Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Светлячок океана Тихого

Мыс Гамова на одноименном полуострове на юге Приморья — практически край земли на севере Тихого океана. Судоходство в этих местах во все времена было очень опасным из-за сильных ветров и частых туманов. Кораблекрушения прекратились лишь после строительства маяка.

Путь к свету

Мыс Гамова на одноименном полуострове — практически край земли. По факту, конечно, край не земли, но совершенно точно — крайняя точка материка. И это одно из тех мест, где открывается панорама моря на три стороны света.

Мыс и маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Мыс и маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Сюда не доходят поезда и не летают самолеты. Так и хочется сказать, что, дескать, не доплывают пароходы, но они таки доплывают. Правда, не всегда удачно. Судоходство в этих местах во все времена было очень опасным из-за сильных ветров и частых туманов. А потому мыс, открытый в 1854 году моряками фрегата «Паллада» и названный в честь гардемарина Д.И. Гамова, еще в 1906 году обзавелся собственным маяком.

Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Впервые речь о строительстве здесь маяка зашла по инициативе заведующего лоцманской и маячной частью Сибирской флотилии полковником Корпуса флотских штурманов В.М. Бабкиным. Именно этот человек в 1860–1863 годах руководил гидрографической описью Русского берега Японского моря. Повторно о необходимости маяка заговорили спустя почти четверть века при формировании плана постройки и переоборудования плавучих и береговых маяков на побережье России. Но и на этот раз дальше бумаг дело не пошло, встретив противодействие Главного морского штаба. Важным толчком к строительству стало крушение на камнях мыса в 1897 году идущего из Владивостока в Посьет парохода «Владимир», который, кстати, до сих пор покоится на дне, и аквалангисты периодически туда ныряют.

Мыс и маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Мыс и маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Наиболее подходящим местом стала скала в 200 метров от южной оконечности мыса на высоте 52 метра от уровня моря. Учитывая труднодоступность этих мест, на выбор точки постройки повлияла и возможность использования местных материалов для строительства. Специально для строительства в 1904 году были проложены дороги к бухтам Алексеева и Опасная. В итоге камень для фундамента и стен добывали в окрестных горах, печную глину привозили из бухты Теляковского, а песок — из бухты Витязь. Исключением стал строевой лес, который в относительной досягаемости отсутствовал. Его пришлось возить издалека.

Мыс и маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Мыс и маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Вместо запланированных трех лет строительство велось около шести. Причиной тому стала не только русско-японская война, но и банальное разгильдяйство, а может, и воровство, из-за которого по пути на мыс «терялось» предназначенное для маяка оборудование. Тем не менее с июля 1907 года маяк начал функционировать. 16 июля пробную работу маяка с миноносца «Монгучай» зафиксировал помощник директора маяков Восточного океана подполковник Корпуса флотских штурманов А.А. Ковшинов. 2 августа объект был представлен высокой комиссии, f с 26 августа 1907 года маяк поступил в ведение Тихоокеанского флота.

Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Мал да удал

Изначально маяк Гамова представлял собой белую каменную восьмигранную башню с фонарным сооружением у одноэтажного каменного здания. Дальность видимости огня светооптического аппарата 2-го разряда, установленного на высоте 19 метров от основания и 68 метров от уровня моря, при постройке составляла 17 миль. В качестве дополнительного оборудования в 1910 году маяк был оснащен колоколом для предупреждения судов об опасности в туманную погоду.

Маяк Гамова. Старое здание метеостанции. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Маяк Гамова. Старое здание метеостанции. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

На самом деле маяк — это не только вышка с мощными осветительными приборами, а целый комплекс зданий. Рядом с башней соорудили сигнальную мачту для переговоров с проходящими судами флажным семафором, а на самой оконечности мыса помимо колокола установили и сирену. Кроме того, здесь разместили метеостанцию.

Первым смотрителем маяка стал техник Туркович. Естественно, один человек весь комплекс работ с жизнедеятельностью маяка выполнить был не в состоянии, поэтому функционирование объекта обеспечивалось целым штатом военных моряков и гражданских лиц.

Смотрители маяка. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Смотрители маяка. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В 1981 году маяк Гамова реконструирован. В настоящее время он круглый год освещает сектор моря от 17 до 250 градусов белым проблесковым огнем на расстояние до 22 миль.

Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru
Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Как и сто с лишним лет назад, сюда ведет труднопроходимая грунтовая дорога, а на территорию самого маяка вход закрыт, поскольку это режимный объект Министерства обороны России. Впрочем, некоторые наиболее настойчивые туристы туда проникают, ведь, как известно, в России строгость законов компенсируется необязательностью их соблюдения.

Маяк Гамова до сих пор исправно служит, являясь навигационным ориентиром, указывающим путь судам, и, согласно Реестру маяков России, имеет почетный номер 1.

Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Быль и небыль

О маяке и его окрестностях ходит множество слухов. Что из них факт, а что вымысел, проверить трудно. За счет теплых течений, в акватории полуострова Гамова часто можно увидеть нехарактерных для этих вод представителей животного мира. Это факт. Белую акулу, ставрид, тунца и даже летучих рыб встретить вполне реально. В 1973 году около маяка якобы поймали ската-манту диаметров около двух метров. Спустя три года возле маяка на берег была выброшена кожистая черепаха длиной тоже около двух метров и весом порядка 200 килограмм. А чуть поодаль был пойман осьминог весов 56 килограмм.

А вот еще несколько фактов из тех, что можно проверить. Достаточно нырнуть. Хотя сделать это именно около маяка непросто. Напомним, что объект военный и охраняется со всей строгостью закона. Да и глубины и течения тут очень непростые.

Мыс Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Мыс Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Как место особой навигационной сложности под водой у маяка Гамова за века сложилась приличная коллекция затонувших объектов. Самые известные — судна «Владимир» и «Кварц». О первом мы упоминали выше, второй затонул в 1982 году после того, как налетел на подводные камни. Оба корабля до сих пор лежат на дне на глубинах 19 и 34 метра и прекрасно сохранились. А вот с останками двух подводных лодок, обнаруженных на западном склоне Гамовской впадины на юго-востоке от мыса Гамова, ситуация сложнее. Они лежат на глубине 70–120 метров, поэтому обследовать их не представляется возможным. Остается только любоваться видами маяка с воды или окрестных сопок.

Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Маяк Гамова. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100