Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Шапель Спасителя

В Александровском парке Царского Села открыли павильон «Шапель»: самое романтическое и необычное творение архтектора Менеласа, шедевр неоготики, таинственное место, капелла Спасителя и новый приют мертвой принцессы.

Среди отзывов о царскосельском павильоне «Шапель» обязательно найдется примерно такой: «Очень красиво, хоть и разрушено! Представляю, какое великолепно тут было раньше». Однако разрушенность Шапели — часть ее великолепия. Архитектор Адам Менелас, вместе с которым в Россию пришла неоготика, задумал эту капеллу как руину.

Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель». Фото: <a href="https://tsarselo.ru">Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село»</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель». Фото: Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село»
Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель» до реставрации. Фото: <a href="https://tsarselo.ru">Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село»</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель» до реставрации. Фото: Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село»

Шапель (французское слово и означает «капелла») находится в пейзажной части Александровского парка. Этот парк на месте екатерининского Зверинца создавался и благоустраивался как личный парк императора Александра I, под царским руководством и присмотром. Проектировал парк тот же Адам Менелас, родом из Шотландии, автор самых ярких неоготических строений в дворцовых пригородах Петербурга. Павильону Шапель он придал форму двух башен, соединенных аркой, причем одна башня как бы обрушена до первого яруса.

Павильон «Шапель». Рисунок С.Данини. 1898 г. Фото: <a href="https://tsarselo.ru">Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село»</a>. Strana.Ru
Павильон «Шапель». Рисунок С.Данини. 1898 г. Фото: Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село»

Внешний декор имитирует трещины и осыпавшуюся от времени кладку. В башне только одно окно с цветными витражами, остальные стрельчатые проемы — ложные. Внутри окна нарисованы на сводчатом потолке, у основания сводов стоят фигуры ангелов. Была и главная статуя — скульптура Христа, созданная немецким ваятелем Иоганном фон Деннекером. По легенде, Денеккер сотворил ее «с натуры», то есть после того, как ему явился сам Спаситель. Императрица Мария Федоровна, мать Александра I, купила статую у Деннекера в подарок сыну. Теперь она находится в собрании Эрмитажа.

Статуя Христа в 1947 г.Фото: <a href="https://tsarselo.ru">Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село»</a>. Strana.Ru
Статуя Христа в 1947 г.Фото: Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село»

В XX веке у Шапели были все шансы стать настоящей руиной. После революции ее пытались превратить в музей, но интереса у публики этот музей не вызвал. Его закрыли, и в 1930-х павильон использовался как жилой дом, разделенный на квартиры. Интересно, что статую Христа из Шапели не убирали, и в итоге Спаситель был покрыт надписями и утратил пальцы. Статуя оставалась там же даже во время Великой Отечественной войны, когда Царское Село было оккупировано и в башне обустроили немецкий наблюдательный пункт. Благодаря этому само ветхое здание пострадало мало, хотя пространство перед павильоном было заминировано.

В послевоенные годы для восстановления капеллы не было средств и материалов, и она быстро пришла в плачевное состояние. Проект реставрации появился еще в 1950-х, но к работам так и не смогли приступить вплоть до 2014 года. Реставраторы изучили и сохранили все сохранившиеся фрагменты исторического оформления — от частиц тканей до гвоздей.

Реставрация помогла уточнить детали устройства Шапели. Например, часы на башне — точнее, их отсутствие. Вопреки распространенному мнению, действующих курантов в капелле никогда не было: внутри просто не предусмотрено места для часового механизма. Зато найдены четыре ложных циферблата, заменявшие настоящие часы на четырех сторонах башни.

Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель». Фото: <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Людмила Герасимова. Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село» / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель». Фото: Людмила Герасимова. Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село» / ВКонтакте
Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель». Купол с настоящим и ложными окнами. Фото: <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Людмила Герасимова. Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село» / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель». Купол с настоящим и ложными окнами. Фото: Людмила Герасимова. Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село» / ВКонтакте

Шпиль капеллы венчает флюгер в виде петуха. По одной версии, это символ течения времени, по другой — символ бдительности, напоминание о том, как апостол Петр трижды предал Христа, прежде чем пропел петух. Подлинный флюгер теперь заменен копией. Он много пережил на своем веку, на нем остались следы пуль, и теперь он будет отдыхать в музее. Под новым флюгером музейщики заложили капсулу с посланием потомкам.

Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель». Статуя Александры Николаевны. Фото: <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село» / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. ГМЗ «Царское Село». Павильон «Шапель». Статуя Александры Николаевны. Фото: Пресс-служба музея-заповедника «Царское Село» / ВКонтакте

Необычная символика и общий вид двух башен, пусть и наполовину обрушенных, как всегда, вызывают ассоциации с масонскими символами. Адам Менелас по моде своего времени и в самом деле был масоном, да еще шотландским. Вкладывал ли он конкретные масонские смыслы в свое творение, никто уже не скажет. Говорят, что царскосельские масоны действительно собирались в Шапели, а в конце XX века руину использовали для собраний члены секты Аум Синрике. Пока башню не закрыли лесами, в нее пробирались любители приключений — Шапель однозначно считалась «местом силы».

Статуя Спасителя в обновленную Шапель не вернулась даже в виде копии, хотя поначалу такие планы были. Вместо нее в капелле установили статую великой княжны Александры Николаевны, принцессы Гессен-Кассельской — любимой дочери императора Николая I, умершей от туберкулеза в 19 лет после преждевременных родов. Николай разделял любовь старшего брата к Александровскому парку, и это место для Романовых оставалось семейным пространством. Памятник Александре Николаевне — беломраморная фигура молодой женщины с младенцем, созданная скульптором Иваном Витали, — когда-то стоял в открытой часовенке на берегу Ламского пруда, которая называлась Малой Шапелью. Она не сохранилась, но теперь печальная статуя нашла новый приют.

Rambler's Top100