Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Янтарные тайны

Янтарная комната — самая популярная достопримечательность Екатерининского дворца в Царском Селе. Причиной этой популярности стал даже не сам «кабинет», созданный в начале XVIII века, а таинственное исчезновение шедевра в веке XX. Регулярно появляются известия о том, что комнату наконец нашли. Свежие новости пришли в октябре 2017 года – повод вспомнить о том, как все началось.

Галерея Софии Шарлотты

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / Пресс-служба музея-заповедника

Долгое время создание Янтарной комнаты приписывали именитому немецкому скульптору, мастеру барокко Андреасу Шлютеру. Шлютер возглавлял Берлинскую академию художеств, на его счету — несколько выдающихся барочных зданий и памятников. Самой известной из его европейских работ стал памятник «Великому курфюрсту»: конная статуя Бранденбургского курфюрста Фридриха Вильгельма I с четырьмя покорными рабами по углам пьедестала.

С Россией Шлютер связан непосредственно: в 1713 году он прервал свою европейскую карьеру, чтобы принять предложение русского императора и переехать в Петербург, где возглавил строительство новой столицы. Самая известная из его русских работ — Летний дворец Петра (тот, что в Летнем саду), оформление которого он завершил. Логично, что Янтарную комнату приписали именно ему.

На самом деле проект Янтарного кабинета был разработан архитектором Иоганном Фридрихом Эозандером фон Гете, тоже мастером барокко и соперником Шлютера. Эозандер был любимым зодчим королевы Софии Шарлотты, жены первого прусского короля Фридриха I, который был сыном того самого «великого курфюрста» Бранденбургского. Для ее летнего дворца и предназначалась эта затея: галерея, украшенная панелями из янтаря и слоновой кости. Позже ее переделали для дворца уже нового короля Фридриха Вильгельма I в Ораниенбурге. В 1713 году готовые янтарные панели перевезли в Берлин для отделки помещений в столичном дворце, но через 3 года вновь демонтировали. Похоже, прекрасный замысел было не так-то легко довести до полноценной реализации.

Петру от Фридриха

Наконец, в 1716 году прусский король преподнес Янтарный кабинет Петру I в качестве дипломатического подарка. Российский император через два года послал ответный презент: 55 гренадеров исполинского роста, а также собственноручно изготовленный кубок из слоновой кости.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте

Кабинет доставили в Россию как конструктор: панели и дополнительные детали в 18 ящиках вместе с инструкцией, как их собирать и использовать. Но при жизни Петра он так и не был смонтирован, все предположения об этом не имеют документальных подтверждений (такими предположениями наполнена, например, статья о Янтарной комнате в Википедии). Уже при Елизавете Петровне Янтарный кабинет собрали и установили в Третьем Зимнем дворце. Работами руководил Бартоломео Растрелли. К старому «конструктору» добавили новый подарок очередного прусского короля — янтарную раму с аллегорическими изображениями, прославляющими русскую императрицу. Исходных деталей вновь оказалось недостаточно, поэтому часть стен затянули холстом и расписали под янтарь, добавили зеркальные пилястры и деревянный резной декор. За состоянием Янтарной комнаты следил особый мастер, который выполнял и небольшие реставрационные работы.

Конструктор в Царском Селе

Через десять лет Елизавета решила переместить Янтарный кабинет в новый летний дворец в Царском Селе. Янтарь — материал очень хрупкий, и специальная бригада рабочих переносила панели в ящиках буквально вручную. Поскольку 96-метровый зал в новом дворце был больше прежнего по площади, панели опять дополнили расписным холстом. Когда в 1763 году Екатерина II приказала заменить их янтарными деталями, для этого понадобилось не менее полутонны янтаря.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. 1917 год. Автохром Андрея Зееста. Архив музея-заповедника «Царское Село». <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. 1917 год. Автохром Андрея Зееста. Архив музея-заповедника «Царское Село». Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте

К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Она располагалась в «золотой» анфиладе парадных залов дворца. Янтарное оформление занимало три стены (в четвертой были окна) и было распределено на два яруса. Центральный средний ярус между ними состоял из восьми больших симметричных вертикальных панно. В четыре из них вмонтировали флорентийские мозаики из цветных камней. Они изображали аллегории природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние (вместе). Нижний ярус покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик. Убранство комнаты дополняли наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилось богатое собрание янтарных изделий XVII–XVIII веков работы российских, польских и немецких мастеров.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Комод 1770-х гг., похищенный в годы Великой Отечественной войны. Сосна, ольха, палисандр, розовое дерево, красное дерево, грушевое дерево, клен, черное дерево, металл. Фото: <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Комод 1770-х гг., похищенный в годы Великой Отечественной войны. Сосна, ольха, палисандр, розовое дерево, красное дерево, грушевое дерево, клен, черное дерево, металл. Фото: Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте

Перепады температуры и нестабильная влажность, печное отопление и сквозняки создавали неблагоприятную для янтаря среду. Детали Янтарной комнаты разрушались, и их постоянно реставрировали. В XIX веке такие работы проводились трижды: в 1833, 1865 и 1893–1897 годах. В XX веке небольшая реставрация была проведена в 1933–1935 годах, капитальная намечалась на 1941 год.

Военный трофей

В первые дни Великой Отечественной войны началась эвакуация музейных ценностей из Екатерининского дворца. Однако хрупкую Янтарную комнату невозможно было без потерь спешно разобрать и вывезти. Ее решили не трогать, а законсервировать. Янтарные панели оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте

Немцы, оккупировавшие Пушкин, объявили дар Фридриха Вильгельма I ошибкой и занялись ее исправлением. Янтарную комнату демонтировали и отправили в Кенигсберг. Янтарные панно и двери разместили в одном из залов Кенигсбергского замка. Там они выставлялись для обзора с 1942 по 1944 годы.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Андрей Белимов-Гущин / <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Андрей Белимов-Гущин / Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте

При окончательном отступлении панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С того времени следы комнаты теряются, зато множатся версии, где ее искать. Обнадеживающее событие произошло в 1997 году, когда в Германии был обнаружен оригинал мозаичного панно «Осязание и обоняние». Через три года оно вернулось в Россию и теперь выставлено в Екатерининском дворце рядом с копией, воссозданной реставраторами в 1996 году.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Художник-реставратор Царскосельской янтарной мастерской Сергей Павлович Каминский осматривает янтарные панно. Фото: <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Художник-реставратор Царскосельской янтарной мастерской Сергей Павлович Каминский осматривает янтарные панно. Фото: Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фрагмент панорамы. Источник: <a href="http://www.tzar.ru">tzar.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фрагмент панорамы. Источник: tzar.ru

В 2003 году открылась и вся возрожденная Янтарная комната — плод двадцатилетней работы мастеров «Царскосельской янтарной мастерской». Более двадцати лет реставраторы по специально разработанной технологии складывали утраченное из пятисот тысяч кусочков янтаря по старым фотографиям.

Подземные версии

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте

Тот факт, что Янтарный кабинет вывезли из Кенигсберга, регулярно подвергается сомнению. Предполагается, что мощного налета английской авиации в августе 1944 года комната была спрятана в подземельях замка. После штурма Кенигсберга советскими войсками никаких ее следов обнаружить не удалось. Одни исследователи полагают, что янтарные панели просто сгорели при пожаре; другие — что они до сих пор таятся в каких-то подземельях бывшего Кенигсберга или где-то в тайнике в Европе. Третьи говорят, что Янтарной комнаты в Европе нет: ее либо нашли американские спецслужбы, и тогда она попала к частным коллекционерам в США, либо беглые нацисты успели вывезти ее в Южную Америку.

В начале 2010 года калининградские краеведы и историки заинтересовались железобетонным бункером генерала Отто фон Ляша, который командовал немецкой обороной Кенигсберга. Бункер расположен неподалеку от места, где стоял замок и где в последний раз видели Янтарную комнату. Остатки самого замка по распоряжению ЦК КПСС взорвали в 1960-х, а бункер сохранился. При его исследовании за кирпичной стеной нашли особо укрепленное металлом и слоем резины помещение. На этом исследование затормозилось, но сложилась теория, что в бункере начинался подземный ход к подвалам замка, откуда Янтарную комнату и перенесли в бронированный тайник.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков / Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте

В 2016 году польские поисковики объявили, что Янтарная комната наверняка находится в немецком бункере на севере Польши, в глуши, в местечке Мамерки. С помощью георадара там обнаружили некий замурованный тайник, куда якобы переместили комнату уже в 1950-х. История, как обычно, ни к чему не привела.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Андрей Белимов-Гущин / <a href="https://vk.com/tsarskoye_selo_museum">Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фото: Андрей Белимов-Гущин / Пресс-служба музея-заповедника / ВКонтакте

Наконец, в октябре 2017 года немецкие исследователи-энтузиасты сообщили, что почти нашли Янтарную комнату. По их мнению, она спрятана около Дрездена — в известняковых Рудных горах на юге Саксонии, в так называемой пещере Принца, куда ведет узкий горный тоннель длиной 18 метров. В пещере, опять же с помощью георадара, были обнаружены замурованные полости, а также следы стальных тросов, на которых панели опускали под землю. Немцы говорят, что получили наводку на это место от сведущих людей еще в 2001 году. Якобы пещера тайно использовалась нацистами, а в 1945 году поблизости был замечен поезд из Кенигсберга.

Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фрагмент панорамы. Источник: <a href="http://www.tzar.ru">tzar.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Государственный музей-заповедник «Царское Село». Янтарная комната. Фрагмент панорамы. Источник: tzar.ru

У всех этих версий есть одна слабая сторона: янтарь — хрупкий природный материал, для его сохранения нужны особые условия. Даже в музее он требует постоянной реставрации и подновления. Обеспечить такие условия в спешно созданном подземелье вряд ли возможно. И, скорее всего, «Тайна Янтарной комнаты» останется тайной.

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100