Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Войти / Зарегистрироваться

как пользователь «Страны»

как пользователь соцсетей

Сайт не сможет открыть доступ к вашим личным сообщениям и видеть пароль.

Обратная связь

Все поля обязательны для заполнения

Паровозик из Ромашково. ФОТОИСТОРИЯ

Фуникулер Владивостока, появившийся как дань моде полвека назад, стал востребованным средством передвижения не только туристов, но и горожан.

Слово «фуникулер» французское, но произошло от латинского слова funiculus, что означает веревка, канат. Обыватели часто путают фуникулер и канатную дорогу, но это разные транспортные средства, хотя задачи у них схожие — перевозка пассажиров и грузов в местности с крутым рельефом. Разница только в том, что вагончики канатной дороги едут по воздуху, не касаясь земли, а фуникулера — едут по рельсам, движимые канатной тягой. Тот же трамвай, но горный.

Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Лет 20 назад казалось, что фуникулер — атавизм, который постепенно уходит в историю. Ну еще бы, архаично выглядевшие вагончики, будь то подвешенные на канатной дороге или перемещающиеся по рельсам, зачастую представлялись чем-то замшелым, увозящим вместе со скрипом несмазанных роликов в прошлое.

Нынче же фуникулер — модный атрибут цивилизованного мира. Везде, где есть перепады высот, обязательно есть и фуникулер. Рельсовая дорога на Монмартр в Париже, канатка на гору Салев в Женеве или многочисленные лиссабонские фуникулеры — лишь немногие примеры. Есть подобные приспособления и в России.

Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

На Дальнем Востоке единственный фуникулер имеется во Владивостоке. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы по внешнему виду остановочных павильонов и вагончиков определить время их появления. Это своего рода паровозик из Ромашково. Да-да, их не меняли с момента постройки, а лишь ремонтировали. Так вот, архитектура сооружений позволяет однозначно отнести их к временам правления Никиты Хрущева. Открываем путеводитель — так оно и есть, годы строительства: 1959–1962.

Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Посетив город Сан-Франциско, Никита Сергеевич был настолько впечатлен его обликом, что принял решение нечто подобное сделать во Владивостоке, рельеф местности которого показался ему похожим. Сказано — сделано! Никакой раскачки и тягомотины. По решению руководства страны был открыт проект «Большой Владивосток». А решение о строительстве двух фуникулеров во Владивостоке было принято 20 мая 1955 года исполнительным комитетом городского совета депутатов трудящихся. Да-да, фуникулеров планировалось аж два. Геодезическая часть работ по созданию первого подъемника была поручена коллективу под руководством главного маркшейдера комбината «Приморскуголь» П. Бутылина, а архитектором проекта стал П. Шевяков — создатель фуникулера в Сочи. Непосредственно строительные работы начались в 1959 году на склоне горы Орлиное гнездо, обращенной к бухте Золотой Рог. Дорога общей длиной 250 метров и высотой подъема 79 метров была оснащена конструкциями и механизмами, мощности которых в СССР не было равных. Вагоны были доставлены из Ленинграда, а сами подъемники произведены и приехали из Донецка. Вместимость вагончика фуникулера составила около 40 человек.

Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Фуникулер во Владивостоке представляет собой два подвижных вагончика, синий и красный, которые соединены между собой канатом. В то время как один вагон поднимается, второй опускается. Вагончики двигаются по рельсам однопутной линии с разъездом в центральной части. При такой схеме существенно экономится электроэнергия, которая расходуется фактически только на трение при движении и на разницу в весе пассажиров в вагонах.

Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Фуникулер планировалось запустить уже летом 1960 года, но из-за сложного рельефа реализация проекта несколько затянулась. Первых пассажиров новый вид транспорта принял лишь 5 мая 1962 года. Нижний остановочный пункт был устроен на Пушкинской улице, а верхний — на улице Суханова. За одну рабочую смену (в течение 17 часов) фуникулер перевозил до 5 тысяч человек.

Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Что касается второго владивостокского фуникулера, его планировали соорудить по оси Гайдамакского оврага. Протяженность маршрута должны была составить 500 метров, а высота — 115 метров. В город уже было доставлено необходимое оборудование. Однако вначале его строительство было отложено, а в итоге так и не состоялось.

Между тем, не дожидаясь окончания строительства фуникулера, параллельно ему по склону Орлиной сопки уже в 1957 году соорудили лестницу, которая использовалась почти исключительно во время ремонта или профилактики фуникулера, а также в ночное время, когда подъемник не работал, поскольку преодоление 368 ступенек — достаточно утомительное занятие.

Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

В течение всего времени эксплуатации фуникулер не работал лишь 2 раза: первый раз с 13 мая 2002 по 2 июля 2005 года во время капитального ремонта, после завершения которого, кстати, вагончики и получили современную окраску. До этого они оба были белого цвета.

Второй раз фуникулер не функционировал уже совсем недавно во время строительства тоннеля и моста через бухту Золотой Рог. Работа возобновилась 29 августа 2011 года.

Сегодня владивостокский фуникулер — это не только туристическая роскошь, но и реальное средство передвижения. Кроме туристов, основными пассажирами фуникулера являются студенты ДВФУ, учебные корпуса которого расположены на склоне поблизости от остановочных пунктов. Ну а туристы благодаря фуникулеру могут довольно быстро и легко добраться до смотровой площадки на сопке Орлиное гнездо, с которой открывается прекрасный вид на мост через бухту Золотой Рог и весь Владивосток.

Владивосток. Вид на бухту Золотой Рог и Золотой мост с сопки Орлиное гнездо. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивосток. Вид на бухту Золотой Рог и Золотой мост с сопки Орлиное гнездо. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Характеристики

Время в пути: 1,5 минуты.
Время стоянки: от 3 минут (будни) до 5 минут (выходные).
Перепад высот между нижней и верхней точкой: 70 метров.
Часы работы: с 7:00 до 20:00 без перерывов и выходных.
Стоимость проезда: 12 рублей, оплата кондуктору при входе в вагон.
Адрес и расположения фуникулера во Владивостоке:
Верхняя станция расположена на одноименной остановке.
Нижняя станция расположена на улице Пушкинской. Общественный транспорт по ней не ходит, а добраться до нее можно, выйдя на остановке ДВГТУ, от которой нужно пройти вверх на улицу Пушкинскую около 100 метров.

Владивостокский фуникулер. Книга отзывов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивостокский фуникулер. Книга отзывов. Фото: Наталия Судец / Strana.ru
Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru. Strana.Ru
Владивостокский фуникулер. Фото: Наталия Судец / Strana.ru

Связанные места

в путеводителе

Rambler's Top100