1976 г. Источник: pastvu.com

Наводнения классифицируются по степени опасности. Обычным считается подъем воды на уровень до 160 сантиметров от нормы. Опасные наводнения происходят, когда вода поднимается на уровень от 160 до 210 сантиметров. Особо опасные — выше 210 сантиметров. Катастрофические — выше 3 метров. Катастрофы происходили трижды: 10 сентября 1777 года (321 см), 7 ноября 1824 года (420 см) и 23 сентября 1924 года (389 см). Сравнить отметки подъема воды разных лет можно, например, под аркой Невских ворот Петропавловской крепости — очень впечатляет, особенно в непогоду.

Наводнение в Санкт-Петербурге 1777 г. Фантастическая немецкая гравюра XIX в. Источник: <a href="https://retro-piter.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Наводнение в Санкт-Петербурге 1777 г. Фантастическая немецкая гравюра XIX в. Источник: livejournal.com

Первое зафиксированное наводнение произошло через два месяца после начала строительства Петербурга, 20 августа 1703 года. Оно не было измерено, но по косвенным данным ему присвоен уровень в 211 сантиметров — нижняя отметка особо опасного наводнения. Отсчет измеренных наводнений ведется от 10 сентября 1706 года — подъем воды на 262 сантиметра. Это событие бодро описано самим Петром Первым: «У меня в хоромах было сверху пола 21 дюйм (53 см) и по городу и на другой стороне по улице свободно ездили на лодках. Однако ж не долго держалась, менее трех часов. И зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели — не точию мужики, но и бабы. Вода хотя и зело высока была, беды большой не сделала».

Три главных потопа

Первое катастрофическое наводнение произошло в царствование Екатерины II и в год рождения будущего царя Александра I. Как и многие его подданные, Александр считал наводнения не просто бедствием, но плохим знаком с небес, и не ошибся — он умер через год после нового потопа 1924 года. Наводнение 1777 года осталось в тени этого рекордного «пушкинского» наводнения. По отзывам тех, кто пережил оба события, первое было даже более разрушительным, хотя по высоте воды уступало почти на метр. К разливу вод, затопивших весь тогдашний город, прибавился ураганный ветер, который выбрасывал на берег корабли, разрушил Летний сад и вырвал с корнем мачтовые сосны на Петергофской дороге. Количество жертв исчислялось тысячами. При этом, как и пожар Москвы, наводнение «способствовало к украшенью» столицы — после него появились гранитные набережные Невы. Это тоже дамбы, которые стали строить во избежание размытия берегов.

Александ Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник». Наводнение 1924 г.. Strana.Ru
Александ Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник». Наводнение 1924 г.
Федор Яковлевич Алексеев. «7 ноября 1824 года на площади у Большого театра». 1824 г.. Strana.Ru
Федор Яковлевич Алексеев. «7 ноября 1824 года на площади у Большого театра». 1824 г.

Потоп 1824 года породил главный петербургский миф о Медном всаднике, благодаря чему мы ярко его себе представляем. Впрочем, несмотря на яркость описания, трудно вообразить, что «весь город (кроме Литейной, Каретной и Рождественской частей) залит был водою, везде почти в рост человека». Точное количество жертв этого потопа неизвестно. Официально их несколько сотен, но множество тел было унесено потоком в залив и не найдено. После этого наводнения впервые заговорили о необходимости защитных сооружений, и инженер Петр Базен разработал проект дамбы через Финский залив. По тем временам он был неосуществим, но стал основой для будущих разработок.

Добровольцы в Летнем саду после наводнения 1924 г. Фото: Виктор Булла. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Добровольцы в Летнем саду после наводнения 1924 г. Фото: Виктор Булла. Источник: pastvu.com

Опасными, но не катастрофическими наводнениями был отмечен рубеж XIX–XX веков. Но по-настоящему стихия разбушевалась ровно через сто лет после потопа 1824 года. 23 сентября 1924 года с утра все было тихо, но к полудню подул западный ветер, а в 3 часа дня вода быстро пошла на город, к вечеру достигнув уровня 366 сантиметров выше нормы. Вода переполнила каналы, затопила Васильевский остров, порт, Петропавловскую крепость, все центральные кварталы вплоть до Охты. Ветер начал стихать к полуночи, вместе с ним уходила вода, и утро после катастрофы было тихим. За полдня вода успела снести 19 мостов, разрушить мостовые, склады и заводские цеха. 15 тысяч семей остались без крова. Жертвы при этом называют «единичными», их точное количество неизвестно.

К разбору последствий наводнения относится красивая фотография Виктора Буллы, сына знаменитого Карла Буллы: большая группа добровольцев бережно поднимает поваленную бурей статую Помоны.

Это наводнение — не только самое сильное, но и самое «гласное» из всех, пришедшихся на советскую эпоху. Его широко и подробно освещали в печати — в экспрессивном стиле того времени. Как писала «Ленинградская правда»: «Сто лет тому назад, когда так же „Нева вздувалась и ревела“, крепостной Россией и закованным в цепи городом правил царь. Он „спасал“ столицу с помощью своих генералов. Теперь хозяин города — рабочий класс. Он откачает воду из подвалов, скрепит пошатнувшиеся стропила зданий, заботливой рукой сотрет следы безумия стихии».

Полвека в проекте

Главное позитивное последствие наводнения 1924 года: в Ленинграде вспомнили о проекте инженера Базена и всерьез задумались о постройке дамбы. На основе разработок Базена гидротехники из НИИ коммунального хозяйства к 1934 году создали свой проект защитных сооружений. Он стал прообразом ныне осуществленного проекта, но до начала его осуществления прошло целых 70 лет.

Наводнение в Ленинграде. 1924 г. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Наводнение в Ленинграде. 1924 г. Источник: pastvu.com

В эти года случилось последнее по времени наводнение на грани катастрофического: 15 октября 1955 года вода поднялась на 293 сантиметра. Старожилы Васильевского острова помнят, как линии превратились в каналы, как вода заливала подвалы и нижние этажи, как люди сидели на ограде Румянцевского садика, дожидаясь спасательных катеров. Оповещение о наводнении пришло с запозданием, и события, в отличие от 1924 года, замалчивались советской прессой. Тем не менее за практическую разработку дамбы наконец взялись всерьез. В здании НИИ гидротехники на Гражданском проспекте соорудили «действующий» макет Невской губы — огромную модель площадью 5500 квадратных метров. Вентиляторы и насосы позволяли смоделировать наводнение, течения и ветра в районе будущей дамбы. К сожалению, уникальная модель потеряна, поскольку в начале 1990-х ее разобрали, чтобы передать здание, где она размещалась, в аренду, а потом на продажу.

Крупномасштабная модель Финского залива в районе Невской губы во ВНИИ Гидротехники. Источник: <a href="https://pantv.livejournal.com">livejournal.com </a>. Strana.Ru
Крупномасштабная модель Финского залива в районе Невской губы во ВНИИ Гидротехники. Источник: livejournal.com

Осуществление проекта началось в 1979 году, но вскоре стройка была остановлена по разным причинам — подействовали и сомнения экологов, и недостаток средств. За дамбу снова взялись только в 2001 году, и в августе 2011-го она была открыта. Считается, что за прошедшие 7 лет работы комплекс защитных сооружений спас город от двух десятков наводнений. Это очень много — климат меняется, и стихия настигает Петербург гораздо чаще, чем раньше. Но ни одного катастрофического потопа пока не случилось.

Как все работает

«Дамба» — название условное. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга (КЗС) состоит из одиннадцати дамб, между которыми устроено шесть водопропускных сооружений и два судопропускных сооружения. Посередине — Кронштадт, остров Котлин. По верху дамб проходит шестиполосная автомагистраль петербургской КАД. Общая длина КЗС — 24 с половиной километра, из них 22 — над водой Финского залива.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Схема. Источник: <a href="https://dambaspb.ru/#intro">dambaspb.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Схема. Источник: dambaspb.ru

Дамбы возвышаются над уровнем моря на 7 с половиной метров, что превосходит самую высокую из случавшихся нагонных волн на 3 метра. Это не сплошное заграждение, а 22 километра конструкций с отверстиями, через которые проходит вода и над которыми построены автомобильные мосты. Отверстия снабжены подвижными затворами. Общая ширина «дыр» в дамбе — 2 километра, то есть шире, чем устье Невы. Тем не менее, соотношение 22:2 обычно служит аргументом для противников КЗС. Они утверждают, что этого мало для нормального водообмена, отчего в последние годы вода в заливе особенно «цветет» и застаивается. Большинство экологов эту точку зрения уже не поддерживает, и на уровне городского обывателя тоже ничего не изменилось. Ни один вид рыб не исчез, у водопропускных сооружений прекрасная рыбалка, а «цветение» воды — естественный процесс.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Источник: livejournal.com

Основное судопропускное сооружение — С-1 — это двухсотметровые ворота для кораблей. С-2 оборудовано подъемным мостом, но за последние годы его ни разу не открывали, С-1 справляется со всей нагрузкой. Под судовым проходом С-1 проложен туннель Кольцевой автодороги. Когда дамбу закрывают, эти ворота запираются с помощью плавучих гидротехнических затворов — батопортов. Они выталкиваются в судовой проход, заполняются водой, встают на дно и преграждают путь волне.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Источник: livejournal.com

Нагонная волна образуется в Северной Атлантике, и за 60 часов до ее возможного прихода в Невскую губу шведские метеорологи передают данные в российский Гидрометцентр. Если за сутки до предполагаемого события прогноз не меняется, Гидрометцентр сообщает МЧС, а МЧС оповещает руководство дамбы. Решение о закрытии принимается, если уровень подъема воды достигает 160 сантиметров — это наводнение, надо опускать затворы. В течение полутора часов дамба закрывается и открывается снова, когда вода спадает.

Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Источник: <a href="https://zavodfoto.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Комплекс защитных сооружений (КЗС) от наводнений. Источник: livejournal.com

Дамбу нельзя закрывать дольше, чем на 35 часов, иначе она преграждает естественное течение Невы, и накопившаяся вода может затопить город с другой стороны. Пока это не было проблемой, но уже в этом году 27 сентября затворы дамбы простояли закрытыми почти сутки. Дело усложняется еще и тем, что в последние годы Невская губа сужается из-за расширения намывных территорий под новостройки. Из-за этого наводнения случаются чаще, и дамба справляется с их сдерживанием на пределе. Есть мнение, что катастрофические наводнения повторяются раз в столетие, и настоящим испытанием для КЗС и города, который они защищают, будет 2024 год.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100