Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Матильда здесь больше не живет

Петербургские адреса Матильды Кшесинской: императорские театры, несколько великих князей, приморская вилла, северный модерн, коровница Катя, студент Агабабов, апрельские тезисы, а также восемь рюмок от Наследника.

Год столетнего юбилея революций 1917 года подтвердил старую мысль: история повторяется дважды, и второй раз — в виде фарса. Ведь трудно по-другому относиться к тому, что одной из самых обсуждаемых тем 2017 года оказался роман последнего русского императора и легендарной балерины Матильды Кшесинской. К этому факту можно прибавить удивительную судьбу особняка Кшесинской, превращенного в Музей революции. Получается, что эта своеобразная женщина, блиставшая на подмостках императорских театров, самую неожиданную свою роль сыграла на сцене большой истории.

Кшесинская 2-я

Матильда Кшесинская. Фотография 1890-х. Источник: <a href="http://foto-history.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Матильда Кшесинская. Фотография 1890-х. Источник: livejournal.com

Матильда Феликсовна Кшесинская прожила почти сто лет, и вся ее жизнь была связана, во-первых, с балетом, во-вторых — с членами императорской фамилии. Половина этой яркой жизни прошла в Северной столице — том самом «блистательном Санкт-Петербурге», где на прогулке по Невскому можно встретить будущего царя, а на выпускной балетного училища приходит все большое семейство Романовых. На склоне лет Кшесинская написала мемуары, где, возможно, скорректировала события в выгодную для себя сторону. Все равно они остаются богатым источником сведений о быте и нравах самого верхнего слоя Российской империи.

Кшесинскую можно считать коренной петербурженкой, хотя это понятие ничего не значило в космополитичной и открытой столице. Она родилась в Лигово (сейчас это Красносельский район Петербурга), на пригородной даче, куда летом выезжали ее родители, и стала самой младшей в большом артистическом семействе Кшесинских. Ее отец Феликс Кшесинский, уроженец Варшавы, в середине XX века переехал в Петербург, где стал солистом Мариинского театра и балетмейстером. Его считали виртуозным исполнителем мазурки. Кшесинская пишет, что мазурка вошла в обиход великосветских балов после того, как молодой Феликс станцевал ее перед Николаем I.

Все трое детей Кшесинского пошли по его стопам, и Матильда дебютировала как «Кшесинская 2-я» — первой уже была ее старшая сестра. Императорское театральное училище на Театральной улице (ныне Академия балета на улице Зодчего Росси) можно считать таким же адресом Матильды Феликсовны, как два ее особняка или дача в Стрельне. Хотя она была не «пепиньеркой», а приходящей ученицей, то есть жила дома, приезжая в училище на уроки и репетиции. Семья Матильды, кстати, собственного дома в столице не имела, обходясь большой арендованной квартирой.

Цесаревич Николай Александрович. 1891 г. Источник: <a href="http://www.pravmir.ru">pravmir.ru</a>. Strana.Ru
Цесаревич Николай Александрович. 1891 г. Источник: pravmir.ru

В училище, опять же по словам Кшесинской, и завязался роковой любовный сюжет. 23 мая 1890 года, после выпускного спектакля 17-летняя Матильда встретилась с 22-летним Наследником (именно так, с заглавной буквы, она неизменно называет еще не царя, но цесаревича Николая Александровича Романова) и мгновенно влюбилась в него.

Училище она «окончила с первой наградой и получила полное собрание сочинений Лермонтова». Вообще в таланте Кшесинской никто из балетоманов не сомневался, тем более что балет — искусство, где невозможно быть звездой только по протекции. К таланту, технике и огромной трудоспособности прибавлялись столь же огромные амбиции и исключительная привлекательность. Поэтому и кавалеров себе балерина выбирала не ниже, чем из великих князей.

Красное Село и Английский проспект

Роман балерины и цесаревича, так неожиданно взбудораживший публику сто лет спустя, остается вопросом домыслов и интерпретаций. То есть роман, безусловно, был, и длился он четыре года строго до женитьбы Николая. Степень же увлечения участников нам неизвестна — остается принимать или не принимать на веру слухи, ходившие среди современников, и позднейшую версию самой Матильды. Дневник Кшесинской, который остался в России и хранится в Театральном музее имени Бахрушина, примерно подтверждает ее слова.

Летний театр в Красном Селе. Главный вход. Фото К. Буллы из собрания И.Е. Филимонова. Источник: <a href="http://www.citywalls.ru">citywalls.ru</a>. Strana.Ru
Летний театр в Красном Селе. Главный вход. Фото К. Буллы из собрания И.Е. Филимонова. Источник: citywalls.ru

По этой версии, они с Наследником встречались все чаще, испытывая взаимное влечение, и весело проводили время то в театре, то в Манеже, то на гвардейских летних сборах в Красном Селе, куда летом перемещалась придворная жизнь, а вместе с ней и императорский балет. Великолепное деревянное здание красносельского летнего театра стояло на берегу Безымянного озера, его окружал Театральный парк с фонтанами и купальнями на берегу. Мы уже не увидим это романтическое место — театр сожгли немцы, когда отступали из Красного Села.

В Петербурге Кшесинская жила в родительской квартире, куда Николай однажды вечером явился без предупреждения самолично, представившись для прислуги «гусаром Волковым». Матильда вышла к гостю совсем не при параде — с перевязанным больным глазом, но это его не оттолкнуло. Визиты продолжались, и поскольку продолжение романа в семейном доме строгих правил было невозможно, цесаревич снял для Кшесинской отдельный дом на Английском проспекте. Ради соблюдения приличий она переехала туда вместе с сестрой. Дом она подобрала сама.

«Я нашла маленький, прелестный особняк на Английском проспекте, № 18, принадлежавший Римскому-Корсакову. Построен он был Великим Князем Константином Николаевичем для балерины Кузнецовой, с которой он жил <…>.
Много счастливых дней я прожила в этом доме. Наследник обыкновенно приезжал вечером, к ужину, весь день он был очень занят. Приезжали с ним иногда и его молодые дяди. Великие Князья Георгий, Александр и Сергей Михайловичи. Бывали у меня граф Андрей Шувалов с Верой Легат, балетной артисткой, на которой он потом женился, и Николай Николаевич Фигнер, тенор Мариинской оперы, которого Наследник очень любил».

Санкт-Петербург. Особняк на Английском проспекте, 18. Источник: <a href="https://yandex.ru/maps">yandex.ru/maps</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Особняк на Английском проспекте, 18. Источник: yandex.ru/maps
Матильда Кшесинская и Вера Тефильева в балете «Пробуждение Флоры». Фотография 1890-х. Источник: <a href="http://chtoby-pomnili.com">chtoby-pomnili.com</a>. Strana.Ru
Матильда Кшесинская и Вера Тефильева в балете «Пробуждение Флоры». Фотография 1890-х. Источник: chtoby-pomnili.com

Матильда наверняка учитывала «бэкграунд» дома. Великий князь Константин Николаевич, брат Александра II, был очень незаурядным человеком, несчастливым в семейной жизни. Уже в зрелом возрасте он полюбил молодую балерину Анну Кузнецову и поселился с ней в этом скромном по дворцовым меркам доме. Правда, конец истории был печальным — двое из четырех детей Константина Николаевича и Кузнецовой умерли, а сам великий князь в последние годы перенес инсульт и, беспомощный, вернулся умирать к нелюбимой жене.

Кшесинская, по ее словам, изначально знала, что у связи с цесаревичем нет перспективы. Однако пока все было весело, и на новоселье Николай подарил возлюбленной восемь золоченых рюмок для водки.

Сегодня в доме 18 на Английском проспекте размещается банк. О великосветском прошлом там мало что напоминает — просто добротный дом старой застройки.

Дача в Стрельне

Великий князь Сергей Михайлович. Источник: <a href="https://ru.wikipedia.org">wikipedia.org</a>. Strana.Ru
Великий князь Сергей Михайлович. Источник: wikipedia.org

В особняк на Английском проспекте Кшесинская переехала в 1892 году, а через два года ее отношения с Николаем закончились. Александр III умер в Ливадии, Алиса Гессенская приняла православие и стала Александрой Федоровной, новая императорская чета обвенчалась в церкви Зимнего дворца и уехала в Москву на коронацию. Матильда на прощанье получила щедрый подарок — дом, в котором жила. В одиночестве она тоже не осталась, хотя сильно страдала. Но у нее уже был новый высокопоставленный покровитель — великий князь Сергей Михайлович. Николаю он приходился дядей, но был моложе его на год.

Сергей Михайлович полюбил Кшесинскую буквально на всю жизнь: его тело, поднятое из шахты в Алапаевске, опознали по медальону, который когда-то подарила ему Матильда. Этот медальон с надписью «Маля» и двумя датами — днями рождения его и Кшесинской — Сергей Михайлович сжимал в руке, когда его застрелили. Матильда же вспоминала о нем так:

«Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила. Тем верным другом, каким он показал себя в эти дни, он остался на всю жизнь, и в счастливые годы, и в дни революции и испытаний».

Благодаря Сергею Михайловичу у Кшесинской появилась великолепная приморская дача, многие годы остававшаяся одной из достопримечательностей Стрельны.

«Этим летом я часто гуляла по тенистым аллеям парка, окружавшего великолепный дворец Великого Князя Константина Николаевича в Стрельне, который тянулся от дворца до самого моря. Широкие каналы отделяли дворец и парк от частных владений. Однажды во время прогулки я увидела прелестную дачу, расположенную посреди обширного сада, простиравшегося до самого моря. Дача была большая, но запущенная, но общее расположение участка мне понравилось. На углу висела вывеска «Дача продается», и я пошла внимательно все осматривать. Видя, что дача мне очень понравилась, Великий Князь Сергей Михайлович ее купил на мое имя, и в следующем году я уже в нее переехала на все лето».

Стрельна. Дача Кшесинской. Открытка начала XX века. Источник: <a href="https://pastvu.com">pastvu.com</a>. Strana.Ru
Стрельна. Дача Кшесинской. Открытка начала XX века. Источник: pastvu.com
Великий князь Андрей Владимирович. Источник: <a href="https://ru.wikipedia.org">wikipedia.org</a>. Strana.Ru
Великий князь Андрей Владимирович. Источник: wikipedia.org

Сергей Михайлович действительно поддерживал Матильду во всем, и это отношение не изменилось даже после появления в ее жизни нового Романова — молодого великого князя Андрея Владимировича, в которого Кшесинская влюбилась и который, несмотря на все препятствия, в итоге стал ее мужем. На даче в Стрельне родился единственный сын Кшесинской, которого признавали своим оба великих князя. Так что «Вова» Красинский (Кшесинская утверждала, что ее предками были польские графы Красинские), позже получивший титул светлейшего князя и фамилию Романовский-Красинский, первые десятилетия жизни прожил как Сергеевич, а потом стал Андреевичем.

Вилла в Стрельне по роскоши и комфорту превосходила даже соседний Константиновский дворец. Во дворце еще не было электричества, а у Кшесинской имелась собственная электростанция. Плюс собственная пристань, эллинг для катера, гараж, не говоря уж про большой сад с фонтаном, парники, оранжерею и ферму с коровой. На зиму корову перевозили в город, чтобы в хозяйстве всегда было свежее молоко. Для Вовы к его девятому дню рождения построили особый детский домик рядом с дачей. Летние праздники в усадьбе устраивали прямо на берегу залива. Это было очень модное светское место.

Матильда Кшесинская на даче в Стрельне. Фотография конца XIX века. Источник: <a href="http://www.citywalls.ru">citywalls.ru</a>. Strana.Ru
Матильда Кшесинская на даче в Стрельне. Фотография конца XIX века. Источник: citywalls.ru

Кшесинская, судя по всему, всей душой полюбила Стрельну, намереваясь остаться там и после смерти. На кладбище при Свято-Троицкой Приморской пустыни она построила часовню и семейный склеп, где похоронила свою мать и выбрала место для себя. Но, как обычно, все изменила революция: Матильда покинула Россию, а монастырское кладбище было полностью разрушено и новой властью, и немцами.

Вилла на Березовой аллее, выстроенная из прочной лиственницы, пережила все исторические бури и превратилась в жилой дом с коммуналками. В 1968 году, за три года до смерти Кшесинской, ее просто разобрали на дрова. А сегодняшняя Стрельна изменилась так кардинально, что остался только адрес «Березовая аллея, 3» и старые открытки. На том месте, где Матильда прожила 23 счастливых года, теперь стоят коттеджи гостиничного комплекса «Дворец конгрессов».

Особняк на Кронверкском проспекте

Дом в Стрельне был летней дачей, а в городе Кшесинская построила для себя и сына столь же комфортабельный дом, продав особняк на Английском проспекте. И если старый особняк ничем особенным не выделялся, то новый без слов говорил о незаурядной личности хозяйки.

Сегодня уже трудно представить, как эта городская усадьба выглядела в начале прошлого века, когда Петроградская сторона только застраивалась новыми доходными домами и особняками. К тому же Музей революции, который в итоге разместился в доме Кшесинской, потребовал некоторой перестройки здания — его соединили с соседним особняком Бранта. Тем не менее главное видно сразу: это образцовый, великолепный северный модерн.

Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Фотография начала века. Фото из архива Музея политической истории России / <a href="https://vk.com/polithistorymuseum">Вконтакте</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Фотография начала века. Фото из архива Музея политической истории России / Вконтакте
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Фото: Музей политической истории России / <a href="http://www.polithistory.ru">polithistory.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Фото: Музей политической истории России / polithistory.ru

Архитектор Александр фон Гоген (чуть позже он построит там же рядом Соборную мечеть) спроектировал абсолютно асимметричное здание с лаконичным симметричным декором. Сложенное из объемов разной высоты и величины, оно отделано гранитом двух цветов, кирпичом, майоликовой плиткой и украшено сдержанными металлическими узорами. Дом Кшесинской не похож на банальный образ «особнячка в стиле модерн». Это очень модное и авангардное на момент 1906 года строение. При этом все устройство дома — не напоказ, а «для себя», и даже вход в дом устроен не с улицы, а через внутренний двор с садом. Матильда Феликсовна получила полноценную городскую усадьбу с приусадебным хозяйством. В хозяйстве имелись и гараж на два личных автомобиля, и прачечная, и уже упомянутая корова, при которой состояла коровница Катя.

Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Фото: Музей политической истории России / <a href="http://www.polithistory.ru">polithistory.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Фото: Музей политической истории России / polithistory.ru
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Воссозданный интерьер. Фото: Музей политической истории России / <a href="http://www.polithistory.ru">polithistory.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Воссозданный интерьер. Фото: Музей политической истории России / polithistory.ru

В самом доме тоже было все, чего может пожелать от своего жилища «звезда» с почти неограниченными ресурсами. Личные апартаменты, кухня для гостей и кухня для прислуги, кладовая с постоянным запасом продуктов, ледник, заменявший холодильники, винный погреб с помещением для вечеринок, буфетная и бильярдная, гардеробные для обычных нарядов и для театральных костюмов, залы для приемов и для танцев, тот самый балкон, с которого в 1917 году выступал Ленин, и зимний сад с огромным окном-витриной. А еще автономное водяное отопление, комфортабельные ванные и уборные.

Матильда Кшесинская в гостиной своего особняка на Кронверкском проспекте. Источник: <a href="http://foto-history.livejournal.com">livejournal.com</a>. Strana.Ru
Матильда Кшесинская в гостиной своего особняка на Кронверкском проспекте. Источник: livejournal.com
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Окно-витрина зимнего сада. Фото: Музей политической истории России / <a href="http://www.polithistory.ru">polithistory.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Окно-витрина зимнего сада. Фото: Музей политической истории России / polithistory.ru

Такой дом требовал огромных ресурсов, и у Кшесинской они были. Она танцевала все партии балетного репертуара, какие считала «своими», и получала огромные гонорары, так что рассматривать ее как «содержанку великих князей» не стоит. Скорее она была суперзвездой с особыми связями, которые приносили доход. Но вся эта роскошь тоже была обречена: в 1917 году особняк явочным порядком реквизировали революционеры.

Апрельские тезисы

В конце февраля 1917 года, как пишет Кшесинская, «я покинула свой дом, и он был занят какой-то бандой, во главе которой находился студент-грузин Агабабов». Матильда с сыном успела заранее укрыться на квартире артиста Юрьева, а потом у брата. Учитывая теснейшие связи с императорской фамилией, ей было чего опасаться. Больше всего она боялась за сына.

Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Парадная лестница. Фото: Музей политической истории России / <a href="http://www.polithistory.ru">polithistory.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Парадная лестница. Фото: Музей политической истории России / polithistory.ru

В доме между тем осваивались новые хозяева. Кшесинская пыталась как-то с этим разобраться, и летом ей даже удалось официально отсудить особняк у большевиков, но все уже было напрасно. Николай II отрекся, великие князья были арестованы, Российской империи больше не существовало. В следующем году Сергея Михайловича расстреляли в Алапаевске. Судьба царской семьи всем известна. Андрей Владимирович, который с начала Первой мировой служил при Генштабе, во время революционных событий находился в Кисловодске. Его тоже арестовывали, но каким-то чудом отпустили. Летом 1917 года к нему смогла приехать Кшесинская с сыном. В марте 1920-го, когда Гражданская война на юге была Белой армией проиграна, все они отплыли из Новороссийска в Константинополь, а потом во Францию.

Ленинград. Музей революции в особняке Кшесинской на Кронверкском проспекте. Экспозиция в Белом зале. Фото из архива Музея политической истории России / <a href="http://www.polithistory.ru">polithistory.ru</a>. Strana.Ru
Ленинград. Музей революции в особняке Кшесинской на Кронверкском проспекте. Экспозиция в Белом зале. Фото из архива Музея политической истории России / polithistory.ru

До окончательного отъезда из Петербурга Матильде удалось увидеть, во что превратился ее дом и что стало с ее вещами:

«Мне предложили потом подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковер, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья, я поспешила выйти, слишком тяжело было смотреть на это варварство. В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками.
<…>
Проезжая как-то мимо своего дома, я увидела Коллонтай разгуливающей в моем саду в моем горностаевом пальто. Как мне говорили, она воспользовалась и другими моими вещами, но не знаю, насколько это верно».

Музеефикация

Дальнейшая судьба особняка причудлива. Все помнят, что с его балкона Ленин читал революционной толпе «Апрельские тезисы», но надолго большевики там не задержались. Через три месяца после самозахвата их выселили по суду, а дом заняли солдаты самокатного батальона. Самокатчики (то есть военные велосипедисты) разграбили то, что осталось после большевиков. Потом, после победы Октября, в особняк вселялись разные учреждения, а после убийства Кирова там открыли его музей. При живом Кирове об особняке в городе ходили разные слухи: говорили, что партийцы кутят там с балеринами, как в былые времена великие князья.

Ленинград. Открытие Музея революции в 1957 году. Фото из архива Музея политической истории России / <a href="http://www.polithistory.ru">polithistory.ru</a>. Strana.Ru
Ленинград. Открытие Музея революции в 1957 году. Фото из архива Музея политической истории России / polithistory.ru

Так или иначе, в 1957 году особняк реконструировали, и в объединенном комплексе дома Кшесинской и дома Бранта открылся Музей революции -- самый официозный и скучный музей Ленинграда. С 1991 года он называется Музеем политической истории России и теперь переживает новый расцвет. У музея очень интересная огромная коллекция, но в экспозиции Кшесинской личных вещей Матильды почти нет — всего пара ее платьев. Зато есть два зловещих экспоната, которые она вряд ли могла вообразить в своем доме: парадный портрет Николая II из его кабинета в Зимнем дворце, истыканный революционными штыками, и фотография подвала Ипатьевского дома.

Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Музей политической истории России. Платье Матильды Кшесинской. Фото: Музей политической истории России / <a href="http://www.polithistory.ru">polithistory.ru</a>. Strana.Ru
Санкт-Петербург. Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте. Музей политической истории России. Платье Матильды Кшесинской. Фото: Музей политической истории России / polithistory.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100