Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Изюминки лезгинки

Танцор и хореограф Нариман Джабаров о языке тела, разминке перед выступлением, эмоциональном состоянии исполнителя и о том, почему пятерка — не всегда лучшая оценка.

— С чего началось ваше увлечение танцами?

— Мне было четырнадцать лет. Друзья с моего двора записались в хореографический ансамбль «Пируэт» под руководством Льва Манахимова. Мне рассказали о том, как там интересно, я загорелся и тоже записался. С того дня я занимаюсь танцами, а многие из тех моих друзей нашли себя в других сферах деятельности. После выпуска в 2005 году я узнал, что у нас в Дербенте есть муниципальный Ансамбль танца Дагестана «Каспий» под руководством Кямала Багирова, и начал работать в нем артистом балета.

Нариман Джабаров с партнершей по танцу. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Нариман Джабаров с партнершей по танцу. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

В 2012 году ансамбль получил статус государственного. Танцевальная программа нашего коллектива основана на сохранении традиций и обычаев народов, проживающих в Дагестане.

— Каких успехов вы добились, будучи солистом Ансамбля танца Дагестана «Каспий»?

— Мы много ездим, много выступаем, получаем награды международных хореографических фестивалей. Ансамбль «Каспий» занимал первые места на танцевальных конкурсах в Румынии, в Турции. Вместе с моей напарницей Сапият Магомедовой я участвовал в Международном фестивале сольного танца, посвященном 90-летию Махмуда Эсамбаева в городе Грозный Чеченской Республики. Нас наградили дипломом «За сохранение и популяризацию национальной культуры».

Ансамбль «Каспий» исполняет танцы народов Дагестана. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Ансамбль «Каспий» исполняет танцы народов Дагестана. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Ансамбль «Каспий» принимал участие во Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов, проходившем в Москве. В номинации «Народно-сценический танец» наш дуэт представил татский и андийский танцы. Таты — это кавказские евреи, андийцы — народ, проживающий на северо-западе Дагестана.

— Какие чувства, желания и намерения можно передать с помощью лезгинки?

— Языком тела можно передать практически все эмоции, ведь танец — это отношение к жизни, отношение к людям. Он несет в себе определенный текст, и каждое его слово выражает что-то определенное. Лезгинка — танец нашего народа — это очень горячее высказывание. В нем заключаются азарт, чувство, кипение. Но при этом внутри исполнитель должен оставаться невозмутимым и спокойным. Я объясняю своим ученикам, что у этого танца есть две разновидности: во-первых, парная лезгинка, когда парень танцует с девушкой, и, во-вторых, танец, исполняемый в кругу, например на свадьбе, отдельными мужчинами.

Репетиция ансамбля «Каспий». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Репетиция ансамбля «Каспий». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Это две разные манеры исполнения. Танцуя с девушкой, нужно показать не себя, а именно пару. А танцуя с ребятами, ты можешь позволить себе дать волю эмоциям.

— Много ли энергии тратит исполнитель лезгинки? Будет ли в будущем популярен этот танец так же, как и сейчас?

— Этот яркий, динамичный, огненный танец, как мне кажется, всегда останется популярным и никогда не угаснет. На этот счет могут быть разные мнения, кто-то с возрастом может перестать танцевать, но лезгинка будет жить долго. Танец — это тяжелая физическая нагрузка. Как и в любом виде спорта, исполнители лезгинки перед выступлением разминают все части тела. Без этого невозможно выполнять сложные растяжки. Но иногда на разминку нет времени.

Лезгинку чаще всего сопровождают бубен и зурна. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Лезгинку чаще всего сопровождают бубен и зурна. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Плохо разогрелся — могут подвести мышцы. Или выступаешь в городе под открытым небом в холодную погоду или в дождь. В таких условиях здоровье может подвести. Надо обязательно дать себе отдых, чтобы вступить в работу с новыми силами.

— Можете ли вы определить представителей разных народов и регионов Кавказа по характеру исполнения лезгинки?

— Конечно, могу. По манере, по музыке, по динамике. Взять, например, кабардинцев. Они замечательные танцоры, всегда выступают с достоинством, а их исполнение я бы назвал «княжеским». Чеченцы такие же горячие, как и мы. Во время танца они почти летают, делают двойные пируэты и обороты на коленях. Один из моих любимых танцев — осетинский. Мелодия у него не быстрая, она более спокойная и не такая зажигательная, как у нас. Это аккуратный, сдержанный, статный танец. Гордые стройные парни ровно идут на высоких полупальцах.

Зажигательный танец на открытом воздухе. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Зажигательный танец на открытом воздухе. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

На первый взгляд, если взять осанку, движение, вроде бы все примерно одинаково танцуют. Но осетины не позволяют себе того, что можем мы себе позволить — разгореться и выбежать с широкой улыбкой, с мимикой. У них все более сдержанно, ровно, филигранно.

— Какие педагогические приемы вы используете в своей школе, обучая детей лезгинке?

— Это частная школа, я открыл ее, когда получил диплом руководителя хореографического ансамбля. Иногда к нам приходят родители и говорят: «Если ребенок не слушается — можешь поругать, накричать, шлепнуть, за ухо взять». Но я против насилия, против того, чтобы прикладывать руки. Мы часто играем и смеемся с учениками, но всему свое время. Бывает, такое отношение распускает дисциплину. Тогда, как и в жизни, приходится, как говорится, зубы показывать. Я могу быть с ребятами твердым. На первый взгляд можно подумать, что это плохо. На самом деле — нет.

Школа лезгинки Наримана Джабарова. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Школа лезгинки Наримана Джабарова. Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Я очень люблю детей. И они, как вы могли заметить, тоже ко мне хорошо относятся. Один из моих репетиторов как-то сказал: «Пятерка — плохая оценка. Полного совершенства быть не может». Эту фразу я запомнил на всю жизнь и использую ее на протяжении всей хореографической деятельности.

— Были ли утрачены за долгие годы какие-то элементы лезгинки? Как передаются традиции исполнения этого танца?

— В Дагестане много разных национальностей. У каждого народа свои обычаи, своя музыка и своя танцевальная традиция. Когда есть определенная изюминка — это ведь здорово! Как и сам танец, каждое движение в лезгинке имеет свою историю. Мы стараемся изучать все позиции, все элементы, чтобы правильно показывать танец зрителям. Старшие передавали свои навыки из поколения в поколение, и мы тоже будем передавать свое знание детям. Лучшие учителя лезгинки — наши дедушки и бабушки.

Андийский танец в исполнении ансамбля «Каспий». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Андийский танец в исполнении ансамбля «Каспий». Фото: Игорь Стомахин / Strana.ru

Как правило, у опытного хореографа все поставлено грамотно, профессионально. И вроде бы все точно так же, как у наших предков, но уже немного не то. Если просто вышел на свадьбе, сделал пару движений, руки кое-как поставил — это пожалуйста. Но на сцене должно быть все достойно и правильно. В этом и сохраняется традиция настоящей кавказской лезгинки.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100