Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Гитара, как крылья

Москва Высоцкого от колыбели до могилы

Владимир Высоцкий прожил всего 42 года, но успел стать всенародным кумиром и голосом нескольких поколений. География его гастролей охватывает всю карту страны и выходит далеко за ее границы. При этом Высоцкий остается поэтом Москвы и одним из классических ее героев. В день 80-летнего юбилея поэта напомним его главные московские адреса.

Владимир Высоцкий во дворе дома на 1-й Мещанской. 1940 г. Источник: <a href="https://foto-history.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Владимир Высоцкий во дворе дома на 1-й Мещанской. 1940 г. Источник: livejournal.com

1-я Мещанская, 126 / Проспект Мира, 76

Карта памятных мест Владимира Высоцкого похожа на список потерь — по большей части это дома и кварталы, радикально перестроенные или уже не существующие. Так обстоит дело с самым первым его жилищем — комнатой в коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице, в доме 126, куда родители Высоцкого Нина Максимовна и Семен Владимирович принесли своего первенца, родившегося 25 января 1938 года там же неподалеку, в роддоме бывшей Старо-Екатерининской больницы. Младенца сначала думали назвать Олегом, что, конечно, звучало бы не так эффектно, как чеканное «Владимир Высоцкий». В итоге сошлись на том, что мальчик стал полным тезкой деда по отцу — Владимира Семеновича Высоцкого, выходца из интеллигентной еврейской семьи, уроженца белорусского Бреста.

В доме на 1-й Мещанской, с перерывом на два года эвакуации, прошло раннее детство поэта. Бытовые условия исчерпывающе описаны в песне «Баллада о детстве». Теперь уже трудно сказать, насколько точны самые популярные строчки этой песни: «На 38 комнаток — всего одна уборная». 38 было комнат или чуть поменьше, не важно — общая картина «коридорной системы» понятна. В том же опусе Высоцкий поминает Гисю Моисеевну Яковлеву, которая оказывалась его соседкой даже дважды: в первой квартире и позже, в новой, когда дом с коммуналками перестроили.

Москва. Дом на 1-й Мещанской перед перестройкой. 1951 г. Источник: <a href="https://pastvu.com/">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Москва. Дом на 1-й Мещанской перед перестройкой. 1951 г. Источник: pastvu.com

Посмотреть на это место и почувствовать дух старой Мещанской слободы сегодня вряд ли удастся — район сильно изменился. Из четырех Мещанских улиц осталась одна без номера, старый дом реконструирован. Большую часть его снесли уже в 1955 году, а то, что осталось, перестроили. Адрес тоже поменяли — на «проспект Мира, 76». Теперь там коммерческие помещения.

Владимир Высоцкий со школьным другом Владимиром Акимовым.1953 г. Источник: <a href="https://foto-history.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Владимир Высоцкий со школьным другом Владимиром Акимовым.1953 г. Источник: livejournal.com

Большой Каретный переулок, 15

С 1-й Мещанской Высоцкий уехал после войны — совместная жизнь родителей не сложилась, и в 1947 году они развелись. После развода Владимир поселился с отцом, в его новой семье — сначала в Германии, где еще два года служил кадровый военный Семен Владимирович, потом в Москве, в Большом Каретном переулке, дом 15, квартира 4. Благодаря песне «На Большом Каретном» это самый известный адрес Высоцкого. Кстати, рядом, в Малом Каретном, стояла та самая Пятая швейная фабрика из песни «Разговор у телевизора».

Москва. Большой Каретный переулок, 15.Фото из архива Дануты и Станислава Сиесс-Кжишковских.Источник:<a href="https://v-vysotsky.com">v-vysotsky.com</a>. Strana.Ru
Москва. Большой Каретный переулок, 15.Фото из архива Дануты и Станислава Сиесс-Кжишковских.Источник:v-vysotsky.com

Однако Высоцкий вспоминал, что «Большой Каретный» в песне относится не к родительской квартире, а к жилищу его старшего друга Льва Кочаряна. Кочарян, режиссер и сценарист семью годами старше Высоцкого, жил в том же доме по Большому Каретному, и его квартира видела многих звезд эпохи уровня Василия Шукшина и Андрея Тарковского. Он был ярким одаренным человеком и сильно повлиял на становление Высоцкого — достаточно сказать, что первые записи песен были сделаны на его магнитофон.

В 1970 году Кочарян безвременно умер — в сорок лет от рака кожи. С его смертью связан один из темных эпизодов биографии Высоцкого, который считал Кочаряна «учителем жизни», но почему-то не навещал его в больнице и не пришел на похороны. По одной версии — слишком переживал. По другой — не мог физически, поскольку в тот момент случился один из его ранних «срывов».

Интересно, что с жизнью на Большом Каретном опосредованно связан еще один загадочный эпизод жизни — крещение Высоцкого в Армянской Апостольской церкви. Произошло оно, что логично в контексте советского 1969 года, тайно и далеко от Москвы, в Ереване. Причиной этого выбора была, во-первых, вторая жена отца — армянка по национальности Евгения Степановна Лихопатова, или «мама Женя», как называл ее любящий пасынок. Любовь и интерес к Армении Высоцкий испытывал всю жизнь.

Евгения Степановна Лихолатова и Владимир Высоцкий в квартире на Большом Каретном. 1949 г. Источник: <a href="https://foto-history.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Евгения Степановна Лихолатова и Владимир Высоцкий в квартире на Большом Каретном. 1949 г. Источник: livejournal.com

Дом 15 по Большому Каретному переулку важен еще и тем, что на нем в советские годы появилась первая памятная доска Высоцкому. Сегодня там уже не одна табличка: есть и скромная доска с цитатой из песни от поклонников, и официальная доска с барельефом от Московского правительства.

Черемушки, улица Шверника, дом 11, корпус 4

Собственную семейную жизнь Высоцкий начал опять же на Мещанской, уже превратившейся в проспект Мира, в перестроенном доме 76. В 1960 году он привел туда свою первую жену, юную актрису Изольду Жукову. Этот брак продлился всего пару лет. В 1964 году Нина Максимовна Высоцкая с сыном получили квартиру в новом районе экспериментальных пятиэтажек в Черемушках, и туда Владимир Семенович переехал уже со второй женой — тоже актрисой Людмилой Абрамовой. Сегодня того дома в Черемушках — улица Шверника, дом 11, корпус 4, квартира 41 — уже нет. Его снесли во время первой московской «реновации пятиэтажек» в конце 1990-х.

Москва. Черемушки. Дом Высоцкого на улице Шверника незадолго до сноса. 1998 г. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Москва. Черемушки. Дом Высоцкого на улице Шверника незадолго до сноса. 1998 г. Источник: pastvu.com
Москва. Черемушки. Середина 1970-х. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Москва. Черемушки. Середина 1970-х. Источник: pastvu.com

Сын Высоцкого Никита Владимирович в <a href=«http://strana.ru/journal/23815082» target=»_blank»>интервью для нашего сайта говорил о том, как возвращался на улицу своего детства: «Дом 11, корпус 4. Самое интересное, такой дом существует. Даже стоит приблизительно на том же месте. Но точно — не наш. И не на старом фундаменте. Вокруг все изменилось, но что-то я узнавал. Противоположную сторону не тронули».

Москва. Улица Малая Грузинская, дом 28. Памятная доска. Источник: <a href="http://wikimapia.org">wikimapia.org</a>. Strana.Ru
Москва. Улица Малая Грузинская, дом 28. Памятная доска. Источник: wikimapia.org

Малая Грузинская, дом 28

Дом номер 28 на Малой Грузинской построили. И тогда, и сейчас это место остается престижным районом столичного центра: рядом — зоопарк, мастерская Зураба Церетели, католический костел. Кооперативная квартира на Малой Грузинской была последним жилищем Владимира Высоцкого, уже ставшего, без преувеличения, кумиром миллионов и самым популярным неофициальным артистом СССР. Вместе со славой пришло все, что ей сопутствует, хорошее и плохое. Из хорошего — Марина Влади, открывшая Высоцкому большой мир за пределами Советского Союза. Из плохого, которого было больше, — неразрешимые проблемы с алкоголем и наркотиками. Они и привели его к смерти. В ночь на 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий умер в гостиной своей квартиры от «остановки сердца на фоне инфаркта».

Владимир Высоцкий с сыном Марины Влади у дома на Малой Грузинской. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Владимир Высоцкий с сыном Марины Влади у дома на Малой Грузинской. Источник: pastvu.com

Наверное, этот момент сказывается на отношении близких Высоцкого к его последнему адресу. Никита Высоцкий говорит: «Отец в этой квартире жил недолго, потом в ней больше двадцати лет жила бабушка. Его мама, Нина Максимовна. Какое-то время и я находился с ней. Мне трудно это объяснить — но я в этой квартире жить не хочу, не могу и не буду. Может, получится у кого-то из наших детей».

Москва. Улица Малая Грузинская, дом 28. Источник: <a href="http://wikimapia.org">wikimapia.org</a>. Strana.Ru
Москва. Улица Малая Грузинская, дом 28. Источник: wikimapia.org

Марина Влади об этой квартире говорит тоже без радости, а Высоцкий в стихах называл ее «трехкомнатной камерой». 14-этажная башня, пусть и возведенная по индивидуальному проекту, была холодной и казалась бездушной после старомосковских кварталов, к которым поэт привык. Примерно такое же впечатление дом на Малой Грузинской производит и сегодня: унылая «брежневка», пусть и «с улучшенной планировкой». На доме висит красивая мемориальная доска, а сама квартира в последние годы вроде бы сдавалась в аренду. Она полностью переделана, и никаких следов первого хозяина в ней, похоже, не осталось. Кабинет Высоцкого из этой квартиры воссоздан в культурном центре «Дом Высоцкого».

Тверской бульвар, 23, Московский драматический театр имени А.С. Пушкина

Начало актерской биографии Высоцкого до театра на Таганке никакими особенными событиями не отмечено. По настоянию родителей он поступил в Московский строительный институт, который эффектно бросил через полгода. По легенде, это произошло прямо в Новый год, перед сессией, когда все вдруг стало до того невыносимо, что несостоявшийся инженер-строитель для верности полил недопитым кофе только что сделанные чертежи.

Москва. Драматический театр имени А.С. Пушкина. Фото из архива Дануты и Станислава Сиесс-Кжишковских. Источник:<a href="https://v-vysotsky.com">v-vysotsky.com</a>. Strana.Ru
Москва. Драматический театр имени А.С. Пушкина. Фото из архива Дануты и Станислава Сиесс-Кжишковских. Источник:v-vysotsky.com
Алиса Коонен. Источник:<a href="https://ru.wikipedia.org">wikipedia.org</a>. Strana.Ru
Алиса Коонен. Источник:wikipedia.org

Дальше было ученье в Школе-студии МХАТ. Высоцкий окончил ее не без проблем — его чуть не отчислили за профнепригодность. Забавно, но «непригодным» по академическим меркам сочли его голос. После школы-студии он четыре года с перерывами прослужил в драматическом театре имени Пушкина на Тверском бульваре. Это бывший Камерный театр Александра Таирова, который закрыли по идеологическим соображениям — как слишком далекий от всего советского. Таиров пережил свой театр всего на пару месяцев.

По московскому преданию, новый Пушкинский театр был проклят ведущей актрисой и женой Таирова — великой Алисой Коонен. Артисты говорили, что периодически видят в здании призраков, и испытывали внезапный необъяснимый ужас перед выходом на сцену. Высоцкий на этих подмостках ничего интересного не сыграл, но оказался странным образом связан с Алисой Коонен. Позже в его дом попало кресло Коонен, которое Марина Влади купила на аукционе, когда распродавали вещи умершей актрисы.

Земляной вал, 76/21, Театр на Таганке

Высоцкий пробовал поступить в труппу самого модного на тот момент театра Москвы —  «Современника», но что-то не сложилось, и его не взяли. Наконец, в 1964 году он оказался в Театре драмы и комедии на Таганке, который только что возглавил Юрий Любимов, и актерская судьба «таганского Гамлета» определилась. Как и судьба театра: какие бы перемены ни происходили, Таганка в сознании публики неразрывно связана с именем Владимира Высоцкого. На этой сцене он сыграл свои лучшие роли, и именно отсюда под аплодисменты отправился в последний путь — на Ваганьковское кладбище.

Москва. Земляной вал. Театр на Таганке. Фото: Vladimir OKC / <a href="https://ru.wikipedia.org">wikipedia.org</a>. Strana.Ru
Москва. Земляной вал. Театр на Таганке. Фото: Vladimir OKC / wikipedia.org
Москва. Земляной вал. Театр на Таганке. Похороны В.С. Высоцкого. 1980 г. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Москва. Земляной вал. Театр на Таганке. Похороны В.С. Высоцкого. 1980 г. Источник: pastvu.com

Квартал вокруг театра — самое атмосферное место, напоминающее в Москве о Высоцком. Хотя от прежней Таганки не осталось практически ничего, кроме ветшающих стен бывшего электротеатра «Вулкан» постройки 1911 года. По сути, театр закончился вскоре после смерти Высоцкого и эмиграции Любимова. По возвращении Любимова Таганка попыталась возродиться, но вместо этого раздробилась на два враждующих лагеря и две труппы: под руководством Николая Губенко — в новом здании, под руководством Валерия Золотухина — в старом, том самом, где все начиналось. В 2011 году стороны вроде бы договорились о сотрудничестве, но это уже ничего не меняет. Настоящая Таганка, где родился Гамлет Высоцкого, осталась в театральных архивах, на пленках и в истории.

Владимир Высоцкий в гробу. 1980 г. Источник: <a href="https://sadalskij.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Владимир Высоцкий в гробу. 1980 г. Источник: livejournal.com

Ваганьковское кладбище, участок №1

Момент смерти Высоцкого был максимально неудобным для советских властей. Конец июля 1980 года — разгар XXII летних Олимпийских игр, проходивших в зачищенной от всего неблагонадежного Москве. Краткое сообщение о смерти опубликовали лишь две газеты — столичная «Вечерка» и «Советская культура», но известие быстро облетело всю страну. Стихийное прощание с поэтом на Таганке, куда пришли тысячи людей, едва ли не затмило официальные олимпийские события.

Москва. Ваганьковское кладбище. Похороны Владимира Высоцкого. 1980 г. Источник: <a href="https://sadalskij.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Москва. Ваганьковское кладбище. Похороны Владимира Высоцкого. 1980 г. Источник: livejournal.com

Высоцкого похоронили на Ваганьковском кладбище. Как и сегодня, это был очень престижный, если это слово уместно, столичный некрополь, недоступный для простых смертных, тем более в такой момент и с таким «антисоветским» бэкграундом. По воспоминаниям, «достать» место на кладбище помогли высокопоставленные поклонники Высоцкого из Моссовета, а также Иосиф Кобзон, который его высоко ценил. Кобзон то ли переговорил с директором кладбища, то ли просто хорошо заплатил. Так или иначе, народное сознание зарифмовало свежую ваганьковскую могилу с условно «соседней» могилой другого саморазрушительного поэта — Сергея Есенина. Как горько подытожил Андрей Вознесенский:

Правее входа на Ваганьково
Могила вырыта вакантная.
Покрыла Гамлета таганского
Землей есенинской лопата.

Москва. Могила Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Фото: <a href="https://gogol.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Москва. Могила Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище. Фото: livejournal.com

В 1985 году на кладбищенском участке номер 1 появился и первый памятник Высоцкому работы скульптора Александра Рукавишникова. Скульптуру выбрали в качестве надгробия еще живые на тот момент родители Высоцкого, хотя другая сторона в лице Марины Влади его отвергала. Статуя действительно мало похожа на надгробие. Она выглядит одновременно реалистично и символично: поэт, скованный пеленами, с гитарой-нимбом над головой. Наверное, именно таким Высоцкий и остался в сознании людей: свободолюбивый артист, безнадежно рвущийся за рамки.

Улица Высоцкого, 3. Культурный центр «Дом Высоцкого»

Эта точка добавилась в список адресов Высоцкого через 12 лет после его смерти, когда в 1992 году двухэтажный старомосковский особнячок в Тетеринской слободе по адресу Нижний Таганский тупик, 3, был отдан под недавно организованный музей Высоцкого. Район — все та же Таганка, недалеко от театра. При жизни поэта дом был обычным жилым с коммунальными квартирами. Высоцкий не жил здесь, но бывал в этих дворах, что подтверждает случайно сделанная фотография 1979 года.

Москва. «Дом Высоцкого». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. «Дом Высоцкого». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Тупик, бывший переулок, в 2015 году официально переименован в улицу Высоцкого, а культурным центром с 1996 года руководит Никита Владимирович Высоцкий. С какой стороны ни посмотри, теперь это настоящий Дом Высоцкого: не просто музей с архивом и выставками, но представление сына об отце. Тут собрано много того, что мы уже не найдем по другим адресам, сохранившимся и несуществующим. И Высоцкий здесь открывается для многих неожиданно: как поэт, у которого есть не только гитара, но и кабинет со столом красного дерева, а над этим столом висит посмертная маска Пушкина.

Москва. «Дом Высоцкого». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. «Дом Высоцкого». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru
Москва. «Дом Высоцкого». Посмертная маска Высоцкого. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Москва. «Дом Высоцкого». Посмертная маска Высоцкого. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Вещи складываются, как пазл, в портрет и пейзаж эпохи: афиши, театральный реквизит, расписание спектаклей, сохранившиеся билетики, личные вещи, костюм Гамлета и костюм Жеглова, гитара, магнитофон, кресло Алисы Коонен, старый телефон, черновики, игрушки, сигареты, пепельница, пишущая машинка на столе. Все работает на эффект присутствия — «будто только что вышел».

Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре

Памятник Высоцкому появился у площади Петровских ворот в 1995 году, к 15-летней годовщине смерти Владимира Семеновича. Автор памятника — скульптор Геннадий Распопов, а место выбрано специально, чтобы опровергнуть пессимистическое пророчество самого героя: «…не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот». Поставили.

Москва. Страстной бульвар. Памятник Владимиру Высоцкому. Фото: Павел Котов / <a href="https://ru.wikipedia.org">wikipedia.org</a>. Strana.Ru
Москва. Страстной бульвар. Памятник Владимиру Высоцкому. Фото: Павел Котов / wikipedia.org

Другое название композиции — «Поэт с гитарой». Как и надгробный памятник, эта скульптура соединяет очень узнаваемое реалистическое изображение и легко читаемые символы. Главный символ — опять же гитара. На могильном памятнике она заменяет Высоцкому нимб, а тут просто является продолжением тела — обходится без какого-либо ремня и просто вырастает за спиной раскинувшего руки поэта. Как сложенные крылья.

Связанные места

в путеводителе

Связанные материалы

Rambler's Top100