Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

На всех парах. ФОТОИСТОРИЯ

Водокачка и теплушка, сифон и поддувало: окунемся в железнодорожную историю и вдохнем ностальгический аромат паровозного дыма

На железнодорожном салоне «ЭКСПО 1520» в московском городском округе Щербинка демонстрируются новейшие локомотивы, вагоны, контейнеры, терминалы, системы автоматизации. В рамках международного форума проходит парад исторических паровозов, восстановленных до рабочего состояния.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Во время динамического показа перед гостями проезжают действующие образцы отечественного паровозостроения, в том числе магистральный пассажирский паровоз П36, получивший прозвище «Генерал». На фронтоне мощной машины красуется красная звезда с барельефными профилями Ленина и Сталина.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

В наше время паровозы стали экзотикой. Им на смену пришли современные, более скорые, мощные и экономные локомотивы. Но в истории железных дорог не было более красивых и романтичных машин, чем паровозы. Окутанные дымом «железные кони» вдохновили многих писателей, художников, режиссеров.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Для показа выстроились в ряд паровозы разных эпох и конструкций — легендарная «овечка» 1905 года постройки, символ советской эпохи «Феликс Дзержинский», локомотив серии «Э», совершавший фронтовые перевозки, послевоенный грузовой паровоз «Лебедянский Ворошиловградский».

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Паровозы «живут» в депо на станции «Подмосковная», где воссоздана историческая атмосфера начала ХХ века. Здание вокзала сложено из красного кирпича, рядом с ним стоит самая настоящая водокачка. Помещение вокзала тоже соответствует духу времени, в нем есть телеграф, буфет, залы ожидания для различных сословий.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

В депо ремонта ржавые паровозы, лишившиеся ряда механизмов и деталей. Мастера дарят вторую жизнь ветеранам отечественных железных дорог. На восстановление железной рухляди до состояния работающей машины уходит примерно год. После ремонта паровозы выходят из цеха как новенькие.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

В честь Дня железнодорожника на путях станции «Подмосковная» всем желающим показывают паровозы в действии. Гудя, свистя и выбрасывая столбы дыма, стальные машины проходят мимо зрителей, выстроившихся вдоль платформы. Никто не остается равнодушным при виде этих огнедышащих монстров.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

По выходным дням паровоз уходит в путь под музыку духового оркестра. На ретропоезде можно совершить экскурсию от станции «Подмосковная» до музея железнодорожной техники на Рижском вокзале. Такие же поезда отправляются в поездки в Тулу и в Ясную Поляну, во Владимир и в Суздаль.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Надпись «Закрой сифон и поддувало» — это не ругань в пылу спора, а забытый нынче железнодорожный знак. Чтобы не обжечь выхлопом людей, на станции следует остановить работу устройства для увеличения тяги в трубе. Поддувало должно быть закрыто, чтобы горящая зола не спалила деревянные шпалы.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

На станции прогуливаются степенные кавалеры с дамами в нарядных шляпках, вокруг них бегают маленькие разносчики газет. Реконструкторы в исторических костюмах добавляют особый колорит железнодорожному празднику, дают возможность почувствовать атмосферу ушедшей эпохи.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

На путях стоят старые товарные вагоны. Они использовались и для доставки грузов, и для перевозки животных и людей. Каждый вагон рассчитан на сорок человек или восемь лошадей. Оборудованные печкой-буржуйкой и утепленные деревянными щитами, такие вагоны назывались теплушками.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

«Холодные» паровозы, установленные в виде памятников перед зданиями вокзалов, совсем не похожи на те коптящие машины, что движутся по рельсам, стуча колесами и пыхая паром из цилиндров. Настоящий, не музейный паровоз должен быть «горячим», стучащим, окутанным дымом, в общем, живым.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Машинист ведет локомотив по заданному маршруту и управляет действиями паровозной бригады. Эта должность всегда была в почете. Чтобы стать машинистом, нужно было проработать в депо не менее десяти лет, пройдя последовательно все ступени от слесаря-котельщика до кочегара.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Перед отправлением состава следует проверить напряжение электросети, уровень воды и давления воздуха в тормозной системе паровоза. Сотрудники бригады относятся к своему локомотиву, словно к живому существу. Такое отношение можно сравнить с действиями человека, ухаживающего за строптивым конем.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Задача кочегара — не только подбрасывать уголь в топку, но и поддерживать нужное давление пара. Пар — это кровь, текущая по жаровым трубам, как по жилам. Пара должно быть ровно столько, сколько нужно в данный момент. Кочегар следит за уровнем пара, забрасывая в жаровню очередную лопату топлива.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Перед отправлением паровоза в рейс смазываются все трущиеся части, крепления и болты. Масло для каждого узла применяется свое — осевое, цилиндровое, компрессорное, автол, нигрол, солидол. Масленок-веретенок много, и каждая окрашена в свой цвет, чтобы не перепутать сорта масла.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Паровоз благодарно отвечает людям, которые за ним ухаживают. Он бежит легко и бойко, не напрягаясь и не кряхтя, весело попыхивая колечками дыма и звонко гудя на переездах. Особенно резво скользит по рельсам паровоз 9П-19499, олицетворяющий время первых советских пятилеток.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Состав приходит на станцию назначения. Помощник кочегара протирает шатуны, дышла, поршни и огромные красные колеса с белыми ободами. Колеса имеют яркую окраску, чтобы в ходе осмотра на красном фоне отчетливо выделялись бы дефекты — трещины, сколы, вмятины.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Сотрудники паровозной бригады окунают в опилки руки, соляркой выжимают въевшуюся угольную пыль и пятна мазута. Собравшись у открытого водомерного краника, они смывают с лиц, шей и затылков следы напряженного трудового дня. Рейс окончен, теперь можно немного отдохнуть.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

По завершении работы салона «ЭКСПО 1520» паровозы, принимавшие участие в парадах, возвращаются на станцию «Подмосковная». Исторические локомотивы не простаивают без дела. Почти каждый день паровозы снимаются в кино, тянут вагоны туристических ретропоездов или заправляются водой на радость экскурсантам.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Паровоз — нечто большее, чем просто машина. Это живой организм со своим личным характером и индивидуальными привычками. Хорошо, что и в сейчас, в порыве ностальгии, можно прокатиться в стареньком вагоне, глядя на красивые пейзажи, подернутые клочковатым туманом паровозного дыма.

Игорь Стомахин / Strana.ru. Strana.Ru
Игорь Стомахин / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100