Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Диковины Петра Великого

Первый в России публичный музей и его странные сокровища: наглядные пособия по анатомии XVIII столетия, механический планетарий эпохи барокко, японская красавица для русского цесаревича.

В 2018 году исполняется 290 лет с того дня, когда для публики открылся первый и самый диковинный музей Петербурга, а может быть, и всей России — Кунсткамера, ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. 5 декабря (25 ноября по старому стилю) 1728 года посетителей пригласили в новое, еще не до конца достроенное здание на Васильевском острове, специально спроектированное для царского собрания диковин.

Санкт-Петербург. Здание Кунсткамеры. Фото: Пресс-служба МАЭ РАН / <a href="https://vk.com/museumkunstkamera">ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Здание Кунсткамеры. Фото: Пресс-служба МАЭ РАН / ВКонтакте

Натуралии и курьезы

Кунсткамера как музейное собрание уже отметила трехвековой юбилей: свой «кабинет редкостей» Петр Великий основал в 1714 году. Интерес к диковинам, живым, мертвым и механическим, был присущ XVIII веку вообще и императору в частности. Ведь он был не только царь-реформатор, царственный плотник, моряк и архитектор, но и анатом-любитель, предпочитавший не коллекционировать искусство, а изучать на практике естественные науки. Личный экстравагантный вкус Петра Алексеевича до сих пор определяет народный «имидж» Кунсткамеры. Можно ничего не знать об антропологических коллекциях МАЭ, но о жутковатом зале с заспиртованными «уродами» слышали все.

Кадр из фильма «Кококо». Кинкомпания СТВ, 2012. Strana.Ru
Кадр из фильма «Кококо». Кинкомпания СТВ, 2012

«Уроды», то есть природные аномалии — это медицинские экспонаты из знаменитой коллекции голландского врача Фредерика Рюйша. Кроме понятных эмбрионов и двухголовых младенцев, там есть и отдельные заспиртованные органы. Для своего времени эти препараты были передовыми и высокотехнологичными, поскольку Рюйш разработал собственный способ сохранения мертвой плоти. В сущности, он был предшественником академика Збарского, который бальзамировал для Мавзолея тело Ленина. Как и тело Ленина, препараты Рюйша использовались не для забавы, а как пособия для медиков. Правда, оформлялись они в галантном духе XVIII столетия. Например, фрагмент мозговой оболочки соединялся с кистью детской руки в кружевном манжете.

Санкт-Петербург. Кунсткамера. Экспонат из коллекции Рюйша. Источник: <a href="http://www.kunstkamera.ru/">kunstkamera.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Кунсткамера. Экспонат из коллекции Рюйша. Источник: kunstkamera.ru

Искусство Рюйша восхищало современников, в том числе и путешествовавшего по Европе молодого русского царя. Петр не пожалел 30 тысяч гульденов, чтобы купить и увезти в Россию всю специфическую коллекцию: 2 тысячи образцов человеческого материала, 1179 заспиртованных мелких животных и насекомых, 259 птиц, а еще два шкафа с гербариями, коллекции бабочек и морских обитателей. Поначалу они хранились в Летнем дворце Петра.

Дальше натуралии (произведения природы) и курьезы для Государева кабинета скупались посланниками по всей Европе и Азии. Кроме того, Петр решил собирать отечественные диковины. Он выпустил именной указ от 13 февраля 1718 года:
«О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Коммендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку. Понеже известно есть, что как в человеческой породе, так в зверской и птичьей случается, что родятся монстра, то есть уроды, которые всегда во всех Государствах сбираются для диковинки… Вышепереченные уроды, как человечьи, так и животных, когда умрут, класть в спирты; будеже того нет, то в двойное, а по нужде в простое вино; и закрыть крепко, дабы не испортилось; за которое вино заплачено будет из аптеки, особливо».

Ленинград. Сотрудники Кунсткамеры у скелета Николая Буржуа, 1958 г. Источник: <a href="http://www.kunstkamera.ru/">kunstkamera.ru</a>. Strana.Ru
Ленинград. Сотрудники Кунсткамеры у скелета Николая Буржуа, 1958 г. Источник: kunstkamera.ru

Царь собирал и потенциальные экспонаты — так, он взял к себе на службу французского гиганта Николя Буржуа ростом 226,7 сантиметра, а в Петербурге подыскал ему жену не менее выдающейся высоты. После смерти оба заняли место в Кунсткамере, причем детали «утилизации» шокируют: кроме скелета великана, который можно увидеть и сейчас, в Государевом кабинете хранилась в виде набитого чучела его выдубленная кожа и сапоги из кожи гигантской жены Буржуа.

Сегодня эта коллекция — малая часть богатейшей экспозиции Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. Сотрудников музея особый интерес к «уродам» скорее обижает, и это понятно. Тем не менее двухголовые младенцы и прочие капризы природы привлекают подростков и простодушных посетителей, как классический фильм ужасов. Даже для тех, кто предпочитает обойти эти малоприятные склянки стороной, архаические монстры остаются важным элементом атмосферы Кунсткамеры — музея, в котором чувствуется и особый дух старины, и специфическая питерская ученая чудаковатость. Недаром Кунсткамера стала местом работы героев недавней петербургской трагикомедии «Кококо».

Астрономия эпохи барокко

Для Кунсткамеры покупали актуальные для своего времени обучающие восковые анатомические модели, астрономические инструменты, книги и картины. Важнейшим из ранних экспонатов стал Готторпский глобус: шар более трех метров в диаметре с механизмом вращения и планетарием внутри, где на скамье за столом помещались 12 зрителей. Сидя на неподвижной платформе, эти зрители наблюдали над своими головами движение небесных сфер на внутренней поверхности глобуса. Звезды обозначались шляпками 1090 золоченых медных гвоздей, а Солнце — закрепленным на кронштейне вращающимся хрустальным шаром. Еще один маленький глобус на столе перед зрителями представлял собой Землю. Земля находилась в центре шара планетария, но не в центре мира — планетарий демонстрировал гелиоцентрическую систему Коперника. Извне поверхность большого глобуса представляла собой географическую карту.

Санкт-Петербург. Кунсткамера. Экспозиция Большого Готторпского (Академического) глобуса. Источник: <a href="http://www.kunstkamera.ru">kunstkamera.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Кунсткамера. Экспозиция Большого Готторпского (Академического) глобуса. Источник: kunstkamera.ru

Глобус был сконструирован в 1651 году по заказу голштинского герцога Фридриха III знаменитым географом Адамом Олеарием. Изначальный проект приписывают не менее знаменитому датскому астроному XVI столетия Тихо Браге — в его архиве нашли рисунок сферы планетария. Когда Петр I узнал о такой диковине, он буквально заболел ею и приказал Меншикову любой ценой «выпросить» глобус. На тот момент планетарий принадлежал малолетнему герцогу Карлу Фридриху Гольштейн-Готторпскому, который в итоге и преподнес шедевр астрономического искусства русскому императору, а сам стал женихом царской дочери Анны Петровны.

Санкт-Петербург. Кунсткамера. Изображения созвездий на Большом Готторпском (Академическом) глобусе. Источник: <a href="http://www.kunstkamera.ru">kunstkamera.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Кунсткамера. Изображения созвездий на Большом Готторпском (Академическом) глобусе. Источник: kunstkamera.ru

Глобус доставили в Петербург морем и установили на верхнем этаже Кунсткамеры. Однако в 1747 году он практически полностью сгорел во время пожара, охватившего здание музея. Уцелели только детали металлического каркаса и дверь с голштинским гербом, которая хранилась отдельно. Она до сих пор остается экспонатом музея, сам же глобус был воссоздан по точному описанию и с тех пор называется Большим Академическим. Карта на внешней стороне глобуса была обновлена в соответствии с представлениями середины XVIII века, надписи на ней сделаны по-русски. Некоторые детали карты необычны и не имеют внятного объяснения: например, южная и северная части России окрашены в разные цвета, разделяя европейскую часть империи пополам.

Воссозданный глобус поместили в особый двухэтажный павильон — Глобусную палатку, поставленный на площади перед зданием Двенадцати коллегий, недалеко от Кунсткамеры. Но в XIX веке подобные механические диковины вышли из моды, так что в 1829-м палатку снесли, а глобус перевели в Музейный флигель Академии наук, там же рядом, на Менделеевской линии Васильевского острова.

Павильон для Большого Готторпского глобуса — Глобусная палатка. Часть панорама Санкт-Петербурга 1820 года Анжело Тозелли. Источник: <a href="http://www.citywalls.ru">citywalls.ru</a>. Strana.Ru
Павильон для Большого Готторпского глобуса — Глобусная палатка. Часть панорама Санкт-Петербурга 1820 года Анжело Тозелли. Источник: citywalls.ru

В Академии он тихо хранился до 1901 года, когда его перевезли в Царское Село, в Голландский зал Адмиралтейства. Во время Великой Отечественной войны Царское Село было оккупировано, и немцы увезли глобус обратно в Германию. В 1948 году он был возвращен в СССР и снова помещен в Кунсткамеру. Он прошел реставрацию в середине 1950-х, а в 1982 году снова сильно пострадал: в помещении прямо над ним прорвало батарею отопления, и наружная поверхность сферы была повреждена, частично осыпался живописный слой. После этого глобус целый год дожидался реставрации, которая продлилась три года.

Последнюю по времени капитальную реставрацию глобус перенес в самом начале XXI века. Сейчас раритетный планетарий можно увидеть там же, на последнем этаже Кунсткамеры, только нужно купить отдельную экскурсию. Старинный механизм исправно работает, но внутрь глобуса зрителей не допускают — все слишком хрупкое.

Кукла наследника Николая

Самый романтический экспонат Кунсткамеры сейчас хранится в фондах музея и официально обозначается как «Кукла, изображающая танцовщицу-майко». Кукла сделана необыкновенно реалистично, в натуральную величину, с «живым» фарфоровым лицом, и за ее созданием стоит целая история, о которой снова вспомнили после выхода фильма «Матильда». Потому что цесаревич Николай Александрович, сердечный друг Матильды, имеет к этой кукле самое непосредственное отношение.

Цесаревич Николай Александрович в Нагасаки в коляске-рикше. 1891 г. Источник: <a href="https://humus.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Цесаревич Николай Александрович в Нагасаки в коляске-рикше. 1891 г. Источник: livejournal.com

В 1890–91 годах случилось большое путешествие Николая Александровича Романова на Восток, в Индию и Китай, Цейлон, Сингапур и Японию. Из путешествия Николай привез модную татуировку черного дракона на предплечье, несколько шрамов от сабельных ударов после нападения фанатика-самурая Цуда Сандзо и огромное собрание азиатских артефактов, обогатившее в том числе и Кунсткамеру. Например, огромные идолы у входа — цейлонский демон-людоед Ракшас и рогатый вьетнамский бог охоты —  это трофеи кругосветки цесаревича. Среди них была и прекрасная кукла, преподнесенная Николаю японским мастером Кавасимы Дзимбэя. Моделью для куклы была красавица-гейша по имени Моорока О-Мацу (или просто Омацу). Точнее, кукла — это ее портрет в натуральную величину.

Санкт-Петербург. Кунсткамера. Кукла, изображающая танцовщицу-майко (Гейша Омацу). Источник: <a href="http://www.kunstkamera.ru">kunstkamera.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Кунсткамера. Кукла, изображающая танцовщицу-майко (Гейша Омацу). Источник: kunstkamera.ru

В том, что гейша Омацу была необычайной красавицей, сомневаться не приходится. Ее представили цесаревичу в одном из увеселительных заведений Киото, и она, видимо, произвела на него сильное впечатление. Такое, что император Мэйдзи заказал портретную куклу Омацу, сделанную из фарфора и дерева в традиционной японской технике. Подарок был неофициальным и, видимо, слишком личным, поэтому формально был преподнесен от имени мастера Дзимбея.

Красота куклы породила легенду о том, что гейша была причиной покушения на Николая. Якобы полицейский был влюблен в Омацу и отвергнут, из-за чего и попытался напасть на будущего русского императора. Получается история в духе оперы «Мадам Баттерфляй», столь же неправдоподобная и эффектная. Так или иначе, прекрасная кукла пережила всех персонажей этого исторического сюжета и продолжает украшать собой петровский кабинет редкостей.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100