Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Капризная крымская зима

Жители Крыма привыкли к тому, что снег зимой для их региона большая редкость. Правда, цветения садов тоже никто не ждет. Однако в истории полуострова были исключения из правил, причем в обе стороны. Эта зима – одна из них.

Прогноз погоды от главы Крымского Гидрометцентра на зиму 2017–2018 обещает переменчивые погодные условия. Самым холодным зимним месяцем традиционно ожидают февраль. Однако природа решила вмешаться и спутать синоптикам все карты.

Если вспомнить январь 2017 года, то в первых числах месяца на южном берегу Крыма выпал снег и ударили морозы. Под белым покрывалом оказалась даже самая теплая бухта полуострова — Балаклавская, а окружающие ее горы, Крепостная с восточной стороны и скала Мотыль с западной, оказались основательно припудрены снегом.

Балаклава под снегом. Январь 2017 года. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Балаклава под снегом. Январь 2017 года. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В этом году вопреки прогнозам синоптиков первая половина зимы случилась аномально теплой. Снег видели только в конце ноября, и то в горах. К Новому году на полуострове распустились подснежники и зацвел миндаль, который цветет обычно в марте, а на Яшмовом пляже мыса Фиолент были замечены водоплавающие туристы.

Мыс Фиолент. Яшмовый пляж. Январь 2018 года. Фото: Наталия Судец. Strana.Ru
Мыс Фиолент. Яшмовый пляж. Январь 2018 года. Фото: Наталия Судец
Севастополь. Цветущий в январе миндаль. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Севастополь. Цветущий в январе миндаль. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Но стоило только порадоваться тем, кто не любит зиму, как она напомнила о себе снегопадом, метелями и гололедом, которые накрыли полуостров 13 января. Крымчане оказались не готовы к подобным поворотам на дорогах, ведь зимней резиной мало кто из южных автомобилистов здесь пользуется. Столицу республики Симферополь сковали пробки.

Из-за непогоды два дня не работала керченская переправа, а в очереди скопилось около тысячи автомобилей и рейсовых автобусов. Властям пришлось разворачивать полевые кухни и предоставлять жилье пассажирам с детьми. Паром возобновил работу только вечером 14 числа и с тех пор работает по фактической погоде. С 15 января полуостров снова оказался во власти арктического фронта, который принес метель, гололед и снег, а также усиление ветра до 25 метров в секунду. По информации с официального сайта Керченской паромной переправы, велика вероятность полной остановки движения судов из-за непогоды. Пассажирам не рекомендуют приезжать на паром до второй половины 18 января.

Керченская переправа зимой. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Керченская переправа зимой. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Насколько в конечном итоге сбудутся прогнозы синоптиков и насколько эта крымская зима окажется суровой, пока неизвестно. Однако самое время вспомнить, что исторически снег и холода для Крыма в это время года не редкость. Самая суровая зима полуострова, которую журналисты окрестили концом света, случилась в 1911 году. Утром 20 января на южном берегу начался снегопад, который распространился на весь полуостров и не прекращался неделю. Все это время дул ураганный ветер, а температура упала до минус 20 градусов. Через неделю весь Крым оказался под двухметровыми сугробами.

В Севастополе на Приморском бульваре ураган с корнем вырвал вековые деревья и телеграфные столбы. В Южной бухте он разбил все лодки и строящуюся городскую набережную возле биостанции, расшвыряв многотонные глыбы как кубики. Из-за мороза погибли почти все обитатели городского аквариума. Азовское море в месте нынешней паромной переправы замерзло, и жители Керчи могли ходить на Таманский полуостров пешком по льду.

Севастопольская биостанция. 1911 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Севастопольская биостанция. 1911 год. Фото: pastvu.com

В феврале природный катаклизм повторился с новой силой. В Севастополе замерзла Южная и Артиллерийская бухты. В море во время шторма затонуло несколько кораблей. Из-за снежных заносов полностью прекратилось сообщение между городами. Ни на санях, ни верхом, ни пешком передвигаться было невозможно. Сугробы выросли до трех метров, и в горах многие дома оказались погребены под снегом.

В поисках пищи в Инкерман с гор спустились олени, а за ними волки, которые стали нападать на домашнюю скотину. В Черном море, не имея возможности пристать к берегу, от голода и холода целыми кораблями погибали рыбаки. Да и на берегу было не легче. В ту зиму насмерть замерзло много людей. Однако именно та аномально холодная и снежная крымская зима породила несколько достижений, имевших значение как для полуострова, так и для всей страны.

В тот год от холодов погибло примерно 40% яблоневых садов Крыма. Однако 60% перенесли морозы и дали урожай. Это оказались местные сорта. Тогда украинский селекционер Лев Платонович Симиренко обратился к императору Николаю II за разрешением о создании Салгирской станции садоводства, которая сегодня носит название Крымской опытной станции садоводства. В 1947 году сорт яблок под названием «Ренет Платона Симиренко» (в честь отца селекционера) был внесен в государственный реестр Советского Союза, а сегодня является одним из самых известных и любимых сортов яблок у садоводов и покупателей.

Григорий Пиотровский возле летательного аппарата «Блерно». 1911 год. Фото: pastvu.com. Strana.Ru
Григорий Пиотровский возле летательного аппарата «Блерно». 1911 год. Фото: pastvu.com

Второе достижение произошло в области авиации. 10 февраля в Севастополе инструктор авиационной школы лейтенант Григорий Пиотровский, приделав лыжи к летальному аппарату «Блерно», произвел попытку взлета со снега. Попытка оказалась неудачной, у самолета оказался слабоват двигатель. Тогда на следующий день начальник школы капитан 2-го ранга Вячеслав Кедрин уже на биплане «Соммер» с лыжами вместо колес произвел удачный взлет. Таким образом, были проведены первые в России официальные испытания самолетов с лыжным шасси, которые стали использовать зимой для военных самолетов и очень пригодились во время Второй мировой войны. Так что поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло» была придумана неслучайно.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100