Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Парфюмер в гостях у дяди Гиляя

В Центре Гиляровского можно окунуться в атмосферу дореволюционной Москвы и вдохнуть аромат одеколона и духов, которые производил «Торговый дом Брокар и Ко».

В декабре 2017 года в Столешниковом переулке открылся новый филиал Музея Москвы — Центр Гиляровского. Прославленный бытописатель столицы долгие годы жил в этом переулке, здесь он создал свой знаменитый сборник очерков «Москва и москвичи». В Центре «дяди Гиляя» стоит побывать, чтобы проникнуться духом старой Москвы и увидеть, какой интересной она была на закате Российской империи. С помощью творческой реконструкции, представляющей кабинет журналиста, в одном из помещений незримо присутствует сам Владимир Гиляровский. Автор инсталляции — художник Владимир Селезнев — написал акрилом возникающий из темноты портрет «короля репортеров». Все предметы в кабинете одновременно условны и достоверны: покрытый зеленым сукном стол, стеклянная чернильница, овчинный тулуп.

«Дядя Гиляй» сидит у входа в Центр Гиляровского. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
«Дядя Гиляй» сидит у входа в Центр Гиляровского. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

На столе лежат рукописи статей и заметок, газетные публикации, старые визитные карточки. Гиляровского, сменившего тринадцать профессий, в свое время называли «королем репортеров». Открывшийся Центр будет соответствовать его натуре — живой, бойкой, непоседливой. Столешников переулок с его пафосными бутиками и ресторанами считается одной из самых дорогих улиц столицы. В этот имидж будет внесена музейно-экскурсионная составляющая.

Запахи прошлого века

Первая экспозиция в Центре Гиляровского была посвящена 100-летию Октябрьской революции. Сейчас здесь проходит выставка с громким названием «Любить». Гости могут узнать всё о дореволюционной косметической индустрии, представленной афишами и плакатами, альбомами и фотографиями, пудреницами и флаконами товарищества «Брокар». Продуманное шумовое оформление — звонки трамваев, хруст снега, крики газетчиков — наглядно передает атмосферу конца XIX — начала XX века. Создается даже впечатление, что в воздухе витают и ароматы мыла, одеколона и духов, выпускавшихся более ста лет назад.

Парфюмерная вода «Красная Москва». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Парфюмерная вода «Красная Москва». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Все экспонаты принадлежат коллекционеру Георгию Ташкеру — собственнику «Цурцум-кафе» в ЦСИ «Винзавод» и Cafe Brocard на территории дизайн-завода «Флакон». По словам коллекционера, он перенял увлечение своего дедушки, который был страстным филателистом. Георгий сначала коллекционировал календарики, затем — монеты советской эпохи, а в последние годы переключился на поиск всего, что связано с именем Генриха Брокара — парфюмера с французскими корнями и создателя первой в России фабрики, выпускавшей косметическую продукцию.

Народное мыло

В 1861 году Генрих Брокар открыл лабораторию в здании бывших конюшен, располагавшихся в Теплом переулке (сейчас это улица Тимура Фрунзе). Двое рабочих вместе с владельцем производства при помощи трех котлов, дровяной печи и каменной ступы изготавливали до ста кусков в день. Брокар решил делать мыло не только для обеспеченных и людей, но и для представителей небогатых слоев населения. «Народное мыло» стоимостью одна копейка за кусок стало пользоваться невиданным спросом. Раньше крестьяне смывали грязь щелоком, настаивая отвар древесной золы, а теперь у них появилась возможность использовать для личной гигиены самое настоящее мыло.

«Календарь москвички», изданный «Товариществом Брокар и Ко». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
«Календарь москвички», изданный «Товариществом Брокар и Ко». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Потом Генрих Афанасьевич начал выпускать пудру и помаду, которые тоже назывались «Народными». Теперь, возвращаясь с ярмарки, всего за три копейки крестьянин мог приобрести в подарок жене целый набор косметики в нарядной упаковке с бантом. Кроме того, началось производство детского мыла в этикетках с баснями Крылова и вытесненными буквами русского алфавита на каждом куске. И, что казалось совсем чудом, в брокаровской лаборатории стало появляться мыло в виде различных предметов: один кусок имел форму шара, другой — огурца, третий — домика.

Фонтан из одеколона

Мыло Брокара стало таким популярным, что через несколько лет производство перебралось в здание на Зубовском бульваре, затем — на Пресню, после чего — на нынешнюю Люсиновскую улицу, где была построена парфюмерная фабрика и основан «Торговый дом Брокар и Ко». А в 1872 году на Никольской улице открылся первый фирменный магазин косметических изделий Генриха Брокара. Владелец фабрики наладил связи с европейскими парфюмерами, получил ряд эссенций с цветочными ароматами и начал выпускать одеколон «Цветочный».

Крышечки парфюмерных флаконов. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Крышечки парфюмерных флаконов. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В качестве рекламы в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке был возведен фонтан, из которого били струи одеколона. После этого «Цветочный» превратился в самый массовый российский одеколон. Не менее эффектной стала другая акция. В газетах сообщили, что в день открытия нового брокаровского магазина набор из десяти косметических предметов будет продаваться по одному рублю за комплект. Многотысячная толпа осаждала вход в магазин, но лишь немногим достался вожделенный комплект. В нем были духи «Персидская сирень», которые стали конкурировать с лучшими марками французских духов.

Красная Москва

Генрих Брокар умер в 1900 году, в Каннах, отправившись туда на лечение. «Товарищество Брокар и Ко» перешло в руки его вдовы Шарлотты Андреевны, которую можно назвать одной из самых успешных в России женщин-предпринимательниц. Она сама разрабатывала дизайн косметических упаковок и придумывала названия для новых образцов пудры и духов. Потом дело Генриха Афанасьевича продолжили его сыновья. К трехсотлетнему юбилею дома Романовых Товарищество выпустило духи «Любимый букет Императрицы».

Одна из торговых наклеек с изображение фабрики. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Одна из торговых наклеек с изображение фабрики. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В тонком аромате этого букета содержалось около шестидесяти компонентов — ирис, фиалка, гвоздика, жасмин. Благодаря добавлению гармоничных веществ, запах вызывал ассоциации с изяществом и кокетством, мелодичностью и сентиментальностью. После революции производство было национализировано. Фабрика получила название «Новая Заря». В 1925 году было возобновлено производство духов «Любимый букет Императрицы», только называться они стали «Красная Москва». Сегодня фабрика «Новая Заря» предлагает более тысячи наименований парфюмерии, декоративной косметики и средств по уходу за кожей и волосами.

Сшить собаку и сварить мыло

Еще одна экспозиция в Центре Гиляровского — выставка фотографий Рауля Скрылева. В своих работах автор показывает современные сюжеты, сделанные на улицах и в переулках района, который раньше назывался Хитровка. Многие очерки «дяди Гиляя» были посвящены некогда опасным, но весьма экзотичным кварталам Китай-города. Кстати, в Центре Гиляровского проходят не только выставки. Здесь есть и коворкинг, и школа городской журналистики, и кинозал с показом документальных фильмов о Москве. Почти каждый день устраивается что-то интересное: экскурсия, лекция, спектакль, мастер-класс.

Реконструкция кабинета Владимира Гиляровского. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Реконструкция кабинета Владимира Гиляровского. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Стоит перечислить мероприятия, которые будут проходить в рамках выставки «Любить». 10 марта в 16:00 пройдет мастер-класс «Своя игрушка», в ходе которого можно сшить собаку, голубя или горожанина. 11 марта в 14:00 и в 16:00 коллекционер Георгий Ташкер проведет экскурсию по выставке и расскажет о личности Генриха Брокара. 14 марта в 18:00 состоится мастер-класс «Арт-Сумки» — роспись, трафаретная техника, силуэты, печать по ткани. 16 марта в 19:30 историк Москвы Павел Гнилорыбов расскажет о том, как знакомились москвичи в начале XX века и проведет мастер-класс по составлению любовных посланий. 17 марта в 18:00 — мастер-класс по мыловарению с возможностью изготовить несколько кусков мыла.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100