Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Крепость-невидимка

На карте Крыма нет мест, куда бы не ступала нога туриста. Однако даже в хорошо исследованных районах полуострова есть объекты-невидимки, которые не так просто найти. Одно из таких мест – Керченская крепость – самое большое укрепительное сооружение Крыма. Об истории укрепления в материале нашего корреспондента.

Крымский полуостров исхожен и изъезжен вдоль и поперек. Трудно найти место, куда бы не ступала нога туриста. Вместе с тем даже в хорошо исследованных районах полуострова есть объекты, которые не так просто найти. Эдакие объекты-невидимки. Одно из таких мест — Керченская крепость — самое большое укрепительное сооружение полуострова. Его площадь свыше 400 гектаров, тем не менее найти его сейчас, не зная точного месторасположения, довольно тяжело. Крепость сохранилась фактически в идеальном состоянии и включает в себя более 300 построек, но почти все его части скрыты под землей или между холмами, и цитадель не видна ни с моря, ни с суши. Даже если стоять всего в нескольких десятках метров от нее, взору открывается лишь привычная холмистая местность. Крепость-фантом, крепость-айсберг с огромной подземной частью должна была стать непреодолимой преградой для любого неприятеля. В этом был главный замысел гениального инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена.

Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Стратегическая суша

Многие века Керченский полуостров имеет стратегическое значение. Находясь в непосредственной близости от Чёрного и Азовского морей, крепость позволяет контролировать Керченский пролив, а потому лишь только в 1771 году эти земли были присоединены к России, сразу началось сооружение береговых укреплений. Первым бастионом, который впоследствии многократно перестраивался, стала размещенная на самом выдающемся в пролив мысу и давшая ему свое имя названная в честь наследника императора Павловская батарея.

Крымская война XIX века подтвердила острую необходимость в усилении защиты Керченского полуострова, однако в силу ограниченности бюджета адекватные потребностям средства выделены не были. В итоге в 1855 году, разместив на близлежащих холмах пять батарей, России удалось лишь незначительно укрепить морские подходы к городу на входе в Чёрное море. В дополнение к этому в форватере у мыса Ак-Бурун были затоплены старые суда и якоря. В отсутствие каких-либо укреплений с суши судьба Павловской и других батарей была предопределена. Под угрозой захвата крупным десантом англо-французских и турецких войск орудия были заклёпаны, припасы уничтожены, а оружейные расчеты были вынуждены отступить, взорвав батарейные укрепления. Господствующие высоты заняли французские войска, где и разбили лагерь. Простояв там до зимы 1856 года, войска союзников покинули Крымский полуостров лишь после подписания Парижского мирного договора, согласно которому Чёрное море объявлялось нейтральным, а Россия не могла иметь здесь флот, арсеналы и военные порты. Однако укрепление обороны пролива формально статьям договора не противоречило, поэтому уже весной 1856 года по приказу императора Александра II было начато изучение местных условий для последующего строительства новых укреплений.

Керченский форпост

Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Укрепления проектировались в те времена, когда одним из основных критериев, которым должна была удовлетворять крепость, являлась дальность эффективного артиллерийского огня. Исходя из этого определялись размеры крепости, расположение береговых батарей, начертание укреплений сухопутного фронта, высота и крутизна валов и многие другие параметры. Место для вновь возводимых укреплений было выбрано в 4 километрах южнее Керчи на Павловском и Ак-Бурунском мысах: пролив имел здесь ширину всего лишь три километра, ограниченный протянувшейся от кавказского берега косой Тузла, и расположенные на мысах батареи легко перекрывали своим огнем проходящий в полукилометре от крымского берега фарватер.

Проект предусматривал перегораживание пролива каменной плотиной и свайными подводными заграждениями. Также необходимо было соорудить в проливе форты — один на оконечности Тузлы (на 80 пушек), другой на рифе неподалеку от мыса Ак-Бурун на 40 или 50 орудий. В перспективе здесь должны были создать мощную крепость, надежно защищающую Азовское море.

Вскоре в Керчь начали доставляться необходимые материалы. Впрочем, основа укреплений — местный камень. От использования бетона и брони практически отказались, поскольку у местного камня есть замечательное свойство поглощать летящие в него снаряды. Тому причиной вязкость структуры местной породы. Ей несколько миллионов лет, она образовалась из спрессованных слоев ракушечника.

В строительстве принимали участие солдаты, вольнонаемные люди, кубанские казаки. Ежедневно тут работали не менее двух тысяч человек. Образовавшаяся возле строящихся укреплений слободка разрасталась, а возможность заключить выгодную сделку привлекла на стройку предприимчивых людей. Стройка велась активно. Уже в 1857 году на месте Павловской батареи были вчерне насыпаны береговые батареи, сооружена поворотная платформа под трехпудовую береговую пушку, а также две первые казематированные казармы и пороховые погреба.

Чуть позже было начато строительство каменной плотины. На месте всеми работами руководил полковник Антон Антонович Нат, к тому времени бывший уже многоопытным военным инженером, шестнадцать лет прослужившим на укреплениях Черноморской береговой линии. Однако постройка укреплений у Керчи стала самым масштабным и ответственным поручением. Непогода мешала строительным работам. Так, буря, разыгравшаяся в августе 1858 года, смела песчаные острова, включенные в линию заграждения, и разбросала верхние камни плотины. Это задержало работы, вынудив заделывать пробоины.

Параллельно к месту строящейся крепости двигались баржи с вооружением.

Волею императора. Имени инженера

Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Правительство требует ускорения работ в Керчи. Рассматривается вариант строительства временных морских батарей на месте ранее запланированных морских фортов. Составление проекта батарей было поручено инженеру, генерал-адъютанту Э.И. Тотлебену. С этого времени, пользуясь глубоким доверием Александра II, он фактически становится главным фортификатором России. В Керчи Тотлебен приступает к реализации боевого опыта, накопленного при обороне Севастополя.

Начали и работы на Ак-Бурунском укреплении. Здесь тоже роют ров, насыпают главный вал и строят две потерны, которые позднее будут находиться под этим валом. Одновременно строят и пороховые погреба. На Ак-Буруне приступают к возведению офицерского флигеля.

Строительство велось в соответствии с требованиями фортификационной науки и накопленным опытом. Со стороны суши береговые батареи прикрывались большим центральным укреплением, названным впоследствии форт «Тотлебен», к которому примыкали два открытых с тыла укрепления — так называемые люнеты — Минский и Виленский. Все промежутки также были перекрыты.

Укрепление на мысе Ак-Бурун соединили длинной куртиной с фасом Виленского люнета. В итоге общая протяженность сухопутного фронта составила примерно три километра. Укрепления окружал частично вырубленный в скальном грунте ров шириной 15 и глубиной в среднем 5 метров, который должен был контролироваться огнем из 17 капониров и полукапониров. С запада и юго-запада ров был снабжен дополнительной галереей, сообщавшейся с рядом капониров и полукапониров с помощью особых галерей, проложенных подо рвом. На валах насыпались брустверы с позициями для стрелков и артиллерии. Внутри укреплений располагались казематированные казармы, помещения дежурных частей, укрытия, что было связано с необходимостью защитить гарнизон крепости от воздействия осадной артиллерии.

Чтобы помешать возможным минным работам неприятеля, из галереи рва заранее были пробиты около 80 контрминных галерей длиной примерно по 50 метров, каждая из которых заканчивалась тремя минными камерами. Для удержания до последней крайности главных пунктов укрепленной позиции был устроен так называемый «редюит» — последний оплот обороняющихся, позволявший тем не менее контролировать все центральное укрепление и соседний Виленский люнет.

Крепость имела развитую систему подземных коммуникаций. Наиболее протяженный тоннель длиной около 600 метров соединял центральное укрепление и береговые батареи.

Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Пять пороховых погребов общей вместимостью 22 тысячи пудов пороха обеспечивали запас на 56 тысяч выстрелов для орудий. Водой гарнизон крепости обеспечивался из колодцев и из двух расположенных каскадом искусственных прудов. Дополнительно в 1875 году были сооружены казематированные цистерны на 280 тысяч вёдер, а также смонтирован и водоопреснительный аппарат. Запасы продовольствия складировались в специально отведенных подземных хранилищах.

В 1861 году на месте работ впервые побывал император Александр II. Осматривая строящиеся укрепления, он повелел: «В честь трудов, понесенных солдатами: наименовать люнеты, левый Минского, а правый Виленского полка. А главный форт отныне именовать форт Тотлебен».

Доверие государя к Тотлебену было практически безграничным. Через два года Александр II снова приезжает в Керчь и, учитывая мнение Э.И. Тотлебена, отказывается от ранее принятого им самим решения постройки дорогостоящих морских фортов в пользу усиления уже имевшихся береговых и сухопутных укреплений.

В 1867 году керченские укрепления наконец получили статус крепости. С образованием структуры военных округов Керченская крепость была отнесена к Одесскому военному округу. А окончательно строительство укреплений было завершено к началу русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

Новое время — новая судьба

Очередной проект по улучшению обороноспособности крепости появился уже в начале XX века. Постройка новых батарей и установка нового вооружения значительно облегчили бы Керченской крепости выполнение задачи по недопущению неприятельского флота в Азовское море. Однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. 6 июля 1907 года Николай II утвердил постановление Совета государственной обороны, в котором значилось, что Керченскую крепость надлежит упразднить, защиту Азовского моря от малых судов противника возложить на минные средства морского ведомства. Спустя пару лет артиллерийское имущество крепости распределялось по другим укреплениям, а неприкосновенные запасы передавались на склады Одесского военного округа. Упраздненная крепость получила новое официальное наименование «Керченские укрепления».

Революция и гражданская война на состоянии крепости практически не отразились. Символично, что именно от крепостного пирса в конце Гражданской войны в эмиграцию отходили последние суда белой гвардии. И именно после захвата крепости Красной армией 16 ноября 1920 года М.Ф. Фрунзе телеграфировал в столицу о прекращении гражданской войны.

Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

По мере возможности молодая Советская республика пытается сохранить крепостные сооружения в целости, пресекая факты вандализма и разграбления. Первые годы территория крепости еще продолжала находиться в ведении военных, однако постепенно крепость стала использоваться в основном для размещения складов различного артиллерийского и авиационного имущества флота. Здесь же располагался пост службы наблюдения и связи флота и ряд других частей и подразделений.

По мере ухудшения мировой политической обстановки руководство страны вновь стало задумываться о фортификационной ценности Керченских укреплений. С образованием в 1940 году Керченской военно-морской базы базировавшиеся на территории крепости остатки вооруженных формирований вошли в ее структуру.

В ходе Великой Отечественной войны в конце октября 1941 года немецкие войска, прорвали оборону наших частей на Ишуньских позициях, вышли на равнинную часть Крыма. К сожалению, хранившиеся в арсеналах Керченской крепости снаряды по калибру и типу были предназначены только для морских систем, а боеприпасов для армейской артиллерии там не было. Продвижение немецко-фашистких войск было стремительным, а в наших стрелковых дивизиях оставалось по 300 человек. В этих условиях говорить о какой-либо адекватной обороне было уже невозможно. К середине ноября Керченская крепость уже была в руках противника. Досталась немцам большая часть хранившихся крупнокалиберных морских снарядов и авиабомб. К счастью, всего через месяц с небольшим в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции склады в крепости невредимыми вернулись прежнему владельцу. Все произошло настолько быстро, что немцы даже не успели открыть хранилища.

В мае 1942 года фашисты перешли в контрнаступление. В результате массированных авианалетов, а также взрывов, осуществленных отступающими нашими войсками, большая часть складов была взорвана. При этом основные разрушения пришлись на центральное укрепление, где боеприпасы находились в некоторых казематированных казармах.

Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

С этого момента и до начала 1944 года на территории Керченской крепости хозяйничали немцы, к непосредственным задачам которых относилась борьба с нашими плавсредствами, а также недопущение воинских перевозок в районе пролива и противодействие советской артиллерийской группировке, которая начала развертываться на таманском берегу пролива сразу после освобождения полуострова.

Мирная крепость

После войны в крепости снова размещаются склады черноморского флота СССР. Однако с прекращением существования Советского Союза началось сокращение расположенных в крепости частей, сопровождавшееся обычным в таких случаях разграблением и уничтожением. Лишь в 2003 году после двенадцати лет безвременья крепость была передана Керченскому государственному историко-культурному заповеднику. С этого момента в жизни крепости начался новый этап. Впервые в своей истории она стала служить мирным людям. Наконец-то начались работы по ее описанию, изучению, очистке территории от неразорвавшихся боеприпасов времен войны. Спустя некоторые время появились первые туристы, которые смогли открыть для себя этот удивительный памятник русского военно-инженерного искусства второй половины XIX века.

Сегодня Керченская крепость открыта для посещения. Есть вариант короткой обзорной экскурсии, в том числе с посещением смотровой площадки, откуда открывается великолепный вид на Крымский мост. Если же брать более подробную экскурсию, то такая прогулка может длиться от нескольких часов до нескольких дней, благо здесь много всего интересного.

Основные постройки, как ни странно, находятся на поверхности, и их большая часть сохранилась достаточно хорошо: казармы, пороховые погреба и рвы, цистерны для воды, кухни и столовые. Интересная часть проходит в подземных сооружениях форта Тотлебен, где расположены мрачные казематы, контрминные галереи и многокилометровые тоннели, до сих пор полностью не изученные. Здесь, на огромной площади, хватит работы для нескольких поколений историков и археологов. Кстати сказать, Керченская крепость имеет статус историко-архитектурного наследия. Так что совсем не обязательно быть фанатом военной истории, чтобы заинтересоваться этим объектом.

Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Крым. Керчь. Керченская крепость. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В необходимости сохранения построек сейчас ни у кого сомнений нет. Остается только надеяться, что у государства хватит желания и средств, чтобы сохранить крепость для потомков.

Адрес: г. Керчь, улица Колхозная.
Координаты: 45°18′54″N (45.31498), 36°28′46″E (36.479575)

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100